Мэттьюс не выглядит парнем, готовым повести «Торонто» за собой. Его капитанство – аванс
Усы надежды.
Жизнь сама по себе – поэт не хуже Маяковского, и рифмы у нее периодически выходят что надо.
На днях в «Торонто» содрали капитанскую нашивку с груди Тавареса и переклеили Мэттьюсу. Примерно через день «Скользкий лед» допросил Никиту Зайцева на предмет раздевалки «Лифс» и их лидера, ныне записного.
– Он хороший парень на самом деле, – ответил Никита.
– А какие поступки Мэттьюса его так характеризуют? – уточнил Денис Казанский. – Ну там, может собрал персонал, раздал подарки?
– Нет, такого не было. Просто хороший парень, с ним можно нормально поговорить.
У меня проблема с капитанской нашивкой Мэттьюса – и этот набор реплик прекрасно его описывает. С одной стороны – понятно, почему и за что Остона делают капитаном самой несчастной топовой франшизы в истории спорта. С другой – трудно вспомнить какой-то конкретный день, когда это потенциальное капитанство Мэттьюса как-то выразительно себя проявило.
Мы помним голы и наряды на церемониях вручения наград. Но где поступки?
Мне ближе вот такая цитата. Стив Дэнгл – канадец, который сделал карьеру на том, что болеет за «Торонто» – по ходу прошлого сезона заметил:
«Мэттьюс впечатляет умением забивать голы. И легко подумать, что он является более доминирующим игроком, чем Маккиннон, пока не увидел их в матче друг против друга. И тогда становится понятно – Мэттьюс даже не близко».
Это правда в том смысле, что Мэттьюс и возглавляемое им ядро «Торонто» за много лет проиграли все прямые стыки с ядрами других команд в плей-офф. Победа была только одна: в 2023-м удачный бросок Тавареса протолкнул «Лифс» мимо «Тампы».
Все остальные попытки – включая битвы с «Коламбусом» и «Монреалем» – заканчивались поражениями.
Понятно, что в НХЛ проигрывают все – и даже Овечкин с Кросби – но мы говорим про капитана заметного клуба НХЛ. У этого клуба – яркая команда. Капитана такого клуба должно быть видно.
Как видно Ландескуга. Швед стал капитаном еще до двадцати – и это вообще не вызывало сомнений.
И не только у меня. Брайан Бурк рассказывал подкасту «Spittin Chiclets», что худшее преддрафтовое интервью у него было с Наилем Якуповым.
– А кто больше всех удивил в хорошем смысле? – спросил Райан Уитни.
– Габриэль Ландескуг, – после паузы ответил Бурки. – Когда интервью закончилось, мы хотели попросить его сесть рядом с нами и помочь поговорить с остальными ребятами.
Есть ли у шведа «Морис Ришар»? Начал ли он карьеру с четырех голов в первом же матче? Нет. Но он лидер, у него есть харизма, и он способен объединять людей. И, кажется, он хороший друг: когда ветеран «Колорадо» Эрик Джонсон приехал в Денвер уже в форме «Сэйбрс» травмированный Куги вышел к бортику с детьми. У детей на плакате было написано: «Пускай ты и в неправильной майке, но мы все равно любим тебя, дядя Эрик».
Нашивка – не про очки. Она про влияние на команду, про способность своим поведением – или буквально, разговорами – вытянуть команду в трудный момент.
Я бы сказал, что нашивка – про умение вызывать мурашки: словами, делами, огнем в глазах.
Вот это умение помогает разглядеть капитана в толпе. Кросби – капитан. Тэйвс – капитан. Мэттьюс? Мне кажется, он даже не близко.
Есть и другой, более актуальный, пример. Может показаться, что нашивка – неизбежный атрибут таланта Коннора Макдэвида и награда за этот талант. Но ведь Макди влияет на команду и за пределами своих ультразвуковых проходов.
Он помогает менеджменту принять трудное решение – как было когда карьера Эвандера Кэйна подвисла из-за скандалов и «Ойлерс» все-таки его подписали.
Он показывает пример остальным.
«Мы заходим к нему, – рассказывал Клим Костин, – он говорит: «Ребят, что пить будете? Пиво, вода, вино?». А сам стоит с шейком – там у него смузи какое-то правильное для здорового питания. Я стою такой и думаю: «Блин, пивка охота, конечно». Но я так на него смотрю и думаю: «Блин, мне водички, пожалуйста».
А, еще эта маленькая штучка – решающие голы. Всегда забываю.
Что из этого дал команде Мэттьюс к своему приближающемуся 27-летию?
Есть пачка личных призов, есть четыре гола в дебютном матче, есть умение бросить шайбу кистями так, что она становится невидимой. Но что такого сделал Мэттьюс, от чего бы бежали мурашки?
Я видел много игр «Торонто», но не могу вспомнить.
Нет-нет, я верю в Мэттьюса и «Торонто». Но я думаю, что это капитанство – что-то среднее между авансом и вынужденной мерой (Таварес уже явно не тянет).
Я думаю, на пути к величию и команде, и Остону нужно пережить трансформацию.
Нужно сделать переход от талантливой команды к матерому коллективу, понимающему, что нужно (и что не нужно) для победы. От яркого медийного персонажа (и друга Джастина Бибера) к харизматичному лидеру раздевалки, который тащит команду: где-то голами, а где-то – и это важнее – своим примером и подсказками.
Я не думаю, что Мэттьюс заслужил нашивку сейчас. Но я понимаю, почему ее отдали ему и жду от Остона – как и от всей команды – большого бума.
Телеграм-канал Петухова, ютуб-канал Петухова
Фото: East News/Cole Burston/The Canadian Press via AP, Frank Gunn/The Canadian Press via AP, AP Photo/Phelan M. Ebenhack, AP Photo/David Zalubowski
Вот Торонто и отдаёт звание капитана вошедшему в прайм лучшему игроку команды. Всё просто.