Сэнди Маккарти: «Приходится проглотить большую часть своей гордости, беря на себя роль тафгая»
Сэнди Маккарти громко заявил о себе в сезоне 1995/96, одержав серию красивых побед. В результате за один год, индеец защищавший цвета «Калгари», вошел в элиту бойцов НХЛ. Маккарти известен и за пределами хоккейной площадки, Сэнди сыграл одну из главных ролей в фильме "История Джима Торпа". А затем он вместе со своим другом Джино Оджиком проехал с просветительской миссией все индейские резервации Северной Америки.
Сэнди Маккарти, играя в своём первом юниорском сезоне в 1989-90 годах за "Лаваль Титанс" из QMJHL, совершенно не был уверен, хочет ли он остаться на второй сезон. "Я поговорил с владельцами "Лаваля" о том, что не уверен в том, продолжать ли мне свою карьеру". – Вспоминает Маккарти, родившийся в Торонто, но выросший в Бэрри.
Но владельцы команды смогли убедить Маккарти в том, что для таких как он, всегда найдётся место в команде, то, что тафгаи – это важная часть игры и у них может сложиться долгая карьера в профессионалах.
"Они сказали: "Знаешь нашего лучшего бомбардира? Таких десять штук из каждых двенадцати игроков. Таких можно найти где угодно", — вспоминает Маккарти, выбранный "Калгари" в третьем раунде по общим 52 номером на драфте 1991 года. – "Можно найти тех, кто будет забивать. Тех, кто будет пасовать. Но тех, кто отдаёт всего себя за команду в каждой игре, найти неимоверно сложно".
Маккарти принял эти слова близко к сердцу. Он отыграл ещё два сезона в "Лаваль", завершив свою карьеру в юниорах в 1991-92 в отличном стиле, забив 39 шайб, набрав 90 очков и впечатляющие 326 минут штрафа.
После года, проведённого в IHL в "Солт-Лейк Голден Иглс", Маккарти добрался и до НХЛ, где сыграл 759 игр за более чем десять сезонов.
За всё это время он насобирал 1595 штрафных минут в "Флеймс", "Тампа-Бэй Лайтнинг", "Филадельфии Флайерс", "Каролине Харрикейнс", "Нью-Йорк Рейнджерс" и "Бостоне Брюинс".
"Мне повезло, что я был достаточно крепок и быстр и отыграл без серьёзных травм. И надеюсь, я не травмировал серьёзно слишком многих. – Говорит 40-летний Маккарти, избранный в Спортивный Зал Славы Бэрри. – "Думаю, мои длинные руки немало поспособствовали тому, что мне не часто доставалось сильно".
Он считает, что выбор его в Зал Славы – это нечто особенное для него и считает за честь оказаться в ряду бывших НХЛовцев Брюса Гардинера, "Бепа" Гуидолина и Джима Гамильтона и лыжника Роба Батлера.
"Когда твои достижения в жизни отмечают другие – это всегда приятно и замечательно улучшает настроение.
Я жил напротив катка в Аллендейле, когда был мальчишкой. Перед глазами всегда были таблички с именами. Такое запоминается на всю жизнь. И круто, когда ты видишь там и своё имя с фотографией".
Большинство канадских ребят мечтают о том, чтобы стать знаменитыми бомбардирами. Маккарти не исключение. Каково же было стать в итоге энфорсером?
"Приходится проглотить большую часть своей гордости, беря на себя роль тафгая".
Когда Маккарти прибыл в Лаваль, он огляделся и увидел вокруг множество талантливых игроков, которые, как и он, были лучшими в своих командах.
Вот поэтому-то он и сделал паузу перед тем, как остаться на второй сезон в Лавале. А ещё Маккарти никогда не сожалеет, делая всё то, что необходимо.
"Каждый игрок считает, что он именно тот, кто необходим команде в критических ситуациях. Очень сложно перестроиться, когда ты понимаешь: "Хорошо, сейчас твоё присутствие не нужно, когда твои навыки понадобятся, тебе скажут.
Я из тех парней, которым не нравятся, что им говорят, что нужно делать, и, к счастью, такого никогда и не случалось. Я считаю, это неуважение, когда кто-то говорит, что ты должен делать, чтобы выполнить свою работу. Я сам вижу, когда моё время, тогда-то я и забочусь обо всём".
И это по-прежнему, непростой способ заработать себе на жизнь. Это работа, тяжёлая работа. Вот почему энфорсеры уважают друг друга, и вот почему даже сейчас Маккарти уважает тех игроков, чья задача защищать своих одноклубников.
"Все, кто выходит на лёд и бьётся за своих, знают, через что тебе приходится пройти и прекрасно понимают, что утро после драки не всегда выдаётся простым". – Говорит Маккарти, который, стараясь улучшить свою игру, нанимал тренера по катанию. – "Это тяжело для тела, тяжело для разума, но самые сильные всегда выживают. И именно таким я себя и считаю – выжившим".
