Марк Мессье: «Согласно исследованию 9 из 10 детей в Канаде не играют в хоккей. Это слишком много»
Фото: Fotobank/Getty Images/Dave Sandford/NHLI
Знаменитый в прошлом хоккеист Марк Мессье заглянул в студию Sportsnet, чтобы поговорить о проблемах детского хоккея в Канаде и о том, как их решать.
Марк Мессье: Если говорить о развитии хоккея в Канаде... Было исследование, согласно которому 9 из 10 детей в Канаде не играют в хоккей. Это слишком много.
Даррен Миллард (ведущий): Может, мы считаем, что это само собой разумеется: это Канада, хоккей – наша игра, все дети по умолчанию в него играют?
Марк Мессье: Да, в том числе. В этом исследовании респондентам задавали вопросы. Вот основные причины, почему дети не играют в хоккей: - высокая стоимость; - на это уходит много времени; - боязнь, что ребенок получит травму; - хоккей не считается игрой, в которой ты получаешь удовольствие.
Я считаю, что над всеми этими аспектами можно работать и ситуацию можно исправить. Пример: представим родителя, который не играл раньше в хоккей, ничего о нем не знает, а теперь должен в 4 утра везти ребенка на каток сквозь метель. Для меня тут тоже было бы мало удовольствия.
Еще одна проблема сильно меня беспокоит: не каждый ребенок готов физически и психологически играть в ведущих детских лигах, где команды часто ездят в другой город. Наша система элитных детских лиг хороша, но она не для всех. Так что нам еще надо создать систему, где дети могли бы играть просто для себя, для удовольствия. Я участвую в программе Grow The Game, наша цель – увеличить количество детей, занимающихся хоккеем на один миллион за 10 лет.
Даг Маклин (бывший главный тренер «Флориды» и экс-генменеджер «Коламбуса»): В США гораздо меньше детей сейчас играет в американский футбол и бейсбол – не сравнить с тем, что было 10 лет назад, – а ТВ-рейтинги этих видов спорта растут и растут. То, что сейчас так много хоккея на ТВ – это поможет?
Марк Мессье: Хотя лакросс стал популярнее. А так, у детей сейчас больше выбора, чем раньше, в этом причина.
«Наша цель – увеличить количество детей, занимающихся хоккеем на один миллион за 10 лет»
Ник Кипреос (бывший одноклубник Мессье по «Рейнджерс»): В начальных детских лигах ребенок тренируется раз в неделю и играет раз в неделю. Когда он попадает на следующий уровень, от него все время требуется быть лучше и лучше. Может, ты и не хочешь тренироваться, но ты знаешь, что соседняя команда все время тренируется, поэтому не хочется от нее отставать. Детям сегодня надо быть на льду 4-5 раз в неделю, чтобы стать лучше – так это понимают их родители.
Марк Мессье: Помню, читал статью про Гретцки, там он на фото играл в бейсбол. Летом Уэйн не играл в хоккей – только в другие виды спорта. Это полезно для физического развития ребенка.
Дело не в том, сколько раз в неделю ребенок выходит на лед. Эд Джовановски не играл в хоккей до 13 лет. У него был талант от Бога, и Эд был достаточно хорош, чтобы попасть в НХЛ. Есть небольшое количество талантливых игроков с характером – они пробиваются в НХЛ. Но если мы используем хоккей в детских лигах как средство попасть в НХЛ, то мы заблуждаемся. Нет смысла делать детские лиги профессиональными. Хоккей в таком раннем возрасте нужен, чтобы воспитать хороших граждан и дать определенные жизненные уроки.
Ник Кипреос: Но у нас уже есть команды, которые уговаривают детей перейти к ним – прямо как свободных агентов в НХЛ. Мол, если ты перейдешь к нам, мы сами внесем регистрационный взнос, дадим вратарскую амуницию, твои родители будут ездить с нами бесплатно. Это просто смешно. Профессионализация уже произошла.
Марк Мессье: Ничего страшного. Потому что некоторые дети физически и эмоционально готовы к этому. И их родители готовы, у них есть деньги. С другой стороны, есть дети и родители, которые к этому не готовы. Что мы им можем предложить? 95 или 99% детей не играют на элитном уровне. Канада должна предложить им другие возможности, дать тренеров получше, сделать так, чтобы они получали удовольствие от хоккея. И кто знает, может, потом они полюбят хоккей больше, будут лучше готовы к нему физически. Это возможность оставить их в игре.
