Артем Швайковский: Из хоккеиста в спортивного менеджера
История Артема Швайковского в «Юнисон-Москва» началась традиционно — он защищал цвета клуба на льду в дебютном сезоне НМХЛ. Однако из-за проблем со здоровьем игровую карьеру пришлось завершить. Но, как говорится, «когда закрывается одна дверь, открывается другая». С прошлого сезона Артем стал голосом клуба и незаменимым сотрудником, успешно адаптировавшись к менеджерской работе.
В интервью Артем Сергеевич рассказал, как перешел от карьеры хоккеиста к работе в офисе.
– Отыграв сезон в «Юнисон-Москва», ты решил завершить карьеру. Почему?
– После сезона в «Юнисоне» мне нужно было искать новую команду, так как клуб оставался в НМХЛ, а я уже не подходил по возрасту. Переход в ВХЛ был сложным шагом, ведь после молодежной лиги не все могут продолжить карьеру, особенно те, кто не в структуре клуба с выстроенной вертикалью. В этой ситуации мне помог Денис Маратович Абдуллин. Он договорился о просмотре в красноярском «Соколе», что было идеальным вариантом для меня: это мой родной город, там моя семья, а тренером защитников был Максим Галанов, которым я восхищался с детства. Но после медосмотра мне не дали медицинский допуск, и мир в один момент рухнул – для меня на два дня, для семьи чуть подольше.
– Ты не ожидал, что не сможешь продолжить карьеру из-за этой причины?
– Нет, с моей проблемой многие продолжают играть, даже на взрослом уровне, просто под наблюдением врачей. Я немного позволил себе погрустить, ведь хотел играть лет до 40. Но через два дня записался на открытое первенство Красноярского края по триатлону среди любителей. Давно хотел поучаствовать, и тут случай представился. В итоге даже занял третье место.
– Триатлон прошел, что ты делал дальше?
– Решил провести июль дома, а на раздумья и решения у меня был август и год обучения в институте. Читал «Два капитана» Вениамина Каверина, играл в теннис, ходил на рыбалку, гулял с собакой, на сапах плавал. Мы с братом наконец сыграли во все, что хотели за последние десять лет. Проводил время с бабушками и дедушками. Впервые за долгое время удалось выйти на лед в Железногорске с папой, раньше приезжал всего на неделю, и возить с собой форму было неудобно. А теперь мы накатались с папой и дядей Серёжей Грицюком. Кстати, Арсений и его отец меня тогда здорово поддержали, ведь для них хоккей — это вся жизнь.
– Как ты познакомился с семьей Грицюков?
– Мы из одного города, и единственный открытый хоккейный каток в Железногорске находится во дворе дома, где живет Арсений Грицюк. И там все ребята знают дядю Серёжу, они с моим папой всегда следили за благоустройством катка, лопатами чистили лёд, вручную наносили разметку.
– После насыщенного июля, какие шаги ты предпринимал дальше?
– В США есть понятие «gap year» — промежуточный год для самоопределения. Я решил так же: учиться в институте и параллельно думать, какие сферы мне интересны как в хоккее, так и за его пределами.
– Но в августе ты вновь оказался в «Юнисон-Москва», как это произошло?
– В начале августа мне позвонил сотрудник кадровой службы клуба и пригласил на встречу с президентом «Юнисона» Александром Викторовичем Клименко. Честно говоря, я был удивлён, ведь в нашей команде было около 30 игроков. Мало кого волнует, когда ты заканчиваешь карьеру, кроме тебя и твоей семьи, а тут мне звонят и спрашивают, хочу ли я продолжить работать в хоккее и в клубе.
Конечно, я сразу согласился. Помню, у меня с собой была только летняя и тренировочная одежда, ни брюк, ни рубашки. Понимал, что на такую встречу в шортах не пойдешь, поэтому заехал в Екатеринбург за вещами, а также своими конспектами и наработками из института и полетел в Москву.
– Как в клубе определились с тем, чем ты будешь заниматься?
– Определились не сразу. У меня была самопрезентация со списком из девяти пунктов того, в чём, мне казалось, я могу быть полезен и чем мне было бы интересно заниматься. Больше всего меня вдохновило то, что мои предложения и идеи принимались. Не так много клубов у нас открыты к новому, большинство консервативны.
Изначально я думал, что буду полезен генеральному менеджеру, предлагая идеи, которые хотел опробовать еще в институте. Тогда я даже не задумывался о комментировании, трансляциях матчей или «Хоккейном доме Юнисон».
– Как ты пришел к комментированию матчей?
