У Рене Фазеля есть паспорт РФ и яблочный бизнес с Геннадием Тимченко! Удивительная пенсия экс-босса хоккея
Денис Пузырев снимает кожуру с яблочно-хоккейной сделки.
В феврале ленты подорвала неожиданная новость: экс-президент Международной федерации хоккея (ИИХФ) 73-летний Рене Николас Фазель занялся яблочным бизнесом в России, и не один – а вместе с председателем совета директоров КХЛ Геннадием Тимченко!
Как выяснил «Интерфакс», тогда Фазель официально стал контролирующим акционером «Алма Холдинг» из городка Абинск Краснодарского края, где живут 40 тысяч человек. Фазелю теперь принадлежат 54% компании, а 46% остаются у «Волга Групп Агро», входящей в холдинг Volga Group Геннадия Тимченко. Никаких комментариев Фазель, Тимченко или «Алма Холдинг» не дали.
Из этих же учредительных документов неожиданно стало известно, что Фазель – гражданин РФ: в базе регистрации юрлиц (ЕГРЮЛ) указывается гражданство учредителей российских компаний. Когда экс-президент ИИХФ получил российский паспорт – неизвестно.
Каким же бизнесом на пенсии занялся известный спортивный менеджер из Швейцарии? Как он стал российским предпринимателем? Почему яблоки? Разобрался Денис Пузырев.
Тимченко занялся яблоками в 2014-м. Говорил, что ради продовольственной безопасности страны
Компания «Алма Холдинг» основана в 2007-м французским предпринимателем Паскалем Клеманом. Он работал в России с начала девяностых и главным образом известен как инвестор в e-commerce. Одна из его самых успешных инвестиций – Ozon.ru, который начинался как онлайн-сервис по продаже книг, но благодаря деньгам инвесторов превратился в гиганта российской интернет-торговли.
Клеман оценивал первоначальные инвестиции в яблочный бизнес в 50 миллионов евро – стоимость купленного участка земли и завода по обработке собранных яблок. По его словам, компания должна была первой в России начать выращивать яблоки европейских и американских сортов в соответствии с международными стандартами.
Уже в начале 2010-х «Алма» стала заметным игроком на рынке. Не самым крупным, зато с ассортиментом как у европейских компаний: с яблоками сортов Гала, Айдаред, Фуджи, Гренни Смит, Голден, Бреберн. И контрактами с крупнейшими ритейлерами страны – от «Пятерочки» до «Азбуки Вкуса».
В следующий раз «Алма Холдинг» привлек внимание медиа в сентябре 2014 года, когда 40% компании купила Volga Group Геннадия Тимченко. Месяцем ранее правительство России объявило о введении контрсанкций против «недружественных стран» – запрета импорта ряда продовольственных товаров, в том числе фруктов.
По данным Минсельхоза, в 2014 году в России производилось лишь 14% от объема потребления товарных яблок (без учета тех, что выращиваются гражданами в подсобных хозяйствах и яблок, идущих в переработку). 86% яблок были импортными, причем половину импортного объема ввозили из Польши, попавшей в список недружественных стран.
Чиновники правительства сразу заговорили о необходимости импортозамещения. Яблоки – стратегически важный продукт, второй по популярности фрукт в России после бананов (около 20% потребления фруктов в стране). Но если бананы выращивать в российском климате нереально, то яблоки гораздо устойчивее к холодным зимам.
Представители Тимченко подчеркивали, что рассматривают покупку доли в «Алма Холдинг» как шаг к продовольственной безопасности России, но при этом видят и «хороший потенциал для роста и расширения».
Паскаля Клемана к тому времени в «Алма Холдинге» уже не было – он уступил бизнес французскому партнеру, который и продал долю холдингу Тимченко.
Партнером Геннадия Тимченко по яблочному бизнесу стала зарегистрированная в Швейцарии компания Procuri S.A., ее бенефициар – некий Жан-Клод Менн. На эту фигуру стоит обратить особое внимание. Ведь загадочный француз – в интернете нет ни интервью с ним, ни даже изображений, – как и Тимченко, имеет непосредственное отношение к хоккею и ИИХФ. Из-за него в КХЛ мог появиться французский клуб!