Bauer и Федерация хоккея Канады создали программу Big Assist. Так что родители, которые не знают, что такое хоккей, могут прийти и получить форму бесплатно. Для них есть одно занятие раз в неделю. Программа рассчитана на 6 недель. Потом они могут купить весь комплект формы за 100 долларов. У этой программы хорошие результаты.
«Хоккей в раннем возрасте нужен, чтобы воспитать хороших граждан и дать определенные жизненные уроки»
Ник Кипреос: Не опоздали ли мы на 10-20 лет? На одно поколение? Сейчас это похоже на тактику all-in. Я ценю инициативу Bauer, но при этом их клюшки стоят 300 долларов в магазинах. Как и клюшки других компаний. Вот что пугает многих родителей.
Марк Мессье: Абсолютно. Одна из инициатив компании – создать более дешевую защиту для хоккея на начальном уровне. При этом нужно продолжать рассказывать про хоккей – у нас много иммигрантов, которые ничего не знают об этой игре.
Даг Маклин: Образовательный проект для родителей – это хорошо. Помню, как говорил им, когда тренировал детскую команду: «Понимаю, что вы все здесь хоккейные эксперты, разбираетесь в игре больше меня. Но гарантирую, что я знаю хоккей лучше вашего ребенка. И если будете действовать мне на нервы, то его в команде не будет». Такого пункта еще нет в этой методичке для родителей?
Марк Мессье: Думаю, надо его добавить (смеется).
Даррен Миллард: Какая из перечисленных вами проблем самая большая?
Марк Мессье: Самое сложное – изменить ожидания от хоккея, начиная с родителей и заканчивая тренерами. Я все время говорю: мы неправильно называем их тренерами. Это учителя, они должны учить. На эту позицию приходят люди и думают, сейчас они будут тренировать. А нам нужно, чтобы они учили не столько навыкам, сколько жизненным урокам на примере хоккея. Это большая разница. Тренеры нужны в элитных детских лигах и на профессиональном уровне.
Ник Кипреос: Но во всех лигах, кроме самой низшей, ставят одну главную задачу – победить. Там тренеры говорт про тактику left wing lock, про то, что надо доводить силовые приемы до конца, что надо играть по системе 1-4. Это ужасно.
Даг Маклин: Проблема даже глубже. В январе я был на турнире для детей (midget level) в Детройте. В местных командах 75% игроков были не из Мичигана. Поиск и вербовка на этом уровне уже как у профессиональных клубов. И весь уик-энд все говорили только о том, кто получит предложение от хорошего колледжа, кого задрафтуют и т.д. Скауты и агенты у детей в 13-14 лет – это просто невероятно!
Марк Мессье: Когда я пришел в НХЛ в 1979-м, самым высокооплачиваемым игроком был Марсель Дионн. Зарплаты в хоккее тогда были, как в других профессиях. Так что если ты не стал хоккеистом, то можно было пойти учиться на дантиста, юриста и зарабатывать примерно столько же. А сейчас вся та профессионализация детского хоккея – оттого, что твой ребенок может много заработать, если попадет в НХЛ. Нужно вернуться к более правильному балансу.
«Я все время говорю: мы неправильно называем их тренерами. В детском хоккее должны быть учителя, они должны учить»
Ник Кипреос: Некоторые дети сейчас играют по 60-80 матчей в год. А где взять время, чтобы учить их?
Дак Маклин: То есть, Марк, вы не занимаетесь элитным детскими лигами, которые вышли из-под контроля?
Марк Мессье: Хочу, чтобы меня правильно поняли. Я не против существования элитных лиг. Когда я рос, у нас их не было: ты играешь за команды своего района, есть команда посильнее, есть послабее. Я ездил с севера Эдмонтона в южный район – это была наша гостевая игра. Элитные лиги все равно будут. Считаю, мы можем выровнять баланс. В элитных лигах играет маленький процент детей. Получается, что если ребенок не проблися в команду, которая ездит на матчи в другие города, то он неудачник, и ему больше некуда пойти. Если дети не хотят играть в лиге, где разрешены силовые приемы, создайте лигу, где они запрещены. Капитаны команд в этих лигах получат одинаковый опыт.
Даррен Миллард: Какова ваша роль в проекте Grow The Game?
Марк Мессье: Обратить внимание на эту проблему. Создать платформу, где можно обмениваться идеями, как сохранить детей в хоккее.
Даррен Миллард: Сколько времени Боб Николсон и его команда тратит на то, о чем говорите вы, и сколько на то, чтобы побеждать на уровне U-18, U-20? Что является приоритетом для Федерации хоккея Канады?
