Интервью - Cetera Labs и клубы КХЛ
«Маркетинг тайм» представляет интервью с Владиславом Уховым, сотрудником компании Cetera Labs, которая поддерживает ряд хоккейных клубов КХЛ в интернет среде. Новый сайт ХК "Салават Юлаев", осторожность в отношении Google+, недостатки Facebook и реальный интерес болельщиков в игровой статистике.
- Представьтесь, пожалуйста, расскажите о себе и о компании, чем она занимается.
Владислав Ухов, Cetera Labs. Заботимся о присутствии и продвижении Клиентов в экосистеме интернета на выгодных условиях безлимитного абонентского обслуживания.
- С кем из сферы спорта сотрудничает ваша компания?
По состоянию на 5 февраля 2013 года у Cetera Labs есть действующие контракты на обслуживание хоккейных клубов «Локомотив», «Атлант», «Металлург Нк», раллийной команды «Катунин-Моторспорт», журнала «PROСпорт». Также есть действующий договор на разработку веб-сайта ХК «Салават Юлаев» и договор на создание мобильных приложений для ХК «Торпедо».
- Давайте подробнее пройдемся по каждому сотрудничеству. ХК Локомотив - когда заключен контракт и какие у вас по нему обязательства?
Первый контракт с «Локомотивом» был подписан в 2009 году. В настоящий момент Cetera отвечает за всё интернет-присутствие клуба, включая инфраструктуру размещения сайтов клуба.
Важно подчеркнуть, что отдельные участки этой работы закрывают сотрудники Клуба, другие подрядчики и волонтеры Клуба. Например, ведение некоторых групп в соцсетях, текстовые трансляции, модерация гостевой книги, публикация материалов на сайт и т.д.
Также мы обеспечиваем поддержку и развитие системы хранения статистической информации, которая формирует таблицы статистики для сайта и мобильного приложения клуба. Данные для этой системы нам любезно предоставляет КХЛ. Создание этой системы и наладка обмена данными с Лигой было отдельным большим проектом.
- Почему для страницы Локомотива в Facebook’e выбран формат профиля, а не группы как у большинства клубов?
Группы и страницы на FB крайне неудобны для привлечения участников и подписчиков. Привлекать друзей к профилю существенно проще. Это вопрос функциональности FB. Да, это не совсем корректно с точки зрения идеологии FB, но нам нравится полученный результат и потенциальные возможности по наращиванию присутствия в этой сети.
- Как я понимаю, контракт с ХК Салават Юлаев заключен недавно и вся основная работа еще впереди. Что нас ждет?
Новый сайт ХК «Салават Юлаев». Рассчитываем на запуск до начала плей-офф 2012/2013. Сайт уже готов, идет сдача-приемка. Сайтом мы как подрядчик очень довольны. Грандиозного прорыва над общим уровнем Лиги не обещаем, но результат действительно очень достойный.
- В списке ваших клиентов упоминается ХК Динамо Минск, однако никаких данных по этому поводу я не нашел, возникает вопрос существует ли такое сотрудничество?
Формальных контрактов никогда не существовало. Однако, мы консультировали 1 из подрядчиков минского «Динамо» и в какой-то (не очень продолжительный) период минчане использовали по согласованию с Лигой на своем сайте отчеты из нашей статистической системы. Сейчас это не так. В целом, мы периодически контактируем со всеми клубами, заинтересованы в сотрудничестве со всеми без исключения. Сейчас активно обсуждается 2 или 3 проекта, которые могут начаться уже в текущем сезоне.
- Кто занимается SMM(social media marketing) команд – сами клубы или сотрудники вашей фирмы?
Во всех обслуживаемых нами клубах ситуация разная. И мы не склонны как-то отделять SMM-специалиста как какую-то особую должность. Но однозначно понятно, что кто-то из пресс-службы или департамента аналогичной функциональности, но с другим названием, должен заниматься сбором и публикацией материалов. В т.ч. в социальные сети. Подрядчику заниматься этой работой нецелесообразно по причине удаленности. В то же время, обучиться этому несложно. И мы стараемся предоставлять необходимые инструкции и рекомендации, когда это требуется. В целом, это разграничение ответственности (контент vs технологии и консультации) находит поддержку и понимание во всех клубах, с которыми мы контактируем.
