Морозов спокоен, как когда-то в «Ак Барсе». Но КХЛ нужно срочно решать важные проблемы
Реплика Вадима Кузнецова.

В КХЛ прошла предсезонная пресс-конференция, и хоккейная лента новостей забита цитатами президента лиги Алексея Морозова. Если не вчитываться, кажется, что все претензии напрасны, и все у нее, лиги, хорошо:
Переход Владимира Ткачева легитимен;
Пробный контракт Никиты Гусева – ход менеджмента «Динамо»;
«Витязь» просто временно не участвует;
Решение по Джошуа Ливо выгодно для всех;
А также «все в рамках регламента», «мы надеемся», «мы стремимся», «будем обсуждать».
Неужели кратковременный дождь, что прошел в Москве перед обедом, смыл из памяти воспоминания о странных и малообъяснимых трансферах, случившихся в КХЛ этим летом?
Неужели не было высказываний десятков экспертов, пожуривших имидж лиги – от Леонида Вайсфельда до Евгения Артюхина? И даже хоккеистов, которые обычно покорно молчат, будто вопрос их контрактов и денег их же самих не касается.
И неужели никто не заметил, как побледнел капитан «Динамо» Игорь Ожиганов в эфире ЭХБ, услышав от Алексея Шевченко следующее: «Игорь, вы хотите, чтобы вас обманывали? Или ты в конверте получаешь?»
Если пропустили, Ожиганов добровольно согласился на снижение зарплаты на 46 процентов – с 65 до 35 миллионов. Нормального ответа на вопрос «так почему же» от него мы не услышали.
Совсем немного нового было и в словах президента КХЛ, но это не разочаровало и не удивило. В умении дипломатично выходить из сложных публичных дискуссий Алексей Морозов был одним из лучших всегда – еще будучи игроком.

«Школа НХЛ!» – восторгались мои коллеги постарше, когда после проходной победы 2:1 в декабрьском матче регулярки против условной «Лады» капитан «Ак Барса» мог пять минут спокойно выслушивать бесконечные «за счет чего вы победили?», «чего не хватило в первом периоде?» и «какая была установка тренера?», используя такие же шаблонные фразы в ответ.
«Будущий чиновник!» – делились мнением люди при клубе где-нибудь в середине февраля после такого же грустного поражения 0:3 против «Барыса» (еще c Боченски). Морозов одновременно с намокшими коньками отбрасывал лишние эмоции, позволял журналистам окружить себя в углу раздевалки и терпеливо отдувался за всю свою команду.
– Алексей, что с большинством? Где дисциплина? Почему так плохо играли?
И, конечно, главное.
– Какой же была установка тренера?
И хотя в большинстве было 0 из 5, Григорий Панин путался в собственных ногах и на пару с Алексеем Емелиным хватал нелепые удаления, а играла команда действительно слабо, Морозов держался бодрячком. И уводил от критики в сторону тактичными «не все получилось, но мы сделаем выводы», «были хорошие моменты, но подвела реализация» и любой хоккейный штамп, о котором вы сейчас подумали. И, конечно, главное – «в следующем матче выполним установку не на 100, а на 120 процентов».
Спустя семь минут раздевалка закрывалась – все по регламенту, и то, что происходило там после, оставалось в тайне. Но в следующем матче, в крайнем случае через неделю или около того, команда Морозова преображалась, билась на те самые 120%, а если у нее что-то не получалось, то он решал сам. Его броски из правого круга над блином выиграли для «Ак Барса» много матчей и несколько чемпионств. Таким он остался в памяти как хоккеист. За это его ценили и уважали. В том числе это сделало его капитаном сборной России.

Вопросов к Морозову как к президенту КХЛ в разы больше. Как и ответственности – такая вот должность. Он научился парировать критику ловко, как когда-то в хоккейной раздевалке, хотя нюансов в новой работе очень много, и далеко не всё зависит от него. Но проблемы лиги очевидны. Их невозможно игнорировать или делать вид, что их нет. И хочется надеяться, что его нынешняя реакция – лишь старая привычка не выносить сор из команды, а за закрытыми дверями офиса КХЛ идет поиск ответов на важные вопросы:
– по дырам в регламенте переходов;
– по несуществующей защите контрактов;
– по финансовой стабильности клубов и т.д.
И что при обсуждении этих задач позиция Морозова будет такой же уверенной, как когда-то на льду, где от него реально многое зависело. И что в будущем лига будет реагировать на каждый проблемный эпизод оперативно, а решения не пойдут вразрез с интересами всех трех сторон. Ее самой, клубов и игроков. Нужно же верить в лучшее перед началом нового.
Фото: КХЛ/Дмитриева Юлия, Кузьмин Юрий, Китаев Вадим