«Игры выигрываются большинством». Почему большинство Амура из лучшего на старте сезона превратилось в одно из худших?
Спасибо, что ступили на тигриную тропу! В первой статье блога хотел бы написать об одном из важнейших элементов современного хоккея в рамках своей любимой команды (к сожалению, не могу вставить ссылки в текст, поэтому они будут отдельно)! Буду рад комментариям, репостам и мнениям!
Как в недавнем интервью сказал нападающий Амура Дмитрий Шевченко: «Играть 5х5 научились все, игры выигрываются большинством» и с ним просто нельзя не согласиться. На разбор игры Амура меня подтолкнули два фактора: абсолютно ужасный розыгрыш 5х3 в матче с Адмиралом 7-го декабря и резкое сокращение времени игры в большинстве Кэма Ли в последних 5-6 матчах. Обо всем по порядку ниже.
Начнем с простого вопроса: как выглядит большинство Амура при Мартемьянове?
В начале сезона команда забивала 5 матчей подряд, реализация лишнего была успешной в 7 матчах из 10 (да и игра с Куньлунем и СКА в большинстве смотрелась), реализация около 25%, но потом что-то резко сломалось. Хочется отметить, что пересматривая игру Амура в большинстве, очень забавно менялся тон комментаторов. В начале сезона: «Амур одна из лучших команд лиги», чуть позже «Амур показывает неплохой результат», затем «Есть некоторые проблемы у команды» и в конце «Одна из худших по реализации лишнего в лиге».
Амур забил 22 шайбы в большинстве (фан-фэкт: столько же у ЦСКА, Трактора и даже на одну больше, чем у Лады и Автомобилиста) и из них 10 в первых 10 (!) матчах. В оставшихся 30 матчах Амур забил всего лишь 12 шайб. Давайте посмотрим, что было в первых 10 матчах.
Первая бригада большинства выходила на лёд с двумя центральными нападающими, как с участием Броадхерста, так и после его травмы. В данной схеме Ли вояжирует на синей линии, закрывая все пространство от одного борта до другого. Потенциально он находится в позиции, чтобы не было чистого выхода 1 в 0 у соперника, так как он один из самых быстрых игроков лиги (https://www.khl.ru/news/2023/12/15/524540.html) и сможет прервать атку противоположной команды в случае потери. Один из двух центральных нападающих в жесткой позиции перед вратарем для удачного подставления или экранирования вратаря, а остальные игроки абсолютно вольно передвигаются по зоне: Хохлачев и Коршков играют то слева, то справа.
Александр чаще слева — это его точка, его голы пришли отсюда, он простреливает на пятак, он завершает атаки броском, а Егор справа больше находится в подыгрыше перед воротами или вдали ворот. Второй центральный нападющий играет необходимого плеймейкера, который может пойти добить на пятак, находясь вблизи ворот, может остаться в дальнем слоте для еще большей помехи вратарю, может уйти за ворота и побороться там. У трех игроков нет привязанности к позиции и они действуют по тому, как складывается игра, пытаясь запутать соперника.
Во второй схеме все более академично в духе Мартемьянова и все играют по жестким позициям. На вершине защитник с плотным броском - Мищенко, Волгин, Щемеров, под воротами центральный нападающий, один игрок на дальнем пятаке, один слева, но самая важная фигура, на мой взгляд, здесь Рылов. В данной схеме он выполняет подобную роль плеймейкера, отдавая поперечные передачи, простреливая на пятак, одновременно с этим закрывая борт и находясь в позиции для предовтращения контр-атаки соперника, но в целом эта пятерка в отличии от первой довольно статична.
Теперь давайте посмотрим, откуда были забиты голы в первых 10 матчах:
По карте голов понятно, что основная часть голов Амура — игра на пятаке, игра на добивании, но также есть голы из левого круга. Возникает следующий вопрос: почему же тогда случилась такая просадка в количестве шайб? Почему в первые 10 матчей нет голов с синей линии?
На мой взгляд, причина кроется именно в отсутствии замены яркого центрального нападающего в первое звено к Хохлачеву и Коршкову, а так же к изменению состава второй пятерки. Большинство команды менялось следующим образом:
В начале сезона у Амура есть 5 центральных нападющих — Броадхерст, два габаритных нападающих — Грачев и Шевченко, быстрые Гиздатуллин и Хохряков. Мартемьянов в двух схемах задействует трех центральных нападющих — Грачев с Броадхерстом в первом звене, Шевченко во втором (Шевченко и Грачев могут меняться местами).
