Курсор-копьё
При разработке бренда имеет значение, как его элементы вписываются в окружающий мир. Например, две палочки «Твикса», или три полоски «Адидаса» узнаются довольно-таки моментально, и их очень легко приспособить к окружающему миру, сделать его немного твикснее и адидаснее. Фирменный стиль «Адидаса» вообще отличается гибкостью:
В КХЛ множество команд, которые никогда об этом не думали. Их эмблемы или логотипы чрезвычайно не гибки и очень обособлены. Куда бы их не вписать, они всё равно будут смотреться, как бельмо.
Кроме того, многие из них слишком сложны. Мне, например, всегда нравилось, как легко и просто можно нарисовать лого «Динамо» на заборе, не имея художественного образования и не растратив при этом и грамма узнаваемости. Но это редкое исключение. При всём моём трепетном отношении и уважении к алабаю (покойся с миром, бедный пёсик), нужно быть довольно упорным парнем, чтобы в точности нарисовать его. Так же, как и медведя из «Трактора». Или барса из «Ак Барса». Или парня, спрятанного в куче клюшек из «Салавата». Вообще, я могу продолжать довольно долго:
Зачастую и более простой знак становится непреодолимой преградой:
Когда я разрабатывал концепт «Спартака», наряду с ромбом ключевой фигурой стала буква С. Именно из неё получились и леттеринг, и наплечная эмблема, да и сама эмблема. Это всё появилось в довесок к очень удачной эмблеме. Ромбик, косая белая линия на красном фоне — их можно обыгрывать хоть до второго пришествия.
Кстати, в НХЛ подобное есть у многих команд, и это не случайно. У Calgary Flames, например — достаточно любой элемент окрасить в красный, нарисовать огни и обвести жёлтым, сразу появится узнаваемость. Calgary Flames унаследовали это важное и полезное свойство от Atlanta Flames:
Для «Атланта» находкой стало копьё. Он может быть сколь угодно длинным, и заменять любые прямые отрезки. Также любая прямая линия похожа на древко, и если пририсовать к нему букву А, она тотчас превратится в копьё — конечно, это нужно делать аккуратно, иначе линия превратится в элегантные шорты. Ещё копьё является вектором и направлением движения, что добавляет дополнительный уровень интерпретаций:
Эта вот гибкость развязывает руки как клуба, так и болельщиков для их плакатного творчества.
Вердикт
При разработке фирстиля полезно задуматься — как он будет работать в жизни? Способен ли органично вписаться, или он будет неуместным, как фигурки на ногах хоккеистов?
Фото: ХК «Атлант» (Татьяна Белянова и Андрей Горбунов), Владимир Песня, Юрий Кузьмин; автор архивных фотографий НХЛ — Steve Babineau. Авторы плакатов, беговой дорожки в Риге и граффити «Трактора» неизвестны.
Только вот ещё один фанатский плакат за гранью фола никак не красит ни болельщиков Атланта ни сам клуб, работники которого позволяют себе цитировать такие плакаты.
Да что НХЛ. Хотя бы НЛА. Там тоже зачётные эмблемы)