4 мин.

Как плохо жить «Торпедо» в КХЛ...

Утро началось с прочтения интересного поста в данном блоге и вследствие этого анализа статьи заместителя гендиректора "Торпедо" Владислава Трухина на сайте нижегородского клуба.

Конечно, там были высказаны некоторые сомнительные высказывания. И очень было странно слышать подобное от гендиректора клуба. Очень странно.

А теперь по порядку. Начнем с телевидения.

Кроме этого, у клубов и болельщиков возникает много вопросов по организации трансляций матчей. Во-первых, непонятно, почему команды не получают дохода от показа телетрансляций, как это происходит во всех странах или, к примеру, в российской футбольной Премьер-лиге. Во-вторых, есть много вопросов по распределению эфирного времени на канале лиги. Представляется целесообразным, чтобы «КХЛ-Маркетинг» совместно с клубами равномерно распределял эфирное время на каждую команду, как это делается в РФПЛ. В настоящее время часто возникает ситуация, когда за сезон матчей одной команды показано около 70%, а другой – менее 20%.  Если лига не может обеспечить зрителей трансляциями всех матчей, то она должна идти навстречу клубам в организации прямых интернет-трансляций на официальных сайтах команд. На деле же получается ситуация, когда Регламент ограничивает подобные трансляции. На наш взгляд, болельщик должен видеть все матчи своей команды хотя бы в интернете. 

Как мне помнится в 2008 году не один из клубов лиги не предпринимал никаких особых телодвижений для продажи телеправ. По той причине, что нельзя продать то, чего нет. Когда же лига вложила деньги в канал, оборудования и развитие данного направления, приходит руководитель клуба и говорит, а давайте вы с нами будете деньгами делиться. А еще давайте вы будете показывать «Торпедо», хоть у нас и паршивое освещение, и телекамеры у нас стоят криво, и операторов у нас нет, но давайте вы будете показывать «Торпедо». Поэтому у меня предложение к гендиректорам клубов КХЛ для начала обеспечить все условия в своих дворцах для показа качественной телекартинки, а потом говорить о «бабле», а то получается, как в футболе – «мы хотим 100 млн. долл. за унылое гавно, а получаем только 50 млн. долл.»

Про интернет-трансляции вообще не понял, потому что как мне кажется можно посмотреть на сайте КХЛ любой матч. И логично, что лига не разрешает показывать эксклюзивный контент на других сайтах. Собственно, с какого лига должна заниматься благотворительностью? Вообщем гендиректору «Торпедо» следует переосмыслить свои слова.

Следующее направление – это распределение рекламных простаранств.

В первую очередь, вызывает вопросы Договор о распределении рекламного пространства, в результате действия которого ставится под вопрос взаимовыгодное партнерство между клубами и лигой. В некоторых рекламных позициях доля лиги доходит до 90% (когда организацией и проведением Чемпионата России занималась Федерация хоккея, условия работы по распределению рекламного пространства были 50 на 50%). Клубы связаны эксклюзивными правами, наложенными лигой на пять товарных категорий. Доходит до абсурда, когда «Группе ГАЗ», являющейся генеральным спонсором команды «Торпедо», запрещается рекламировать собственные бренды из-за того, что в качестве спонсора лиги выступает другой автомобильный производитель. То же самое касается и других доходных категорий: страхования, сотовой связи, фототехники, моторных масел. При этом продажа рекламных мест данных категорий запрещена даже за пределами хоккейной арены – в фойе и на территории, прилегающей к дворцу спорта.

Опять же почему разговор об этом возник именно сейчас, а не в прошлом году или 3 года назад? Потому что «Торпедо» является на данный момент продуктом, который можно продавать и к которому можно привлечь спонсоров. Опять же как мне кажется, привлечь денежные средства к бренду КХЛ проще, чем к бренду «Торпедо», поэтому лига вправе привлекать спонсоров именно к самой лиге, а не клубам. Такой подход существует во всех профессиональных лигах и гендиректор «Торпедо» должен бы это знать. И как мне кажется руководству «Торпедо» надо просто выстраивать ассоциативный ряд, если они хотят рекламировать «Группу ГАЗ». И если что, по-моему, никто не запрещал размещать рекламу на продукции связанной с командой (кружках, майках и т.п.), да вот только проблема никто не хочет развивать это направление. Проще ведь получить деньги, просто разместив кучу щитов на арене. 

