Ястребы, на взлёт!
Очень люблю, когда что-то получается не по заказу, а рождается будто бы изнутри — так, что даже создатель не имеет к нему серьёзного отношения, оно вырастает «само». Создателю остается только всё как следует задокументировать и… Что-то я после «Облачного Атласа» стал высокопарным :-) Возвращаюсь к «Авангарду».
Всё началось с баночки старенького «Будвайзера». Когда я в первый раз увидел его на каком-то портале олдовых вещей, подумал: «Блин! Так это же „Автомобилист“»! Через пару секунд я думал немного по-другому: «Блин! Так это же „Авангард“»!
В то же время нарисовалось первое физическое воплощение эмблемы. Бывает такое — сидишь на совещании, слушаешь выступающих, а рука в этот момент что-то там вырисовывает. На автомате, потому что внимание в этот момент сосредоточено на обсуждении. И в конце совещания обнаруживаешь, например, такое:
Картинка-с-совещания показалась мне интересной, я загорелся, и мне не оставалось ничего другого, как в свободное от работы время докрутить и довести идею до нужной степени прожарки. В результате душевных метаний пришлось отказаться от варианта «ястреб падает справа налево» на «ястреб летит туда, куда надо»: проблема в том, что в первом варианте голова бы органичнее вписалась в букву А, чем во втором. Стилизация в пользу более прямоугольной формы головы решила бы проблему, но я предпочёл оставаться в изначально выбранной манере:
Интересно, как эмблема смотрится на игровых свитерах? Для этого нужно сначала подготовить основу, а, значит, проанализировать существующий комплект. Убираем «забивающую» форму рекламную грязь, и игнорируем стандартные элементы — номера и фамилии игроков, эмблемы клуба и КХЛ. В остатке остаются знаменитые крылышки, и надпись «Омская область» на плечах. О втором пункте хотелось бы поговорить подробнее.
На мой взгляд, необходимость в надписи «Омская область» нет никакой — нет никаких причин указывать локализацию на любых джерси, тем более, если это клуб уровня КХЛ. Поясню — хоккей смотрят люди, которые «в теме», и они прекрасно знают, откуда та или иная команда. А случайные зрители, даже если увидят надпись, что они должны почувствовать? Какую реакцию должны испытать? Патриотизм? Ну, Омская, ну, область. На флагах же не пишут страну, и это никак не сказывается на патриотизме. Обозначение локализации же разовое знание, статическое, фактическое — узнал раз, запомнил если не навсегда, то надолго. Про неё обязательно и без этого несколько раз расскажут комментаторы, и покажут медиаперебивки. Надпись на форме постоянно, назойливо напоминает о себе, но вот толку от неё никакого — она лишь дополнительно «загрязняет» форму. Ко всему прочему, присутствует противоречие в общем подходе — если фамилии игроков на латинице, то зачем надписи на кириллице (это не касается логотипов. —SI)?
Локализацию можно обозначить тоньше. Косвенно. Например, вот герб Омской области. Если присмотреться лучше, что можно заметить целый букет графсимволов — их можно успешно использовать в работе:
Из герба можно скристаллизировать, например, альтер-эмблему, узоры для боковых оторочек, и собрать форму:
В ходе поиска выяснилось, что пикирующий сокол уже с незапамятных времён был изображён на родовом гербе Рюриковичей. Забавный факт — являющийся знаком князя Владимира «тризуб» на гербе Украины, по достаточно убедительной версии, и есть схематическое изображение того самого «Рюрикова сокола»:
На этот раз я не поленился, и подробно записал процесс создания эмблемы. Энджой:
Приятно было размять крылышки и немного отвлечься от «Спартака».
Вердикт
Сегодня вместо вердикта будет несколько рецензий на актуальную эмблему «Авангарда» от дизайнеров.
Шрифт, конечно, был блевотный. За одну Д можно смело приложить к дизайнеру силы, вызывающие невыносимые страдания. Скругления и контраст штрихов ламерские. Клюв издалека слабо заметен. Неприятно тонкий конец хвоста. Выделена нижняя перекладина, и читается не только А, но и Е. Работа при рестайлинге — в том, чтобы, помимо умоднения, подчистить мелочи. А они тут как были на тройбан, так и остались.
Людвиг Быстроновский, арт-директор Студии Артемия Лебедева (оригинальная рецензия)
У меня слишком мало инфомрации. Если бы ко мне пришёл такой клиент, я захотел бы узнать историю клуба, происхождение названия, проследить изменения эмблемы. Например, если орёл важен как «питомец», я бы, скорее всего, предложил его более явно выделить. Ну а так да. Клюшкой по орлу вместо шайбы :-)
Артём Горбунов, дизайнер и руководитель Дизайн-бюро Артёма Горбунова
— Пресловутый вектор. Сейчас он направлен вниз и влево. Всё-таки, это не самый лучший вариант.
— Пластика. Это не птица сейчас, а стремительный брусок с клювом, несущийся вниз на фоне буквы А. Задумка-то понятна, что по бокам крылья, образующие абрис буквы, но она не очевидна. И перья в таком случае прорисованы крайне грубо. Пластика линий клюва и хвоста слабовата.