Ломается Алекс, в первое звено уходит Шевченко, во второй бригаде, то Хохряков, то Гиздатуллин (иногда даже вместе), появляется Барулин в четвертом звене в качестве центрального нападающего. Ломается Хохряков, остается три центральных нападающих+Барулин. Мартемьянов сразу отсекает Гиздатуллина из бригад большинства и остаются Грачев-Шевченко и Барулин.
Вот тут и начинается провал.
Мартемьянов объединяет в первом звене Грачева с Барулиным вместе с ними Хохлачев, Коршков, Ли. Вторая пятерка уже классическая — Шевченко под воротами, Рылов+Мищенко/Волгин/Щемеров и Бочаров, Дрозг. И если вторая пятерка не изменила своей игры, то первая теперь играет иначе. Вместо быстрого движения Хохлачева, Броадхерста и Коршкова можно заметить, что Коршков с Грачевым располагаются в дальнем и ближнем слоте, а Барулин с Хохлачевым играют у левого и правого борта.
Находясь на правом борту, Хохлачев начинает играть роль Броадхерста или Рылова, пытаясь вывести на бросок партнера, а находясь слева возвращает режим снайпера. Проблема в том, что передачи как Барулина, так и Хохлачева друг до друга не доходят (обострение игры от Александра с правого борта просто кошмарны, постоянные потери и выход шайбы из зоны) и они начинают играть через Ли. Кэму вместо бросковой активности приходится искать быстрым пасом продолжение атаки, приходится придумывать, как довести шайбу до ворот. В сентябре у Ли 25 бросков в створ, 10 в октябре, 8 в ноябре, 4 в декабре.
Отсутствие поперечных передач замедляет игру звена и тем самым вместо быстрых атак все сводится к бросковой попытке, на которую должен среагировать игрок, стоящий перед вратарем. Особенно бросается в глаза то, как перемещался по площадке Коршков в начале сезона (он то под воротами, то возле одного борта, то возле другого) и то, как он статичен сейчас. Тем самым у первой пятерки остался только один действенный ход — наброс на ворота и попытка сыграть на добивании.
Во второй пятерке в немилость попал Дрозг — ушла острота из левого круга вбрасывания и резкие передачи Рылова, перестал двигаться в дальнем слоте Бочаров, убрали из команды Волгина. Игра также замедлилась потому что пришлось действовать через не очень быстрого, но с плотным броском Мищенко, поднимая шайбу наверх. В конце концов, тут также остался лишь один действенный вариант с набросом и экранированием вратаря. Интересно, что Мартемьянов вернул Дрозга в состав на время в конце октября, большинство стало выглядеть интереснее, снова появились передачи от Рылова, снова движение и отсюда пришли два гола, которых нет в статистике большинства — гол Шевченко в матче с ЦСКА (https://video.khl.ru/quotes/1227951/) и гол Рылова в матче с Торпедо (https://video.khl.ru/quotes/1259375/). Они забиты на последних секундах большинства, когда игрок еще не доехал до зоны своей команды, но уже вышел из бокса. После удачных действий Дрозг снова пропал из состава.
Из плюсов большинства хочется выделить отсуствие забросов в зону, их практически нет, каждый раз вход в зону осуществляется через пас — за первые 15 матчей я насчитал всего два вброса в зону. Да, часто Амур упирается в соперника, поэтому болельщики начинают освистывать команду, и это не нравится тренерскому штабу, но владение шайбой, на мой взгляд, превалирует над бесполезным забросом в зону в данной ситуации.
Из 12 шайб - только гол Барулина в матче с Автомобилистом забит с прострела на пятак, остальные 11 — это либо прямой бросок до ворот, когда вратарь закрыт игроком, либо добивание с пятака после наброса от синей линии. Последние 4 из 5 шайб в большинстве — голы защитников.
В итоге, сейчас вообще иная картина большинства, которая меня и побудила написать этот текст. В последних 5-6 матчах в большинстве практически не выходит Ли. Первая пятерка - Панюков, Грачев, Хохлачев+Мищенко и Рылов, вторая - Барулин, Коршков, Бочаров, Брынцев, Щемеров. Тут уже очень много вопросов, и Брынцев, и отсутствие Шевченко и Ли, и перенос удачного сочетания из равных составов в большинство. Безусловно, прошло очень мало времени, чтобы оценить данные варианты большинства и их эффективность, поэтому посмотрим, что Мартемьянов предложит сопернику в ближайших матчах, но это все еще выглядит как попытка найти необычное сочетание для игры в неравных составах, хотя были действенные методы в начале сезона.