Правда были у гендиректора «Торпедо» и обоснованные претензии к лиге, например эти:

Клубы КХЛ не только теряют доход, но и несут дополнительные затраты. Большие расходы идут у клубов перед стартом сезона при подготовке льда и бортов, поверхности которых по большей части заняты рекламой спонсоров лиги. Причем зачастую рекламные материалы присылаются непосредственно перед стартом чемпионата. Смена рекламы и оплата клининговых компаний в ходе сезона также осуществляется из бюджетов клубов.  Кроме того, данный договор предусматривает выделение спонсорам лиги квоты билетов, в результате чего хоккейные клубы также несут убытки. К примеру, ХК «Торпедо» из-за таких «благодействий» лиги потерял порядка полутора миллионов рублей. Если уж и оставлять данную квоту, то ее нужно делать пропорциональной вместимости арен, либо «КХЛ-Маркетинг» должна ее выкупать для своих спонсоров.

Ну а дальше гендиректор «Торпедо» начал вспоминать свои обиды, о том что на них накладывали необоснованные штрафы.

Главный документ, по которому действуют все клубы КХЛ, - Регламент – не всегда выполняется клубами, штрафы могут налагаться по-разному. Так, например, одним клубам дозволено в рекламные паузы выпускать на лёд группы технических работников для очистки льда без шлемов, а другим – нет. На некоторых аренах разрешается  безнаказанно заводить публику во время матча и использовать провокационные аудио- и видеоматериалы в адрес соперника. В некоторых городах положенные по Регламенту рекламные блоки КХЛ воспроизводятся без звука. В то же время, как все помнят, за похожие действия на ХК «Торпедо» налагались дисциплинарные санкции.

Я вот, сколько видел матчей «Торпедо» не помню, чтобы публику заводили, не помню очистки льда, я вообще ничего не помню, чтобы клуб делал для развлечения болельщиков. Может кто-то меня поправит, все-таки я не часто смотрю матчи «Торпедо». И я думаю, если бы в Нижнем Новгороде подошли ко всему с умом, то никто бы им не запретил что-либо делать в направлении развлечений людей на стадионе.

И в конце уже приводятся претензии по товарным знакам и патентному праву. Первое, а зарегистрирован ли официально товарный знак хоккейного клуба «Торпедо»? Второе, когда решение об организации бара было принято? Скорее всего, уже после того, как его сделали в Риге. Тогда руководству «Торпедо» идея понравилась и тут оказалось, что бренд то продан уже, что логично. Спрашивается, а чего хотели руководители нижегородской команды? Халявы? И все остальные претензии заключаются в том, что мы только проснулись, но хотим делать то же самое, что и в Риге. Надо было раньше думать уважаемые руководители. Только вот вкладывать деньги в проекты, которые не факт, что окупятся у нас не хотят. Я думаю, что в клубе «Торпедо» даже не просчитывают риски от финансовой деятельности или не составляют бизнес-планы для развития своей деятельности. Все просто у нас любят приходить на «готовое» и получать деньги, а не работать цивилизованно. Для примера, могу предложить рассмотреть проблемы патентного права в телекоммуникационной отрасли, где настоящие войны идут и при этом никто не плачется.

Собственно, почему появилась данная статья? Причина банальна деньги. В руководстве «Торпедо» осознали, что они могут теперь получать больше денег, да вот проблема после лет бездействия и наплевательства на маркетинг, там вспомнили о его существовании. Теперь плачутся, как же нам работать, что же делать и как зарабатывать деньги. Так вот уважаемое руководство «Торпедо» надо думать о том какие возможности есть для развития бренда «Торпедо» и получении прибыли в будущем, а не о потерянных возможностях.

Так, например, никто не мешает вам открыть хоккейный бар под брендом «Торпедо», если не хотите покупать права на «бар КХЛ», также никто не мешает получить вам патент на товарный знак «Торпедо» и требовать денежных отчислений за его использование. Также никто не мешает, ставить рекламные щиты в городе, где будут упоминаться ваши спонсоры и название клуба или пойти обратным путем, когда сам спонсор будет использовать в своей рекламе фразу типа «поддерживаем ХК «Торпедо». Или же никто не мешает вам договориться с сайтом КХЛ-ТВ о трансляции на вашем сайте матчей «Торпедо» через систему оплаты лиги или же ввести свою с дополнительной наценкой. Аналогично никто не мешает вам развивать продуктовую и сувенирную линейку, как делают это в Минске или Подольске. И уж тем более никто не мешает создавать на стадионе атмосферу хоккейного праздника. Просто начните отрабатывать свою зарплату, и тогда будет меньше претензий к третьим лицам.

Надеюсь, официальные лица КХЛ ответят на высказывания гендиректора «Торпедо», очень хочется почитать.