— Элементы тесно зажаты друг другом, мало воздуха, оттого нет динамики и какого-то спортивного замаха.
Пётр Быков, арт-директор и основатель дизайн-студии Saccade
[…] Не вдаваясь в детали — это унылый логотип. По моему мнению, эмблема спортивного клуба должна быть дерзкой. Агрессивной, если хотите. Орёл — хорошая метафора, но исполнение не дотягивает до агрессивно-динамического орла-убийцы. Мы же не в куклы играем. Лев (имеется в виду пражский «Лев». — SI) порвёт орла, как тряпку. Не знаю, как обстоят дела в хоккее у чехов, но с точки зрения дизайнерской работы уж точно лучше.
Дмитрий Скляров, арт-директор и основатель Студии Дмитрия Склярова (оригинальная рецензия)
И вдогонку:
Надеюсь когда-нибудь увидеть концепт «Авангарда». Какое-то время я однозначно считал, что у омичей лучшая форма в нашем чемпионате и приличное лого, но время не стоит на месте, и мне кажется, пришло время двигаться далее, пора чуть освежить... Начать нужно как минимум с того, чтобы убрать полукруг с надписью «Омский Авангард» (и на выездной форме чёрное пятно из-под него). Кроме того, что-то нужно делать с литерой А. С одной стороны, ястреб пикирует вниз — это понятно, как в природе; с другой стороны, и сам клуб сейчас не на подъёме (комментарий был написан в январе 2012. — SI), и сама эмблема вниз «тянет». Хотелось бы что-то стремящиеся в верном направлении.. глядишь, и дела у команды пойдут лучше. Да шрифт сделать уникальным, может быть даже с элементами когтей, клюва и перьев — хотя, наверное, это слишком. [...] В общем, когда нибудь хотелось бы увидеть что-то новое в форме, надеюсь, вы когда-нибудь и доберетесь до моих любимцев.
Дмитрий Фещенко — человек, которого на «Трибуне» представлять не надо
PS
Дима, добрался :-)
Ссылка в тему: Эволюция формы «Авангарда». Фото: Татьяна Белянова и неизвестный фотограф. Изображения могли бы быть лучше, но в сети нашлось то, что нашлось :-(
Вообще, считаю, что убирать эту узнаваемую эмблему не стоит. Понятно, что можно сделать более живую, как у тех же чехов или финнов, но все-таки эта буква «А», хоть теперь и без надписи, всем известный хоккейный бренд и отказываться пока что не стоит. Про надпись «Омская область» согласен, что явно лишняя - но ее и убрали перед этим сезоном, когда новый губернатор заявил, что регион финансировать не будет. Теперь с обеих сторон красуется «Газпромнефть».
Ну а мнение других дизайнеров... Что же, их право назвать логотип «унылым», а шрифт «блевотным», плюс называя все это делом «орлом». По мне так в лиге есть другие команды, кому рестайлинг уж точно не повредит, и «Авангард» далеко не первый в этом списке.
Вообще непонятны претензии к направлению эмблемы вниз.
Если попытаться логику автора (хотя неблагодарное это дело - пытаться понять логику дизайнера), то для ястреба нехарактерен постоянный полёт вверх: это ракетоноситель «Протон».
Направление вниз олицетворяет пикирование ястреба на добычу или выслеживание этой добычи.
Другой ключевой особенностью существующей эмблемы является наличие двойственности восприятия: эмблема воспринимается то как буква «А», то как силуэт атакующей хищной птицы. И эти изображения не могут восприниматься зрителем одновременно.
При этом, соглашусь с одним из предыдущих ораторов, предложенный автором статьи вариант вызывает лишь стойкую ассоциацию с «Ашаном».
Да и в целом мысль о том, чтобы изображать на эмблеме максимально конкретные иллюстрации к названиям команды (ястребы - фотография ястреба, лада - профиль лады Калины, Динамо - электрогенератор) - признак непрофессионализма.
К основному лого предложенному тобой, все никак не могу привыкнуть, это разрыв шаблона, первый раз когда ты мне показал у меня был ступор (даже в чем-то разочарование, но там и вариант был чуть другой), но чем больше смотрю, а особенно на форме тем больше нравиться, черный вообще четкий. Однако, балелам будет тяжело воспринять такой вариант, сам знаешь дело привычки. А руководство на такие изменения не пойдет...
Ps видео супер!
Ну а если не в этом варианте буква А не читается, то это к окулисту, причем срочно. А вот то что у большинства грандов КХЛ логосы средней степени паршивости это факт, АБ с их гербом и эмблемой в стиле тяп-ляп, СЮ туда же, весьма средний латтерниг ММг, но в ММг уже задумались о новом весьма крутом варианте. Из топ команд у Локо порядок, ну так ее и приняли в нулевых, а нынешний вид она и вовсе приняла году в 2005..
http://www.andreygorbunov.com/si/2012.11.27/AvangardLogo.png