Вместе с этим я окончательно перестал понимать ТШ: почему Мартемьянов посадил одного из самых креативных игроков команды в большинстве? Чисто статистически Ли не лучший игрок команды в большинстве (на одно очко меньше, чем у Хохлачева), но я считаю, Ли исключительно важный элемент для большинства Амура. Давайте по порядку, айстайм Ли по месяцам:
Сентябрь: 75:35 — общее время команды в большинстве, 43:36 — время Ли в большинстве — 57,6% времени на площадке. Октябрь: 63:41 — общее время, 40:06 — время Ли, 62,9%. Ноябрь: 30:10 — общее время, 27:51 — время Ли, 92,3%. Декабрь: 23:14 — общее время, 6:03 — время Ли, 26%.
Среди защитников Ли на первом месте по игровому времени, на втором Рылов. Разница всего 27 секунд, но давайте посмотрим немного глубже и сравним их действия — как я уже говорил, первая пятерка большую часть чемпионата играет через защитника на вершине и его игра важна в данном построении игры в большинстве, а вторая через Рылова, как основного распасовщика.
Кэмерон Ли: Количество точных передач (партнер принял шайбу без сложности) — 359 Количество неточных передач (партнер не принял шайбу сразу, ему пришлось подстроиться) — 13 Процент брака — 3,6%
Закрыл зону (шайба шла в сторону игрока и он оставил ее в зоне) — 54 Не закрыл зону (соответственно наоборот) — 15 Ошибка на синей линии (шайба вышла из зоны в связи с ошибкой игрока) — 5 Потеря шайбы (соперник перехватил шайбу) — 7
Броски в створ — 47 Броски в защитника — 16 Броски мимо — 10 64% бросков идут в створ
Вход в зону (игрок завез шайбу и начался розыгрыш) — 24 Вход в зону забросом - 0
Из 22 шайб, Ли был на площадке при 13 шайбах команды (второй после Хохлачева) и набрал 7 очков - столько же, сколько у Шевченко и Коршкова.
Тем временем Рылов (5 очков в большинстве):
Количество точных передач — 227 Количество неточных передач — 50 Процент брака — 22%
Закрыл зону — 36 Не закрыл зону — 20 Ошибка на синей линии — 2 Потеря шайбы — 22
Броски в створ — 18 Броски в защитника — 5 Броски мимо — 9 56% бросков идут в створ
Вход в зону — 3 Вход в зону забросом — 2
У двух защитников абсолютно разная роль в команде, но, например, Ли играет на синей линии один — двигаясь от борту к борту, а Рылов с партнером, ему не нужно закрывать другой борт. Качество паса также определяет дальнейшее развитие атаки, хоть у Ли очки за секонд-ассисты, но он намного быстрее двигает шайбу, быстрее идет сам розыгрыш. Когда команда упирается в соперника в средней зоне, Ли берет на себя роль разгоняющего атаку, как правило, с острой передачей на пятак после входа в зону, поэтому его урезанное время на площадке лично меня очень удивило.
Не хочется строить никакие теории заговора, но случилось это сразу после переподписания контракта (27.11). Кэмерон на сегодняшний день провел за Амур 34 матча. В первых 29 матчах только 4 раза Рылов и Мищенко играли больше Ли в большинстве, а начиная с 28.11 Ли стал играть в разы меньше и все матчи он на третьем месте по этому показателю на уровне Брынцева, Щемерова, Спиценко.
Какой можно сделать вывод из всего этого?
После 40 матчей регулярки, у меня сложилось ощущение, что у ТШ нет так называемого плана «Б» для игры в неравных составах. По ходу сезона большинство от быстрого, эффективного и рискованного скатилось в скучное перекатывание шайбы от борта через вершину с набросом. Нет поперечных передач, нет бросков в касание, нет практически ничего, что было в начале сезона. Ощущение, что все пришло к индивидуальному мастерству Хохлачева - «бросай, а там впереди добавим», а также к борьбе на пятаке после успешного доведения шайбы до вратаря. Большая часть розыгрыша - перепасовка между двумя игроками на бортах и игроком на вершине, чтобы кто-то из них придумал необычное действие, нестандартный ход. Количество различных сочетаний просто не поддается счету (я перестал считать на 38 или 39).
Мне кажется, что Мартемьянов побоялся продолжить схемой с двумя центральными в угоду тому, чтобы две пятерки были более или менее сбалансированными, поэтому, конечно, появление Броадхерста в ближайших матчах даст больше возможностей для вариативности, но нужна не только его игра, но и Ли, и Дрозга, и пробуждение Хохлачева. Посмотрим, что предложит Мартемьянов во второй части чемпионата.
Фото на обложке: официальная группа ХК Амур во Вконтакте.