8 мин.

«Сент-Луис» сделал оффер-шиты двум игрокам «Эдмонтона». Что это вообще такое?

Время джентльменов прошло?

Во вторник «Сент-Луис» стал первым клубом за три года, который воспользовался правом на оффер-шит. Нападающий Дилан Холлоуэй и защитник Филип Броберг подписали контрактные предложения «Блюз». Теперь у «Эдмонтона» есть неделя на размышления. Клуб может повторить условия, чтобы оставить игроков в команде.

«Сент-Луис» стал первым клубом в истории НХЛ, который отправил разом два оффер-шита в один клуб.

Что же такое оффер-шит?

Это контрактное предложение ограниченно свободному агенту другого клуба. Ограниченно свободный агент – хоккеист, у которого истек контракт и который не удовлетворяет ни одному из требований ниже:

● провел семь сезонов в НХЛ;

● достиг возраста 27 лет;

● провел три сезона в любых профессиональных лигах и отыграл меньше 80 матчей в НХЛ.

Оффер-шит может получить лишь небольшой круг хоккеистов. В основном это те, у кого истекли контракты новичка или контракты-мостики. Холлоуэй и Броберг под эти условия попадают.

Если игрок принимает предложение, то у его клуба есть семь дней для повторения всех деталей. Повторили  хоккеист остается. Если нет, меняет место работы, а его теперь уже прежняя команда получает компенсацию в виде драфт-пиков. Их количество и раунды зависят от кэпхита, который предлагается игроку. 

Важное уточнение: если контракт больше, чем на пять лет, то кэпхит рассчитывается посредством деления суммы контракта на эти годы. Например, хоккеисту предлагают $10 млн на 7 лет. В этом случае компенсация будет не по $10 млн, а по $14 млн (70/5=14). 

Максимальная компенсация – четыре пика первого раунда, если кэпхит превышает $11 452 294. Минимальная – полное отсутствие компенсации, если кэпхит меньше $1 511 701. 

Обязательное условие: пики должны принадлежать тому клубу, который делает оффер-шит, причем на ближайшем драфте. Если нужно отдать больше одного пика в одном и том же раунде – должны быть все требуемые пики с ближайших драфтов. Если компенсация – четыре первых пика, то их необходимо покрыть пятью годами, но первый из них должен быть на предстоящем драфте. 

После подписания контракта, вне зависимости от того, с кем в итоге хоккеист его заключит, игрока нельзя обменять в течение года. Эта мера ликвидирует вероятность купить/сохранить что-нибудь ненужное.

Оффер-шит – отличный инструмент, который на бумаге позволяет молодым игрокам получить хорошие деньги и зачастую более значимую роль в клубе. Но в НХЛ оффер-шиты совершенно не пользуются популярностью: до вторника их было всего 37, а за последние десять лет – два.

Когда и кто делал последний оффер-шит?

В 2019-м генеральный менеджер «Монреаля» Марк Бержевен отправил контрактное предложение звезде «Каролины» Себастьяну Ахо. Многие считают, что тот оффер-шит был смехотворным: всего $8,454 млн на 5 лет. Ахо – будущее лицо франшизы, поэтому генменеджер «Каролины» Дон Уодделл отреагировал так: «Удивлен, что ему не предложили больше. Сейчас мы изучаем контракт, пока у нас не было времени собрать всех и обсудить это». 

Уодделл пообещал повторить любой оффер-шит Ахо, но в предложении «Монреаля» было два подводных камня. Пятилетний контракт, который предложил Бержевен, истекал, когда Ахо уже исполнилось 27 (как раз этим летом). У «Каролины» уже не было бы прав на Себастьяна. Ахо мог бы выбирать сам, с кем подписывать контракт. 

У «Харрикейнс» еще и существовали проблемы с деньгами, а «Монреаль» загрузил миллионами как раз первые два сезона. Основную часть составляли бонусы: $38,62 млн из всех $42,27 млн, которые полагались по контракту. В первый сезон Себастьян получил $11,3 млн бонусами и $700 тысяч чистой зарплаты, во второй – $9,87 млн бонусами и $750 тысяч зарплаты. «Каролина» повторила предложение «Монреаля». 

Через два года настала месть. Уодделл даже не скрывал издевки: он отправил оффер-шит Йеспери Котканиеми. Издевка заключалась в сумме: $6 100 015 чистой зарплаты – символические 15 долларов отсылают к игровому номеру Котканиеми в «Монреале». Еще контракт предусматривал подписной бонус – $20 (нет, здесь не потерялись ни слово «миллионов», ни даже слово «тысяч»). Это номер уже Себастьяна Ахо. 

Кроме того, в твиттере была шутка с карточкой «разворот хода» из игры UNO, а Дон Уодделл практически дословно повторил высказывание Марка Бержевена из 2019-го, когда тот делал предложение Ахо.

Правда, к качеству мести есть вопросы. Бержевен явно не собирался платить такие деньги игроку, который на них не наиграл (к тому моменту у него было 74 очка за три сезона в НХЛ). Повторять предложение он не стал: Котканиеми стал игроком «Каролины». 

