8 мин.

Хранители

Все началось довольно неожиданно.

Шел 1989 год, церемония вручения наград НХЛ за прошедший сезон, только что выигравший с «Калгари» Кубок Стэнли Колин Паттерсон был номинирован на «Селке Трофи». После этого Паттерсон обратился с просьбой к представителю Зала хоккейной славы НХЛ Филу Притчарду оставить Кубок на следующий день у себя дома в Торонто.

До этого таких прецедентов не происходило, игроки не просили отдать им Кубок Стэнли. Но заветный трофей должен был находиться в собственности команды-чемпиона все межсезонье, и так как Кубок должен был скоро вернуться в Калгари, Причард – который станет куратором Зала славы, а для большинства болельщиков и его лицом – решил, а почему бы и нет.

Так что на следующий день Фил втиснул Кубок на заднее сиденье своей «Тойоты» и отправился к дому Паттерсонов. К тому времени, когда он прибыл, улица была полна людей, ждущих прибытия трофея. «Это было невероятно», -  вспоминал Причард, который фактически начал работать на Зал славы летом 1988-го.

Хоть празднование с трофеем и прошло удачно, но семья Паттерсонов оказался единственной тем летом, кто заполучил Кубок в свое распоряжение: «Никто больше не получил его», – подтвердил Причард.

Следующим летом Кубок использовался как обычно, появляясь только на чествованиях команды, когда к Причарду обратились из семьи Джона Маклера. Он только что выиграл свой пятый Кубок Стэнли с «Эдмонтоном», посрамив скептиков, которые считали, что без Уэйна Гретцки команда не сможет вновь покорить эту вершину. Вся команда и ближайшие родственники хотели устроить тренеру сюрприз.

В тайне от Маклера Причард доставил Кубок в Род-Айленд и поджидал возвращения Джона домой: «Мы прятались с Кубком в кустах», - смеется Фил. К счастью, Маклер быстро отошел от шока, когда увидел Кубок Стэнли, надвигающийся на него из кустов, и все закончилось семейным круизом на яхте.

В 1994-м заветный трофей все еще отдавался команде только на короткое время. Причард помнит, как он грузил Кубок в пикап защитника «Рейнджерс» Джеффа Бокебума. До скорого!

Несмотря на все предосторожности, трофей не был застрахован от поездок в стриптиз-клубы или от путешествия на дно какого-нибудь бассейна. Поэтому Зал хоккейной славы и НХЛ решили, что будет составлен специальный летний график для Кубка, чтобы дать шанс и игрокам и персоналу команды получить заветный трофей на индивидуальное хранение.

Летом 1995 года «дьяволы» из Нью-Джерси стали первой командой, каждый член которой получил Кубок Стэнли на один день. С тех пор представители Зала славы сотрудничали вместе с командами-чемпионами и чиновниками НХЛ, чтобы все - от скаутов и врачей, до тренеров и ведущих игроков команды – заполучили Кубок в свое распоряжение.

Весь этот процесс напоминает планирование военной операции. Вообще, у команды есть сто дней, чтобы насладиться трофеем. Этим летом приблизительно 75 представителей «Лос-Анджелеса» получат Кубок на личное хранение.

Уолт Ньюбранд отвечает за сохранность Кубка с 1997 года. Его первым испытанием стала поездка в Баффало в дом Скотти Боумэна, который только что завоевал первое за 42 года чемпионство для «Детройта». Уолт еле ехал по скоростному шоссе, боясь, что Кубок развалиться на его первом же задании.

Когда «Детройт» стал чемпион в последний раз на данный момент (в 2008-м) именно Ньюбранд вновь привез Кубок в резиденцию Боумэна и установил его именно на том же месте на заднем дворе, что и десять лет назад.

Уолт, который уже долгое время ездит с трофеем по всему миру, вспоминает, что сначала не верил, что один человек может такое выдержать: «Я думал, что это просто безумие. Как в одиночку можно выдержать такое расписание?» Ответ оказался весьма прозаичен: много кофе, мало сна и беззаветная любовь к игре и всему, что ее символизирует. Вначале, Кубок сопровождали два человека, сейчас за него отвечают уже четверо. Однако даже такой группе приходится весьма непросто из-за постоянных перелетов, переездов на арендованных машинах и неустанной слежке за трофеем.

К примеру, последние передвижения Кубка. Давний хранитель трофея Майк Болт побывал в Калифорнии, потом в Нью-Йорке, после чего должен был отдать Кубок, чтобы его доставили в распоряжение Джонатана Куика в Стэмфорд, Коннектикут. Ньюбранд и Причард получили его в Торонто, погрузили приз в багажник арендованного автомобиля, где уже находились Кубок Кэмпбелла, который вручается победителю плей-офф Западной конференции и приз самому ценному игроку всего розыгрыша плей-офф «Конн Смайт Трофи», и отправились в длинное путешествие, с главным препятствием в виде таможни, так как ее сотрудники, очевидно, больше интересовались рыбалкой, чем хоккеем.  Празднование победы у Джонатана Куика затянулось до глубокой ночи, а после этого хранителей ждала пятичасовая поездка на родину капитана «Кингс» Дастина Брауна – Итаку.