- На вашем сайте говорится о том, что совместно с КХЛ ваша компания собирает большой объем информации и статистики. Не возникало мысли последовать примеру компании Opta, и поделиться частью информации с помощью твиттера?
Самостоятельно мы собираем лишь статистику по товарищеским играм и межсезонным турнирам, в которых участвуют команды КХЛ. Всю статистику КХЛ, ВХЛ и МХЛ мы получаем из статсистемы КХЛ в виде протоколов игр. Сохраняем, трансформируем в отчеты и отображаем на сайтах клубов и в их мобильных приложениях. У нас с КХЛ согласовано ограничение по распространению получаемых статистических данных, поэтому нигде, кроме сайтов и мобильных приложений клубов, отображать эту статистику мы не имеем права.
Отмечу, что, судя по анализу посещаемости сайтов, интерес основной массы болельщиков к детальной статистике, мягко говоря, сильно преувеличен. Да, есть специалисты, есть очень увлеченные болельщики, но их доля, видимо, очень мала. Основные посетители сайтов хоккейных клубов интересуются не статистикой.
- Чью работу клубов КХЛ в Интернете вы бы особо отметили?
ХК «Спартак». Задействовано много каналов. Очень активная работа. Хорошее брендирование.
- Как, по-вашему, должны ли клубы быть представлены социальных сетях? Или можно ограничиться только сайтом, а все остальное отдать на откуп фанатам?
Должны быть представлены. Аудитория в социальных сетях должна быть приплюсована к данным о посещаемости сайтов и предъявлена в качестве отчетности о работе маркетинга клуба. Это охват. Это гарантированная доставка контента. Это взаимодействие с болельщиком за счет условно-бесплатной инфраструктуры социальных сетей. И, как следствие вышесказанного, это снижение цены контакта с болельщиком.
В то же время, мы не поддерживаем стратегию замыкания клубов в своих сообществах внутри соцсети. Это мало чем отличается от работы только с сайтом. Считаем, что клубам очень важно работать на всем пространстве сети. В профильных сообществах. В географических сообществах. С лидерами мнений. И т.д. Эта работа вначале выглядит очень трудозатратной. Однако охват потенциальных болельщиков увеличивается на порядки и цена контакта стремительно падает. Соответствующие стратегии нами разработаны, уже активно применяются, есть хорошие промежуточные результаты. Думаю, сможем публично презентовать несколько подобных проектов уже в 2013 году.
- Популярность футбольных клубов в социальных сетях очень высока, к примеру, количество фолловеров Зенита и Спартака в основных социальных сетях (Facebook, Twitter и VK) превышает полмиллиона. В то время как у лидера по этому показателю в КХЛ «СКА» едва приближается к 60-ти тысячам, согласитесь для хоккейной державы маловато. Можете прокомментировать эту ситуацию?
Россия – футбольная держава. Например, на сайте championat.com раздел «Футбол» идет в навигации до «Хоккей». На sports.ru картина та же.
- Аккаунты клубов в Одноклассниках, Google+ и ЖЖ – нужны или нет?
«Одноклассники» - однозначно, да. Хорошая аудитория. Развитые сообщества болельщиков для большинства хоккейных клубов. Недорогая реклама с геотаргетингом для быстрого наращивания аудитории.
Google+ - пока сомневаюсь. Демонстрируемые сетью цифры охвата в основном связаны с их интеграцией с другими сервисами Google.
ЖЖ – только работа в существующих сообществах. Создание и развитие новых сообществ в этой сети не считаем разумным.
- Pinterest сможет ли она конкурировать с Instagram, и какие из преимуществ вы отметите у каждой из них?
В нашем списке рекомендуемых приоритетов эти 2 сети находятся ближе к концу. Куда больший интерес в краткосрочной перспективе представляют «Клубы Яндекса», а в среднесрочной – LinkedIn.
---------------
Да вы что? А помойму очень интересная вещь, если ее правельно преподать. В НХЛ и в трансляциях статы - самая интересная и частопоказываемая штука. И главное, там больше параметров -- блокированные броски, силовые приемы, рекорды и "юбилеи" и т.д.
Если бы журналисты интересовались статистикой и ее читали и разбирали, может быть было меньше всякого бреда в статьях.