– После первой встречи с президентом клуба я ждал решения о том, за что буду отвечать. Он даже спросил, как бы я назвал свою должность. Предложил быть консультантом, так как хотел быть связанным со всеми структурами клуба. Но эту идею не приняли — нет чёткой ответственности. В итоге - стал помощником генерального директора клуба, с руководителем и коллегами мне повезло. В «Юнисон-Москва» собрана классная команда единомышленников, где у меня есть возможность ежедневно учиться у профессионалов своего дела. Александр Викторович — источник вдохновения этой команды. Когда ты видишь, как президент вовлечён в каждый процесс и насколько он отдаётся любимому делу, ты не имеешь морального права действовать с меньшим усердием.
Пока ждал окончательного решения по должности, в Новогорске проходил товарищеский матч, и директор клуба по маркетингу предложила мне попробовать себя в комментировании. С радостью согласился и основательно подготовился, даже немного замучил коллег. Адаптироваться в новой деятельности мне здорово помог комментатор «Юнисона» Антон Орлов. Так все и началось.
Честно, не думал, что смогу стать комментатором из-за дикции, хотя бабушка всегда шутила, что мне надо стать «бормотологом», когда я дома обсуждал матчи КХЛ. Но клуб организовал для меня обучение по технике речи и публичных выступлений, чтобы проработать мои слабые стороны. Сейчас продолжаю работать над собой. Когда слушаю эфиры на МАТЧ ТВ или КХЛ ТВ, понимаю, сколько еще нужно совершенствоваться. Это ответственная задача — транслировать главные мысли и философию клуба на широкую аудиторию, и нужно этому уровню соответствовать.
– Давай вернемся к твоей специальности. Почему, будучи хоккеистом, ты решил получить высшее образование в другой сфере?
– Получить образование в другой сфере рекомендовала мама, она сама профессионально занималась лёгкой атлетикой, а сейчас – заместитель директора в детской школе «Автомобилиста», учится в магистратуре. Конечно же, я прислушался, знания мамы и её целеустремленность — пример для меня. Но в целом семья поддерживала любое мое решение. В итоге выбрал международный и корпоративный менеджмент в Уральском федеральном университете. Поступил на бюджет, на очное обучение, с дополнительной специальностью цифровой маркетинг.
– Как ты совмещал карьеру хоккеиста и учебу?
– Каждая сессия — это отдельная история. Постоянно договаривался с преподавателями и тренерами, потому что часто находился за тысячи километров от университета. Когда играл в «Юнисоне» и сдавал сессию, тренеры отправляли мне программу для работы в зале, и я потом им скидывал видеозаписи из тренажерного зала, что всё выполнял. Очень помог мой однокурсник Роман Киселев, который конспектировал лекции, общался с преподавателями, объяснял мне все аспекты и нюансы предметов. Благодаря его помощи я сдавал зачеты без проблем, изучая материалы дистанционно. В конце сезона, когда вернулся в университет, сдал все предметы и даже получил стипендию за отличную успеваемость — это вызвало улыбку у всех. Во многом помогал спортивный опыт, ведь хоккей – это зеркало жизни, те же правила коммуникации и взаимоуважение, просто в хоккее быстрее понимаешь человека, а в жизни нужно чуть больше времени.
– Какие знания, полученные в университете, тебе пригодились?
– Основное, наверное, отношение к людям с уважением и благодарностью, тогда всему можно научиться. Старался брать лучшее от каждого преподавателя и одногруппника. Множество университетских знаний пригодились мне в работе. Мы в теории изучали CRM-системы, программы электронного документооборота и цифровизации бизнес-процессов. Но когда я пришел в клуб, то увидел, как это реально работает. Было приятно и интересно самостоятельно использовать всё на практике. Масштаб деятельности в офисе впечатлил меня, и мне хотелось быть полезным здесь.
– Один из принципов клуба — технологичность. Твоя дополнительная специализация — «цифровой маркетинг в профессиональной сфере». Какие планы на ВХЛ в этом направлении?
– История с этим направлением интересная. Меня записал на курс мой друг Рома Киселев. Я сначала сопротивлялся, считая, что это еще больший объём работы по новым предметам, но в итоге поступил на курс и случайным образом завершил его «на отлично».
Трансляция матча — ответственная задача. Работа по ее организации видна всем. В «Юнисон-Москва» над прямыми эфирами работает большая команда, начиная с превью, заканчивая монтажом, титрами, графикой и ракурсами камер. Я больше ученик в этом процессе, постоянно получаю новую информацию и иногда предлагаю свежие идеи.
Первое, о чем мы задумались при организации трансляций — как удержать внимание зрителей во время игры и перерывов. Мы убрали кадры с лёдозаливочной машиной и заменили их аналитической студией, где разбираются моменты прошедшего игрового отрезка.
