Ложка сиропа в бочке дегтя
Одна из главных проблем нынешнего «Торонто» – оборона. Это удивительно, учитывая объем денежной массы, затраченной Брайаном Бурком на модернизацию этой линии. В сезоне-2010/11 клубная касса «листьев» выплатила шестерке ведущих защитников (Каберле, Бошемен, Шенн, Комисарек, Фанюф, Лебда) более 23 миллионов долларов, но сейчас никто из них не тянет на роль центрального кирпича для печи, от которой потом можно плясать. Чех проводит свой самый слабый сезон за последние лет пять, что можно объяснить либо непониманием Томашем задач, которые перед ним ставит Уилсон, либо забившими голову думами о будущем, по всей видимости, не связанном с Торонто. Прежнего азарта в действиях защитника-плэймейкера не наблюдается, и, похоже, это упадническое настроение передалось его партнеру Люку Шенну.
Он нестабилен и прогрессирует не так быстро, как от него ждут посетители Air Canada Centre. Оправданием для 5-го номера драфта-2008 может служить возраст – канадцу всего 21. Игроки его амплуа раскрываются все-таки позже, но Люк проводит свой уже третий сезон в лиге, и канадцу пора бы предъявить что-то большее, чем просто умение толкнуть соперника у борта или упасть под бросок. В лиге всего 2 игрока, теряющих шайбу чаще Шенна. Один из них – Франсуа Бошемен, еще один высокооплачиваемый защитник «Торонто». Десятку лидеров в этой категории замыкает Каберле. Стоит ли объяснять, почему «Мэйпл Лифс» пропускают чуть ли не больше всех на Востоке?
Пожалуй, что стоит, ведь порцию критики не получил Майк Комисарек. Экс-защитник «Монреаля» рискует вступить в клуб Уэйда Реддена и Шелдона Сурея, то есть быть выставленным на драфт отказов с последующей ссылкой в АХЛ и минимальными шансами на возвращение в хоккейную элиту. Комисарек играет ничуть не лучше шведа Гуннарссона – правда, им обоим катастрофически не хватает скорости, но новичок «Лифс» зарабатывает 800 тысяч, а Майк отхватил «жирный» контракт на 4,5 миллиона в год. И обменять его будет непросто, даже если хоккеист откажется от соответствующего пункта в соглашении. Порки определенно заслужил Дион Фанюф, уже приучивший болельщиков команды к своим бестолковым действиям в обороне и неэффективной игрой в атаке. В дебютном сезоне за «Калгари» защитник забил 20 голов, в текущем чемпионате – всего один. Глядя на его неуклюжие попытки остановить рвущегося к воротам Симмондса или закрыть на пятаке Бойла из «Рейнджерс», не верится, что всего 15 месяцев назад этот человек претендовал на место в составе олимпийской сборной Канады. За Бретта Лебду все скажет его показатель полезности (минус 19). Лучше бы Бурк отдал его деньги Кулемину или попытался вернуть Поникаровского.
Головная боль Рона Уилсона, его, уж простите, pain in the ass, – позиция основного вратаря. Получивший кредит доверия и шанс очистить свое доброе имя Жигер с этой ролью не справляется. Он может тащить все на протяжении 59 минут, а потом прозевать бросок какого-нибудь Мэйсона Рэймонда метров с 12. В первой половине чемпионата у Жигера всего 3 матча с 30 и более сэйвами, так что у него-то претензий к обороне должно быть немного. У шведа Густавссона работы было больше, но его статистика еще хуже (89% и 3,28 шайбы за игру). Тратить более 7 миллионов на двух невыручающих голкиперов – непозволительная роскошь, а первый и пока единственный шатаут «Лифс» в этом сезоне принес новичок Раймер. Если парень не дрогнет от свалившейся на голову славы, не будет обращать внимание на сравнения с Кертисом Джозефом, а продолжит работать, из него может что-то и вырастет. Но вот на данный момент вратаря, на которого можно положиться, в команде нет. Для успешной игры в плей-офф он, как бы, и не обязателен, а для регулярки – необходим.
Фишкой нападения «Анахайма», на примере которого Бурк, возможно, и строит новую версию «Торонто», было сочетание мозгов и мускулов. Нынешней команде не хватает и того, и другого. Поведя в счете, «листья», зачастую, превращаются в безобидных плюшевых мишек, позволяющих безнаказанно бросать себя на пол. По общему количеству силовых приемов «Мэйпл Лифс» уступят немногим, но эта их злость куда-то пропадает, как только соперник начинает играть чуть агрессивнее. Трудолюбивому Бренту не достает габаритов, Шестрем малоэффективен, а силовики Браун и Митчелл часто болеют. Все эти ребята, а также Армстронг и Бозак составляют основу спецбригад меньшинства канадской команды, хуже которых играют только пеналти-киллеры «Атланты» и «Колорадо».