Таинственный «Спартанец» – партнер Тимченко по яблочному бизнесу развивал французский хоккейный клуб, который метил в КХЛ
Жан-Клод Менн родился в мае 1956 года, он гражданин Франции, следует из реестров французских юрлиц. Его компания Procuri S.A. зарегистрирована в швейцарском Фрибурге в 1996 году (а за хоккейный клуб из этого города в 1960-х играл Рене Фазель).
Также Менну принадлежат еще несколько компаний в Марселе. Одна из них – Les Spartiates hockey enterprise, юридическое лицо хоккейного клуба Les Spartiates («Спартанцы») из второго дивизиона Франции.
При этом на официальном сайте клуба и в соцсетях владелец не упоминается. Возможно, Жан-Клод Менн – номинальная фигура, которая обеспечивала отсутствие конфликта интересов между клубом и Федерацией хоккея Франции.
Хоккейный клуб в Марселе под разными названиями существовал с конца 1960-х, но до начала 2010-х не поднимался выше третьего дивизиона. Развитию мешало отсутствие нормальной ледовой площадки – команда проводила домашние матчи на сезонных катках для массового катания с довольно низким качеством льда – или арендовала арены в других городах. Однако в 2009 году мэрия Марселя построила ледовую арену Palais Omnisports Marseille Grand-Est на 5600 мест, и вскоре у клуба появились инвесторы.
В 2014 году, когда Геннадий Тимченко – на тот момент уже председатель совета директоров КХЛ – покупал у Менна долю в «Алма Холдинге», «Спартанцев» из Марселя возглавили два бывших игрока сборной Франции по хоккею – Люк Тардиф-младший и Джонатан Цвикель. Тардиф стал играющим тренером и генеральным менеджером, а Цвикель – генеральным директором. Оба стали акционерами клуба, получив 20% и 10% соответственно. Тогда же в акционерном капитале «Спартанцев» появился и загадочный Жан-Клод Менн со своими 60%.
Такое распределение акций могло быть связано с тем, что президентом Федерации хоккея Франции в тот момент являлся Люк Тардиф – отец Люка-младшего и тесть Джонатана Цвикеля.
Спустя четыре года Тимченко – к тому времени бизнес-партнер владельца «Спартанцев» Менна – заявил, что КХЛ ведет переговоры о появлении в лиге французского клуба. Президент КХЛ Дмитрий Чернышенко (в 2014-15 годах был гендиректором Volga Group) уточнял, что речь идет о клубах из Парижа или Марселя. При этом в Париже собственного хоккейного клуба не было, его надо было создавать с нуля. Зато был дворец спорта «Берси» с крытым катком и вместимостью до 18 тысяч зрителей. Марсельским вариантом был клуб Les Spartiates партнера Тимченко Жан-Клода Менна и семьи президента французской федерации Тардифа.
Тардиф-старший подтверждал информацию о переговорах с КХЛ и даже надеялся, что клуб из Франции заиграет в КХЛ с 2021 года. Эти планы так и не реализовались: сначала помешала пандемия, а затем санкции.
В 2021 году Люк Тардиф-старший сменил Рене Фазеля в кресле президента ИИХФ. Его победу на выборах многие назвали сенсацией: фаворитом считался немец Франц Райндль, которого считали преемником Фазеля и пророссийским кандидатом.
Сам Фазель неоднократно называл себя «другом России». Перед его уходом с поста президента ИИХФ даже ходили упорные слухи о том, что он получит какой-то пост в руководстве КХЛ. Фазель неформально общался с президентом Владимиром Путиным и обслуживал в качестве рефери матчи Ночной хоккейной лиги с его участием. Последняя такая встреча (по крайней мере публичная) произошла в мае 2021 года в резиденции Путина в Сочи. Фазель, тогда еще возглавлявший ИИХФ, обещал, что никто не отберет у России молодежный чемпионат мира 2022 года (должен был пройти в Новосибирске и Омске) и мировое первенство 2023 года в Санкт-Петербурге. Но жизнь внесла свои коррективы.
Отмена международных соревнований и отстранение сборной России от участия в них произошли совсем не потому, что у ИИХФ возглавил новый президент. Просто в 2022 году решения международной федерации вряд ли могли быть какими-то другими, даже если бы в кресле босса остался Фазель.