В первом сезоне в новом клубе финн набрал 29 очков в 66 матчах и ожидаемо упал в зарплате по следующему контракту. Зато получил максимальный срок: продлился на 8 лет по $4,82 млн. На данный момент Котканиеми – последний игрок, который получал оффер-шит и последний, кто в результате сменил команду.

Почему теперь оффер-шит делает «Сент-Луис»?

Оффер-шиту от Дага Армстронга предшествовали два события. Сначала пришла новость из Эдмонтона: Эвандер Кэйн может не успеть восстановиться от травмы, полученной в финальной серии Кубка Стэнли-2024. Он наверняка начнет сезон в LTIR. Это даст «Ойлерс» послабление в размере $5,125 млн. 

Для «Эдмонтона» такой факт жизненно необходим: команда уже сейчас превышает потолок зарплат на $361 тыс. Без контрактов сидят Дилан Холлоуэй и Филип Броберг – оба и получили контрактные предложения от «Блюз».

Чтобы сделать оффер-шит, «Сент-Луису» был нужен их собственный пик второго раунда драфта-2025. Он находился у «Питтсбурга»: отправился туда вместе с Кевином Хэйсом. Поэтому «Блюз» вернули пик себе, устроив размен пиками с «Пингвинс»: отдали третий раунд 2025-го и второй раунд 2026-го, а получили второй раунд 2025-го и пятый – 2026-го. 

Вслед за этим Армстронг отправил двойной оффершит: Холлоуэю предложили $2 290 457, а Бробергу – $4 580 917. Обоим – на два года. Суммы выглядят странно? Но они выбраны неспроста: это верхние пределы по компенсациям, которые «Сент-Луис» выплатит «Эдмонтону», если он не повторит предложения.

Дай «Блюз» хоть на один цент больше любому из них – и отдавать пришлось бы больше: второй раунд за Холлоуэя и первый и третий раунд за Броберга. В нынешней же ситуации «Сент-Луис» отдаст третий раунд за Холлоуэя и второй – за Броберга.

«Эдмонтон» оказался в незавидной ситуации. Сохранить хотелось бы обоих, но вряд ли получится. Выходом мог бы стать обмен Коди Сиси (он получает $3,25 млн в год), но «Ойлерс» не смогут действовать с позиции силы – вся лига знает, что у «Эдмонтона» проблема с деньгами, на решение которой есть всего неделя. 

Поэтому, скорее всего, повторить оба предложения «Ойлерс» не смогут. Зарплата Холлоуэя меньше ударит по карману – вероятно, именно его Стэн Боумэн и сохранит. А вот деньги на Броберга полностью забьют платежку, если Кэйна поместят в LTIR – а поскольку Эвандер в списке травмированных проведет далеко не весь сезон, его зарплату все равно придется держать в уме. Наверняка кого-то обменять все же придется.

Главная цель «Сент-Луиса» – очевидно, Броберг. Холлоуэй же получил оффер-шит, вероятно, для усложнения задачи Боумэну. 

Кому «Сент-Луис» сделал оффер-шиты?

Бробергу 23 года. Он провел в НХЛ три сезона, но из них ни одного полного: 23, 46 и 12 матчей. Если судить по его показателям в регулярке, то сложно понять, за что ему предлагают аж $4,5 млн в год. Зато в плей-офф-2024 Филип выместил из основы Винсента Деарне и стал защитником второй пары. За 10 матчей он выбил 3 (2+1) очка, а к этому добавил аж +8 в полезности (разделил 7-9-е места в лиге) и проявил себя.

То есть: он доказал, что уже сейчас готов брать на себя 10-15 минут активного хоккея на самом горячем отрезке сезона. Броберг заходил в НХЛ перспективным молодым человеком. И вот его талант показал первые осязаемые очертания. 

Сумма почти в 5 миллионов за год смотрится перебором, но стратегия «Блюз» понятна. У них не то чтобы древняя, но и явно не молодая защита – и не то чтобы в этой защите невыносимая конкуренция. Еще один защитник U-25 в компанию к Фолку, Парайко, Ледди, Перуновичу – самое оно. Особенно если этот защитник только что прошел проверку в экстремальной температуре плей-офф и готов претендовать на место во второй паре. 

Холлоуэю 22 года. Он играет за основу «Эдмонтона» два года, но матчей набрал побольше – 51 в сезоне-2022/23 и 38 в регулярке-2023/24. Как и Броберг, Дилан блеснул уже в плей-офф: 5+2 в 25 матчах – отличный показатель для нападающего третьего звена. В партнерах у него были Адам Хенрик и Кори Перри – опытные, но уже возрастные хоккеисты.

Один плей-офф – слишком короткий срок, чтобы судить о перспективах игроков. Но тенденции последних лет заставляют генменеджеров действовать на опережение и платить хоккеистам как бы авансом. Оба оффер-шита могут казаться переплатами, но в «Сент-Луисе» Броберг и Холлоуэй получат более значительные роли.

Окажутся ли они там вообще?

Каким мы запомним Эрика Стаала – одного из лучших центров современной НХЛ

Овечкин и Макдэвид забивают очень много, но трофеи им не даются. Почему?

Фото: AP/Julio Cortez, Tony Gutierrez, Karl B DeBlaker, Robert Cohen, Mark J. Terrill