Если отсутствие мощи можно компенсировать подписанием недорогого «дерева», которого и перед дэдлайном, и в межсезонье будет в избытке, то для решения проблемы «мозгового дефицита» Бурку придется серьезно попыхтеть. В чемпионате-2010/11 за «Торонто» сыграли 8 номинальных центров, но только Михаил Грабовский соответствует уровню хоккеиста первого/второго звена клуба НХЛ. Кадри еще очень молод, а Тайлеру Бозаку просто не хватает мастерства. Свой 3,7-миллионный контракт, который истекает ближайшим летом, он отрабатывает в лучшем случае на треть, поэтому Филу Кесселу можно посочувствовать. Подносить снаряды, когда Грабовского ставят рядом с Кулеминым и Макартуром, в его звене некому. Снайперу приходится заниматься непривычным делом, слишком часто сбиваться на индивидуальную игру, и, как результат, с показателем полезности «минус 20» экс-форвард «Бостона» – второй с конца во всей НХЛ. Недалеко ушел и еще один звездный игрок «Лифс» – Крис Верстиг. Причина, в принципе, та же – отсутствие толкового центра.
Ложкой сладкого сиропа в большой бочке дегтя «Торонто» можно назвать Николая Кулемина, который временами ну просто чудо как хорош. «Я ценю его чувство игры, то, чего нет у многих других российских хоккеистов. Кому-то обязательно повезет с этим нападающим», – в книге «King of Russia» своему бывшему подопечному Дэйв Кинг посвятил целую страницу, и форвард-универсал постепенно начал оправдывать выданные авансы. С Николаем здорово повезло не только «Лифс», но и лучшему бомбардиру канадцев Кларку Макартуру, который, благодаря партнерам, выбьет себе приличный контракт. Все идет к тому, что в этом сезоне Кулемин забьет более 20 голов, наберет в районе 50 очков и будет лидером сборной России на ЧМ в Словакии.
И какие, скажете вы, могут быть претензии к тренеру Уилсону, если дыр в составе нынешнего «Торонто» больше, чем в куске голландского Маасдам? Да вот беда, в турнирной таблице Востока «листочки» уступают не только фаворитам, но и обновленной и совсем незвездной «Каролине», замученному травмами «Баффало» и даже, ужас, «пантерам» из совсем нехоккейного Майами. Цельной игры у команды как не было, так и нет, и, получай аналитики CBCSports хотя бы по доллару в час за разбор тактических ошибок Рона, к февралю они скопили бы себе неплохое состояние. Тут тебе и сумбур в атаке, и неразбериха в обороне, и слабая реализация большинства. Стоит ли удивляться такому отрыву «Мэйпл Лифс» от идущих 8-ми «Харрикейнс»?
Но не очередная весна без плей-офф огорчает фанатов «Торонто» больше всего. Клуб уже несколько лет топчется на месте, и нет никаких предпосылок к тому, что долгожданный шаг вперед будет сделан в следующем сезоне. Существенно изменить ситуацию в команде путем двух-трех обменов у Бурка не получится, да и эту пилюлю «Мэйпл Лифс» в надежде на скорейшее выздоровление принимали прошлой зимой. Не помогла. Наверняка уйдет Каберле, и, если генменеджер «листьев» продолжит тянуть с его трейдом, компенсация за чеха будет исчисляться в драфт-пиках, а не в «готовых игроках для первого звена». На рынок свободных агентов с перспективой оказаться в КХЛ выйдут Жигер и Бозак, но средства, которые освободятся в платежке, нужно грамотно распределить между новым вратарем, защитником-диспетчером и молодыми игроками, контрактами Шенна и Макартура, а также оставить деньжат на приглашение сильного центрфорварда. Опять перемены, опять время, необходимое на становление, и, похоже, что и через год фанов «Торонто» будут успокаивать заявлениями из серии «Москва не сразу строилась».
Хотя я видел не все игры финала, может, чтои упустил.
Я не столько говорю о текущей форме Кови и Кулемина, сколько о лидерских качествах. Кулемин скромно как -то смотрится в этом плане. В мастерстве его я не сомневаюсь, в сборной ему быть, причем на первых ролях, но лидером врятли.