Хоккей — непростая игра, и многие зрители не всегда понимают его тактические моменты. Наша задача — объяснять эти моменты доступным языком, чтобы зрителям было понятнее и интереснее смотреть. Особенно это важно для той аудитории «Юнисон-Москва», которая пришла в хоккей вместе с клубом. В нашей студии мы подробно разбираем игровые эпизоды: показываем причины возникновения голевых моментов, траектории движения игроков, объясняем решения, которые кажутся незначительными, принятыми на «автомате», но за ними стоит длительная подготовка игроков.
Здесь пересекаются образовательная функция и технологичность. Мы используем интерактивную панель для анализа моментов, как это делали в NBA и футбольном клубе «Ростов». Переняли эту идею и адаптировали её для хоккея, чтобы сделать наши трансляции более увлекательными.
– С образовательной функцией трансляции разобрались, а что с развлекательной?
– В прошлом сезоне мы проводили квизы. История квизов началась еще, когда я играл в МХК «Авто». Совместно с Валерием Ситниковым решили разнообразить досуг и организовывали квизы дома. Затем с моим одногруппником Романом Киселевым мы летом проводили квизы на детских хоккейных турнирах в Екатеринбурге.
Для «Юнисон-Москва» квиз «Золото Грифонов» был продуман более детально. Решили сделать 12 вопросов: 4 — по интервью и актуальным событиям из жизни клуба, 4 — про хоккей в целом и 4 — о «Юнисон-Москва», его основах и философии. В новом сезоне планируем продолжить эту практику.
– Какие еще фишки планируете воплотить в трансляции матчей?
– В прошлом году мы старались развить концепцию «путь героя», взятую из UFC. В этом сезоне в каждом домашнем матче планируем уделять внимание одному игроку, чтобы через его призму раскрывать эмоции игры, а зрители получали возможность проживать матч с одним из героев встречи. Останутся и презентации команд перед началом матча, чтобы зрители могли познакомиться с коллективами и узнать более подробную информацию о соперниках.
Мы также хотим внедрить графику с элементами дополненной реальности в трансляции, но пока это не регламентировано в ВХЛ. Кроме того, будем активно использовать систему «Видеогол», которая даёт интересные ракурсы: за воротами, над воротами и в воротах. Недавно обсуждали с коллегами из ВХЛ, как все это правильно реализовать, учитывая особенности «Академии спорта Динамо».
– «Хоккейный дом» — смелый проект клуба. «Юнисон-Москва» первым ввел платную подписку на эксклюзив. Расскажи о нем подробнее.
– Как и в трансляциях, моя деятельность – лишь небольшая часть проекта «Хоккейный дом Юнисон», над ним работает большая группа профессионалов. Идея началась с изменения концепции канала с донатами, которая не выглядела привлекательно. Мы хотели создать пространство, где болельщики могли бы получать эксклюзивную информацию и участвовать в жизни клуба. Во время мозгового штурма родилась идея «Хоккейного дома», и мы ее развили. Вместо подписчиков — «жители», вместо админов — «консьерж», оплата ежемесячной подписки — «квартплата». Мы продолжаем экспериментировать и развивать проект. За первый год мы старались совмещать развлекательные и образовательные элементы, от голосований за лучшего игрока матча и забавных историй в «кружках» от хоккеистов до подробных разборов матчей с юным экспертом Германом Жилинским, который благодаря «Разборкам на льду» попал в шоу «Чудо» на НТВ.
– Какие изменения в «Хоккейном доме» планируются в этом сезоне?
– Мы уже провели экскурсию по базе команды в Новогорске для подписчиков канала. Прорабатываем идею «ужина с игроком». Планируем прямые эфиры с хоккеистами и трансляции гостевых матчей на Twitch. Жители «Хоккейного дома» первыми узнают новости клуба, а также сохраняется традиция выбирать лучшего игрока матча, которому консьерж вручает цепь в раздевалке.
Мы хотим добавить больше оффлайн-активностей, чтобы «жители» могли участвовать в закрытых мероприятиях клуба, как «Культурный код Юнисон», например.
– Какие у тебя лично ожидания от сезона в ВХЛ?
– С нетерпением ждал начала чемпионата. Нам нужно адаптироваться к насыщенному календарю из 64 матчей и автоматизировать процесс подготовки к играм, это довольно увлекательное занятие. Радует, что лига серьёзно расширилась, и сейчас в ней выступают сразу 33 клуба, предстоят встречи с ранее неизвестными соперниками. Команды ещё меняются и формируются, происходит много событий, за которым нужно следить, учитывать больше факторов при подготовке к матчу.
Уверен, что сезон будет интересным и непредсказуемым. Игроки «Юнисона» приучили нас к безоговорочным победам, а тут ты до последней минуты не можешь быть уверен в исходе каждого поединка. Да, на старте регулярного чемпионата были поражения, но подобные ситуации и их преодоление способны ещё больше сплотить команду и болельщиков, так мы будем ещё сильнее радоваться новым победам клуба.