Люди в хоккее. Часть 1
Я люблю, когда есть почерк. И верю в индивидуальность. Что не бывает идеальных, правильных решений. Или дизайна. Или текста. И на мой взгляд, чем больше увлечённых людей будут работать в хоккее, тем этот самый хоккей будет лучше. Я очень благодарен всем этим ребятам за хорошую работу, с ними было очень приятно работать.
— Я дизайнер. Уверен, что качественный дизайн меняет мир к лучшему. Считаю, что все должны заниматься спортом (хотя бы гимнастику делать). Это должно быть нормой, как чистить зубы по утрам.
Имидж и стиль хоккейной команды должны быть динамичными и дерзкими. В них однозначно должен быть вызов. Это ведь именно такая игра.
Работать над дизайном спортивной тематики очень интересно. Дело в том, что эта область находится в стороне от привычных дизайнерских задач. А ведь состояние спорта в стране и его внешний вид — это такое отражение состояния общества, как, например, архитектура. Приятное ощущение — когда понимаешь, что дизайн в стране добрался и до спорта.
Клубам сложно тратить серьёзные деньги на фирменный стиль команд потому, что они пока не пришли к пониманию необходимости этого самого стиля. Это странно, ведь не секрет, что хоккей — это бизнес. А успешный бизнес сейчас старается и выглядеть хорошо, часто даже уникально.
Качественный продукт нужно преподносить качественно. Вообще спортивную айдентику команды можно сравнить с опрятностью человека. Если он успешен и эффективен, то его внешний вид скорее всего будет аккуратным и современным. Ведь так? Так почему же команда, состоящая из отборных игроков, слаженная и сыгранная должна «донашивать» старый дизайн, сделанного кем-то когда-то на коленке?
Клиент мечты — это любой клиент, у которого интересный бизнес (не просто перепродажа китайских станков), который понимает что ему нужно и кто его аудитория.
Если какому-то клубу предложить эмблему нынешнего Адидаса или Найка (допустим, что нет таких брендов), то реакция будет скорее всего негативной. Дело в том, что командный спорт — это особая структура. Здесь уже есть свои законы и здесь сложно обойтись лаконичным решением. Эмблема клуба должна содержать какую-то историю: привязку к региону, животное-талисман, корни команды и т.д. В общем это не то поле, где нужно минималистичное решение.
Стиль российских команд, не смотря на «дороговизну» хоккея как спорта, выглядит как правило слабо. Дело в том, что просто этому никто похоже не придаёт значения. Пока у руководителей клубов просто нет понимания того, что конкурировать надо по всем фронтам, в том числе и в айдентике.
Чтобы подняться до уровня развитых в плане спортивного дизайна стран, необходимо как минимум начать создавать конкуренцию. Кто-то должен первым начать выглядеть круто. И эта крутость должна быть во всём. Она должна стать естественной для этой команды. Тогда остальные постепенно подтянутся.
Большинство считают себя компетентными в таких областях как дизайн или фотография. То есть они готовы критиковать тот или иной графический прием, изображение, стиль и так далее. Наверное дело в том, что это такие области, в которых результат кажется легко достижимым. А раз так, то и покритиковать можно.
saccade.ru | facebook | petr@saccade.ru
— Я — оптимист. Люблю хоккей, английский футбол и рок-музыку. Ценю людей, которые стремятся к поставленной цели, а также людей, не поступающие как все. Не люблю тщеславие и просто ненавижу рэп и попсу.
Мои самые любимые клубные фотографии — репортажи супругов Ярослава и Юлии Нееловых, ХК «Локомотив». Насколько я знаю, Ярослав первый в лиге, кто ввёл технологию съемки из ворот. Также большой плюс в нестандартных ракурсах, которые Ярослав ловит с места, расположенного между скамейками с игроками. Никто в лиге с таких ракурсов больше не снимает. После «Локомотива» по качеству и подходу я бы поставил ЦСКА и «Атлант».