Марк Мессье: Они чувствуют ответственность перед всеми детьми. Федерация старается найти баланс. Она уделяет внимание и лучшим хоккеистам в каждом возрасте...
Даг Маклин: По результатам которых ее и оценивают.
Ник Кипреос: Если мы привлечем в хоккей еще 2-3 млн детей, это так же важно для Федерации хоккея Канады, как и золото МЧМ?
Марк Мессье: Сколько детей не играет в последние 20 лет по разным причинам: от стоимости формы до физической и эмоциональной неготовности играть. Происходит каннибализация спорта, мы питаем только детские элитные лиги. Они нужны нам, но повторяю: мы должны лучше работать с другими детьми.
Даррен Миллард: И у детей должна быть возможность начать играть в 12-13 лет, если они этого хотят.
Даг Маклин: При этом родители считают, что если их ребенок не пошел в хоккей в 4 года, то он опоздал.
Марк Мессье: У нас есть прекрасный пример: Эд Джовановски, начавший играть в 13 лет.
Даг Маклин: Первый номер драфта-1994!
Марк Мессье: Последнее, что мы хотим, – отбирать у ребенка мечту попасть в НХЛ. Как отец ты хочешь, чтобы он мечтал об этом. Я никогда не говорю своему сыну, что он не попадет в НХЛ. Не знаю, получится это у него или нет, но идея в том, чтобы дать ему хорошее воспитание – в том числе через хоккей.
Даг Маклин: Один из ключевых моментов в том, чтобы люди оставались в хоккее. Они нужны нам в качестве судей, тренеров, волонтеров. Нельзя, чтобы они уходили из хоккея, разозлившись на то, что у них что-то не получается.
Ник Кипреос: Не знаю, можно ли провести такой семинар для родителей, но надо им сказать, как я обычно говорю: «Ваш ребенок не попадет в НХЛ».
Даг Маклин: Ты не знаешь этого.
Ник Кипреос: Я знаю это. Так говорит статистика, не я. И если он попадет в НХЛ, считайте это бонусом, подарком хоккейных богов. В момент, когда у вас не будет ощущения, что хоккей вам что-то должен, он будет приносить гораздо больше удовольствия и ребенку, и вам самому.
Марк Мессье: Не думаю, что разговор должен идти о том, попадут дети в НХЛ или нет.
Ник Кипреос: Но они хотят получить что-то взамен, Марк. Они хотят, чтобы их ребенок бесплатно учился в университете.
Марк Мессье: По-моему, идея в том, чтобы после 10 лет в хоккее, не важно, пригласят тебя в университет или нет, чтобы на тебе не было клейма неудачника, чтобы родители не говорили тебе, что ты не оправдал их надежд. Что мы считаем успехом? Попадание в НХЛ? У тебя есть невероятный опыт игры в разных детских командах, где ты получил необходимые жизненные уроки. Вот в чем успех. А если мы сфокусированы только на конечном результате, то все, что ты говоришь своему ребенку, что он не оправдал твоих надежд.
Ник Кипреос: Вот еще что важно обсудить. В Канаде есть два лагеря: оставить силовые приемы в детском хоккее или запретить их. Когда я вижу, как на уровне 12-13 лет один игрок, который весит в полтора раз больше другого, применяет против него силовой прием... Можно сколько угодно учить, как правильно хитовать, но это все равно опасно.
Марк Мессье: Кто знает, какой ответ здесь правильный. Я недавно играл с племянниками и 10-летним сыном. Он засмотрелся на шайбу и пропустил удар со спины. После этого я полчаса объяснял ему, как правильно располагаться у борта.
Я просто не верю своим глазам, когда вижу, что у парней в НХЛ сейчас не хватает инстинкта выживания. В моем детстве не было разделения по возрастам: если ты хорош, то играешь в команде посильнее. Сейчас же в одном возрасте есть дети разных габаритов. По-моему, чем позже ты начнешь учить детей, как выжить в хоккее, тем больше времени у них уйдет на то, чтобы научиться этому.
Не уверен, что мы сейчас их достаточно этому обучаем. Я смотрю хоккей каждый день до двух ночи. И постоянно вижу, как игроки поворачиваются спиной к сопернику. Раньше такого не было. Если бы я повернулся спиной у борта, там бы уже выстроилась очередь из желающих меня ударить.
Томми Боустедт: «Если Канада сделает все правильно, у европейских стран не будет ни одного шанса»
может всё-таки забегают остатки шариков в голове...
Но все же мобильники, смартфоны, планшетники и в Канаде делают свое дело.
Перемещают детишек с игровых площадок в виртуал.