Ньюбранд всегда возит с собой фотоальбом с памятными фотографиями. Вот он вместе с Люком Робитайлом на Аллее звезд в Голливуде. А вот он поднимается в Кристобалем Юэ на Эйфелеву башне: «Когда я еще побываю в Париже? Да это самая лучшая работа в мире», - заявляет Уолт.

Но это только отчасти правда. Эти люди не просто прославленные охранники. Они женаты на своей работе. Они должны быть всегда на чеку, хотя одновременно должны быть приветливы и любезны с каждым из тысячи желающих посмотреть на Кубок. Они должны охранять его от повреждений и исключить возможность, чтобы трофей оказался в компрометирующей ситуации. Именно поэтому вы больше никогда не увидите кубок Стэнли в стрип-клубе.  

Не нужно говорить, что невозможно предусмотреть все. Именно поэтому Причард и Ньюбранд закатывают глаза после очередного вопроса о прошлогоднем инциденте, когда Кубок был во владении Майкла Райдера. В Сент-Джоне, Ньюфаундленд была на скорую руку организована праздничная церемония, поэтому удалось проверить не все, и когда Кубок был установлен в центре сцены, то ножки стола подломились и трофей упал. И пусть быстрые ремонтные работы сделали повреждения незаметными, но этот вопрос до сих пор вызывает недовольство на лицах хранителей.

Охранять Кубок от посягательства – одна из главных задач. Только самые близкие родственники могут дотронуться до него: «Действительно, прикоснуться к Кубку – это огромная привилегия», - объясняет Ньюбранд.

Однако надо понимать, что представители Зала славы не должны охранять Кубок ото всех. Да, пьяным и буйным к нему нет доступа, однако сотни обычных болельщиков не должны быть притеснены. Несмотря на все заботы и проблемы, хронический недосып и нервное напряжение, никто из них не хочет оставлять свою работу. Ведь где еще можно получить столько ярких впечатлений?

К примеру, Причард сопровождал Кубок в историческом путешествии в Россию в 1997 году. Он был на Красной площади вместе с Игорем Ларионовым, Вячеславом Фетисовым и другими представителями Russian Red Wings. Этим летом он вновь посетил эту страну вместе со Славой Войновым и Андреем Локтионовым, прежде чем впервые отправиться на родину Анже Копитара - в Словению.

Самое яркое впечатление Ньюбранда – это путешествие в Нунавут, на самый север Канады. Добраться туда можно только на самолете или на снегоходе. Люди преодолевали расстояние в 250 километров ради того, чтобы посмотреть на Кубок: «Это было потрясающе. До последнего пункта назначения меня везли на карибу (северный олень). Просто незабываемо».

Но бывают ли моменты, когда им хочется все бросить? «О чем вы говорите? Это же Кубок Стэнли», - безапелляционно заявляет Ньюбранд, который, кстати, встретил свою жену, когда находился с трофеем в Тампе.

Они сопровождают Кубок многие годы и видели много разных историй. Иногда игроки практически не проводят время с трофеем, как это сделал Дастин Браун, Нападающий «Лос-Анджелеса», получивший на день Кубок Стэнли, собрал больше 12 тысяч долларов на нужды солдат, получивших ранения во время боевых действий в Ираке и Афганистане. Форвард «Кингс» провел фотосессию с Кубком Стэнли. Болельщики, которые фотографировались с трофеем, могли пожертвовать средства для солдат. 

     

Но бывают очень эмоциональные моменты, которые не могут никого оставить равнодушным.

Брет Хедикэн не мог сдержать слез, когда привез Кубок в свою родную школу, а там увековечили свитер с его номером.

Патрик Кэйн, у которого Кубок гостил два года назад, навестил в больнице больного раком юного фаната, чьим последним желанием в жизни было увидеть Кубок Стэнли.

У Мэтта Каллена, который стал чемпионом в 2006-м, Кубок всю ночь пробыл рядом с кроватью, а на следующий день игрок отказался пылесосить след на полу, который оставил трофей, и долгое время пытался сохранить этот отпечаток.

Ньюбранд говорит, что часто видел, как игроки плачут, когда получают трофей, а потом, когда его забирают: «Многие ребята говорили мне, что эмоции от получения Кубка Стэнли по силе близки к тем эмоциям, которые испытываешь при рождении первого ребенка или на свадьбе».