Качество съёмки в «Фотобанке» КХЛ мне очень нравятся, но они рассчитаны больше на продажу, а не на просмотр: огромные метки, маленькое разрешение. Очень не нравится раздел «Обзор матчей», который висит на главной странице. В ней лежит всего 10–15 фото! Отдельный минус — ватермарк во все фото, его бы стоило убрать. Я понимаю, что защита прав, но не в таких же размерах.
Матчи НХЛ лежат в отдельных папках, приятно смотреть, удобно перелистывать; да и на количество они не скупятся. Есть более, чем полный обзор: фото арены перед матчем и внутри, болельщики идущие на матч и на трибуне, клубные магазины, талисманы и прочее, игровые моменты с разных ракурсов. Фото без меток, заходишь и смотришь в среднем разрешение, читаешь подробное описание и если она тебе нравится, справа есть кнопка — купить фото. Всё просто и аккуратно.
На данный момент именно спортивная съёмка денег не приносит, а если и приносит, то очень редко и мало. Никак не найду редакцию или сайт, с которыми можно завязать сотрудничество. Другие съёмки более прибыльные, но очень хотелось бы работать в спорте.
Если бы я был одним из руководителей КХЛ, например, по фото, то помимо съёмки самой игры была бы обязательна качественная предметная съёмка сувениров в магазине, фото самой арены, подготовки её к старту сезона; личных профайлов игроков, сборов команды, их вылетов, прилётов, тренировок, приездов команды на игру, разминок, каких-то исторические моменты (будь то рождение детей или вручение каких-то медалей). Многим болельщикам было бы интересно смотреть не только игровые картинки, но и то, что происходит в клубе и команде вне игры. И обязательный указ, чтобы охрана на прессу не наезжала, были удобные места для съемки фото, видео и прочего. Обязательно — чистые и не бликующие стекла бортов, хороший свет на арене.
Оформление карточек игроков можно было бы изменить и сделать что-то более качественно: шрифты, расположение всех элементов. На карточках очень много лишних слов, спонсоров — всё это находится в куче. В плане фото стоит придерживаться одного стиля: или это игроки, снятые в игровых моментах на матче крупным планом с ног до головы, или это художественный или просто постановочный кадр. Ведь не обязательно фото делать на льду.
К сожалению, ни с тренерами, ни с игроками не общаюсь — именно хоккей я снимаю и хожу к борту первый год и не хотелось бы думать, что последний. Ведь сезон подходит к концу и не понятно, удастся ли получить аккредитацию на следующий сезон и начать сотрудничество с кем-то.
Не могло так получиться, что я буду не любить спорт — родители приучили, в семье все любят его. Да и в детстве постоянно во дворе всё время проводили с друзьями на полях и коробках с мячами и шайбами, играя в футбол, волейбол, хоккей, баскетбол. После этого у всех обязательно появляются любимые клубы. Ты начинаешь следить за ними, ездить на матчи и постепенно входишь во вкус. Тут ведь как, или тебе дана любовь к спорту, или её нет.
sports | vkontakte | facebook | twitter | livejournal | sir.egor.filippov@gmail.com
— Я начинающий журналист с пометкой в студенческом о спортивной специализации. Учусь, совершенствуюсь, и всякое такое прочее. Когда надо — собираюсь, и становлюсь педантом, способным сдерживать эмоции.
Конечно, писать про спорт интересно. Во-первых, спорт — это всегда яркие эмоции. А во-вторых, спорт практически сам по себе мир, со своими героями и злодеями, историями и судьбами, и, конечно, же, победами и поражениями. Без такого компонента, как спорт, мне бы стало скучно жить, это точно.
Пожалуй, для меня нет ни идеального спортивного журналиста, ни какого-то ненавидимого мной. У каждого есть, чему поучиться, и, опять же у каждого есть неприятные стороны. Быть может, это я сейчас так сужу, а со временем мнение изменится, но пока — так.