Доля Фазеля в яблочном бизнесе стоит десятки миллионов долларов. Но никто не знает, сколько он заплатил в реальности – и платил ли вообще
Весной 2022-го «Коммерсант» сообщил, что французские партнеры Тимченко (то есть Жан-Клод Менн) ищут покупателя на свою долю в «Алма Холдинге». Источники издания связывали это с расширением санкций ЕС в отношении Геннадия Тимченко и ростом политических рисков ведения бизнеса в России (сложно выводить прибыль и так далее). Эксперты предполагали, что покупателем доли Менна станет кто-то из профильных российских компаний или номинал, действующий в интересах Тимченко (напрямую продать долю главе КХЛ затруднительно из-за персональных санкций).
Итог вы знаете: бизнесмен, связанный с семьей нынешнего главы ИИХФ, продал акции бывшему боссу федерации, который вышел на пенсию и получил гражданство РФ. Сумма сделки не называется, но если она оформлена на рыночных условиях, то с учетом всех прежних инвестиций речь может идти про десятки миллионов долларов.
По данным ФНС, «Алма Холдинг» (с дочерней «Алма Продакшн») – убыточная компания. При выручке в 714 млн рублей в 2021 году (данных за 2022-й пока нет) компания получила убыток в 244 млн рублей. Впрочем, это может быть связано с продолжающимися инвестициями в основной бизнес. В 2019-м представитель Volga Group рассказывал «Коммерсанту», что компания расширила земельные площади с 400 до 1 тысячи гектар, что позволит «Алма Холдинг» войти в число лидеров по производству яблок в России. По подсчетам Ассоциации садоводов России, закладка высокоинтенсивных садов на такой площади обошлась «Алма Холдингу» в 3,5–4 млрд руб (около 50 млн долларов).
Сегодня на российском рынке лидирует «Сад-Гигант» из Краснодарского края с объемом производства более 120 тысяч тонн (целью «Алмы» в 2019-м были 60 тысяч). Общий объем российского яблочного рынка оценивается в более чем 2 миллиона тонн.
Директор аналитического центра «СовЭкон» (специализируется на сельхозпродукции) Андрей Сизов в беседе со Sports.ru назвал яблочный рынок перспективным. Среди факторов, делающих его привлекательным для инвесторов, он упомянул ожидаемый Минсельхозом рост потребления яблок в России. Сейчас среднестатистический россиянин съедает около 12 кг яблок в год. Это как минимум на 3 кг меньше, чем объем потребления в Евросоюзе. А в Турции и Иране жители съедают в год более 30 кг яблок, так что нам есть куда расти.
Вторым фактором он назвал внедрение программ господдержки отрасли. В частности, государство компенсирует затраты на закладку новых яблоневых садов. Это позволяет наращивать темпы импортозамещения: в 2022 году доля импортных яблок в России составляла более 35%. Россия оставалась крупнейшим импортером яблок в мире, а главными поставщиками были Сербия, Молдова, Азербайджан.
В общем, у Рене Фазеля будет интересная пенсия. В бизнес-тандеме с Геннадием Тимченко.
Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett, Bruce Bennett; РИА Новости/Виталий Тимкив, Павел Бедняков; Instagram/spartsmarseille
"Наш разведчик, их шпион" (с)
Фазель много лет выделялся среди большинства президентов спортивных федераций мира, чересчур большой лояльностью к российскому хоккею.
Ваще никого не должно удивлять (ни у нас, ни на Западе), что он не просто так "любил" Россию.
Вообще ничего неожиданного что усатый чувачок в итоге на пенсии в РФ оказался)
Это даже не новость по сути.
---
Для россиян, вероятно, наиболее известный пример «вращающейся двери» — карьера Герхарда Шрёдера, в бытность пребывания на посту канцлера Германии простившего России советский долг перед ГДР в размере 7,1 миллиарда евро:
https://www.welt.de/print-welt/article383598/Schroeder-erlaesst-Putin-7-1-Milliarden-Euro-Schulden.html
Впоследствии покинувший пост канцлера Шрёдер был избран председателем совета директоров «Роснефти» и председателем комитета акционеров компании Nord Stream AG, управляющей «Северным потоком».
---
«Revolving door» — далеко не сугубо российский феномен. В «The End of Populism» среди прочих упоминаются и случаи таких известных политиков, как экс-премьер Великобритании Тони Блэр, назначенный старшим консультантом одного из крупнейших финансовых конгломератов мира J.P. Morgan, и бывший председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, получивший должность в другом гигантском американском конгломерате Goldman Sachs, обманом помогавшем Греции войти в Еврозону.
Спасибо.
- Ну... что-нибудь связанное с Apple
- Ни слова больше !