Маккарти с малых лет уяснил, что ему придется сражаться за всё, что он получает. В 13 лет он играл за Бэрри, но на следующий сезон он был отчислен из команды.
По предложению его отца 14-летний Сэнди Маккарти попробовал свои силы в команде пятнадцатилеток из Оро, потому что габаритами он как раз сравнялся с ними.
Вариант не сработал, но на следующий год он всё равно начал с игры за команду более старшего возраста из Орилла, закончив сезон в их фарм-клубе из Мидланда.
"Способности у меня были, главной проблемой стала моя скорость".
Дальше был следующий хоккейный уровень в Хоуксбери, но Маккарти перестал проходить в состав и не играл до тех пор, пока его тренер не отправил его в Лаваль.
В "Титанах" у него сложилось всё как нельзя лучше. Титул победителей QMJHL и розыгрыш Мемориал Кап в Гамильтоне.
О профессионалах Маккарти не слишком задумывался. Он не мог понять, настолько ли он хорош, чтобы играть во взрослых пролигах.
Даже когда он пробился во "Флеймс", его основной целью было улучшение своих игровых навыков.
Ему понадобилось два года, чтобы наконец полностью осознать, что его мечты стать игроком НХЛ стали реальностью.
"Я словно прозрел, увидев эмблему "Калгари" на своей груди. "Эй, парень, ты же и взаправду здесь, проснись", -говорит Маккарти, кумиром которого в детстве был неуступчивый форвард "Брюинс" Терри О’Рейлли.
Маккарти провёл свои первые пять сезонов в униформе "Огоньков" и наслаждался каждой минутой своей карьеры вплоть до его последней игры с "Рейнджерс" в 2003-04.
"Каждое мгновение в НХЛ памятны для меня". — Ностальгирует 190-сантиметровый 100-килограммовый крайний нападающий, забивший 72 шайбы и отдавший 78 результативных передачи за 11 сезонов.
"Просто так мне никогда ничего не давалось. Всегда приходилось биться за то, что я получал и за то, что я заслужил, — добавляет он. – Так что каждый мой день там был особенным".
Большую часть своего времени по завершении карьеры Маккарти провёл, работая на своей собственной небольшой пристани в заливе Джорджиан и растя четырёх детей: Саманту, 19 лет, Джейкоба, — 17 лет, Джулиан, 9 лет и Шарлотту, 7 лет.
"Я с детства проводил своё время либо в лесу, либо на озере. Плавал или рыбачил. Постоянно был где-то на свежем воздухе.
И я всегда был уверен, что после хоккея я займусь чем-нибудь связанным с рыбалкой, охотой, пристанью или чем-то таким неподалёку от воды".
Маккарти также уверен, что никуда не переедет из этих мест.
"Мне здесь нравится больше всего в мире. Сейчас у меня есть свой уголок в заливе и это лучшее место на Земле".
Но и из хоккея Маккарти не ушёл. Он тренировал Джейкоба пару лет в его 14-15 лет и Саманту в Иннисфиле, а год назад согласился на работу главным тренером в Эллистон Хорнетс, команде молодёжной лиги.
"Не знаю, недостаток ли это адреналина, который случается, когда ты заканчиваешь карьеру, — говорит Маккарти, приведший с тех пор Эллистон к паре побед в лиге Джорджиан Бей. – Ты играл перед лицом 20000 зрителей и вдруг это заканчивается".
"Игровое возбуждение от того, что ты снова в игре, возвращается к тебе.
Думаю, что, когда подходишь к финалу своей карьеры, лучшее, что что может с тобой случиться, это стать тренером. Это полностью заполняет потребность в адреналине и напряжении в жизни. Главное, чтоб ещё и дети смогли перенять что-то от меня и моего знания хоккея".
Маккарти не уверен, насколько далеко он хочет зайти в своей тренерской карьере и перейдёт ли он на высший уровень, например, в ОХЛ или даже НХЛ.
"На данный момент меня полностью устраивает работа тренером на добровольных началах в Эллистоне".
Маккарти по-прежнему следит за НХЛ, хотя и без особого фанатизма.
По поводу текущего локаута Маккарти уверен, что, чтобы не случилось, это пойдёт на пользу игрокам.
"Не думаю, что это такой уж большой риск. Вспомните, что случилось после локаута в 1993 году? Зарплаты утроились спустя три года. После локаута 2004 зарплаты удвоились.
Что же произойдёт после подписания нового соглашения. Да тоже самое, деньги удвоятся или утроятся снова. Так это и бывает".
Игроки и владельцы просто должны то, что нужно, чтобы это всё крутилось и работало.
И никто не знает это лучше, чем Маккарти.
Материал Gene Pereira. Перевод Святослав Панов www.hockeyfights.ru. Источник www.thebarrieexaminer.com