Чтобы тебя читали, нужно писать интересно. А КХЛ-овские клубы в большинстве своём пишут скучно по одной простой причине — на настоящий момент у нас очень слабо развито всё, что можно считать именно хоккейной журналистикой. Нет конкуренции, поэтому никому ничего не надо — написал, и ладно, а как, что — это неважно, всё равно прочитают, потому что альтернативы нет. Конечно, есть светлые пятна, кому не наплевать, но пока этого мало.
Цель в жизни? Тут я не смогу дать точного ответа. С одной стороны, напрашиваются благородные цели, вроде, раз я тут прохожу путь становления спортивного журналиста — надо поднимать спортивную журналистику вообще. С другой стороны — сейчас нельзя быть «для всех», надо быть «для себя». Так вот, мне кажется, что идеально будет достичь баланса, между обществом и самим собой. Если же говорить про смысл работы — опять же, это для тех, кто меня читает. Донести до них свои мысли, и передать эмоции, и возможно, добиться диалога (благо обратная связь помогает). Может, я и не помогаю людям в однозначном смысле, но, хочется верить, что мои труды не пропадают даром, и хоть на что-то они влияют.
Если бы передо мной стояла задача, объяснить Пушкину, (представим, что он появился в наше время) что такое хоккей — проще было бы, его, как петербуржца, сводить на игру СКА, а там по пути разобрался бы, как рассказывать.
Когда мне впервые предложили написать текст «под заказ», я удивился. На тот момент я и не думал, что я способен осилить такой уровень. Так что изначально я вообще подумал, что меня кто-нибудь из друзей решил разыграть, поэтому никому ничего не говорил до самого конца.
Гуляя по Мытищам пару лет назад с апельсином в руке, наткнулся на Виталия Коваля. Разумеется, я знаю, что его зовут «Апельсином», но этот самый апельсин предложил ему машинально. Выяснилось, что Апельсин апельсины не ест. Не то, чтобы смешно, но вполне забавный случай, как по мне.
Я нигде пока по-настоящему не работаю, а то, что пишу — этого слишком мало, чтобы действительно говорить о больших деньгах. Так что в моём случае — искать возможности и улучшать способности — путь к успеху. А сделки с совестью, ради большего профита — как раз таки в спортивной журналистике с этим просто. Условно говоря, если я буду писать про любые другие команды, кроме своей любимой — это же не такая и сделка с совестью.
sports | twitter | vkontakte | facebook | shaq-nord@mail.ru
Вердикт
На мой взгляд, что легионеры более ответственно относятся к работе, чем штатники. Дело в большей мотивации наёмников. Это моё мнение. Ну и несомненный плюс — они здорово обогощают и дополняют имидж клуба.
В следующий части я расскажу о двух классных иллюстраторах и шрифтовике. А, ещё — Пётр, с днём рождения!
Фото авторов
дададада!!! и рекламные наклейки тоже долой с бортов!:)
хороший рассказ о хороших людях. спасибо.
Для себя хочу уяснить только пару моментов. Петр Быков в одной из реплик говорит следующие: «Если какому-то клубу предложить эмблему нынешнего Адидаса или Найка (допустим, что нет таких брендов), то реакция будет скорее всего негативной. Дело в том, что командный спорт — это особая структура. Здесь уже есть свои законы и здесь сложно обойтись лаконичным решением.»
У меня вопрос: Андрей, в одном из своих постов вы как раз говорили о том, что клубные лого должны быть простыми и в пример привели как раз адидасовские полоски. Все-таки в эмблеме должен быть баланс между сложностью и простотой одновременно? Или здесь просто встретились разные взгляды на спортивный дизайн?
И еще не понял фразу: « А КХЛ-овские клубы в большинстве своём пишут скучно». Может «про» пропущенно? Или речь о текстах, которые пишут в непосредственно клубах для популяризации бренда?
Да, Олег имел в виду, что клубные пресс-атташе и журналисты пишут скучно. Боятся, что влетит, вот сока и нет, я думаю :-)