Трибуна
14 мин.

А на деле – «Лев Толстой»! Хоккей в Липецкой области: стеклянные игроки, разговоры о яме и Денис Казанский как главная звезда

От редакции Sports.ru: это «Периферия» – один из лучших блогов Трибуны и чуть ли не единственный блог в стране о любительском региональном хоккее. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные сюжеты о путешествиях Дмитрия Крюкова чаще появлялись в вашей ленте.

В какой-то момент меня одолели мысли, нужен ли вообще читателям в 2022 году блог «Периферия», и я что-то толком никак не мог начать зимний сезон. Конечно, я при этом все равно понимал, что надо начинать готовить вторую книгу «Россия через хоккей» – а для книги не хватало буквально трех-четырех текстов, и их явно следовало написать за зиму-2021/22.

И тут внезапно читатели сами призвали меня в комментариях к некоторым постам хоккейной ветки. Я расчувствовался и решил срочно готовить выезд. Не буду врать – один раз в самом начале года мы уже съездили с писателем и драматургом Дмитрием Даниловым в Зарайск на достаточно интересную игру. Но текста как такового после этого выезда не было – вместо этого мы договорились с Дмитрием, что соорудим какой-нибудь разговор про хоккей и футбол уже для книги.

А первый «классический» выезд «Периферии» вышел другим.

Портрет Льва Толстого из музея писателя во Льве Толстом

Как-то так вышло, что хоккея на открытых площадках в Липецкой области почти нет. Почти все играют по дворцам в Липецке или в Ельце.

– Почти никогда, – коротко ответил на заданный вопрос один граундхоппер из Липецка из группы «Скитальцы» «ВКонтакте».

Самый известный воспитанник липецкого хоккея – это, как ни парадоксально, комментатор Денис Казанский. Не уверен, что все это знают, но Денис играл в хоккей на весьма высоком уровне. Он любезно согласился рассказать свою историю для этого текста:

«Вообще я занимался большим теннисом, но мне это не особо нравилось. Как-то я шел мимо коробки, на которой ребята играли в футбол. Один из них был моим знакомым, позвал меня присоединиться. И тут оказалось, что это хоккейная секция, которая в этот момент играла в футбол в силу отсутствия льда.

Я начал играть в хоккей, и это очень меня захватило. Дело было во многом в личности тренера: Халим Салимович Мингалеев был одним из тех, кто поднимал хоккей в Магнитогорске, потом он переехал по металлургической линии в Липецк и в итоге начал тренировать детей. Он жил игрой! Мы почти всю Россию объехали, у меня огромное количество медалей и кубков. Я играл в первом звене слева, справа играл Максим Балмочных, который потом и в НХЛ гонял, а в центре был Саня Быковских, будущий капитан ХК «Липецк».

Но лет в 14 я начал понимать, что надо уже что-то серьезно решать. Я начал отставать по учебе, на жизнь времени практически не хватало: все выходные и каникулы – сплошной хоккей. Да и не было у меня ощущения, что я дотянусь до вершин. В итоге перешел в обычную школу, где первое время заметно отставал. Тренер на меня и на родителей тогда прилично обиделся – видел он во мне что-то такое, жаль ему было меня отпускать.

А уже когда я учился в институте, на меня вышел знакомый, который гонял на чемпионат области за команду под названием «Макс», и предложил тоже поиграть за них. Я проходил по критериям – за профессионалов-то я никогда не играл – поэтому поездил по области в течение нескольких сезонов.

Самые колоритные выезды были в Елец и в Лебедянь. В Ельце тогда был открытый лед, но рядом с ФОКом, так что раздевалки были, все дела. Там были зарубы – практически каждый матч очень упорный. А в Лебедяни каток был где-то во дворах в городе, переодевались в подвалах, на трубах, по классике. И на игру приходили почти все жители соседних дворов, и они яростно болели за свою Лебедянь, закидывали нас снежками. Удаляться было вообще нельзя: там была странная железная конструкция для удаленных, на крышу которой забирались местные пацаны и либо кидались снегом, либо стучали по крыше изо всех сил».

Денис играл в чемпионате Липецкой области в начале 2000-х, потом выиграл конкурс «НТВ-Плюс» и переехал в Москву. За прошедшие годы команды где-то перебрались под крышу, а где-то вообще перестали играть. Хоккей на открытом воздухе практически перестал существовать.

Ломать неприятную традицию начали (по крайней мере, в моем информационном поле) хоккеисты из ХК «Раненбург». Они из города Чаплыгина, но Чаплыгин никто не называет Чаплыгином – исключительно старым названием. Лирическое отступление – на обратном пути заехал туда: внезапно удивительно милый город, этот Раненбург, совершенно не раскрученный, а зря.

Они сначала провели пару турниров на открытом воздухе у себя, а потом уговорили Ночную хоккейную лигу (а она, как я уже писал, последние пару лет гораздо более открыта к новым предложениям) сыграть у себя и календарный матч команд 40+. Более того, под это дело устроили и трансляцию с комментатором. Не Денисом Казанским, но тоже неплохо.

Но собирался я не туда. «ВКонтакте» анонсировали целый турнир на оба выходных в поселке Лев Толстой. А я давно следил за ХК «Лев Толстой» – как минимум, из-за названия, а еще они периодически жгли: например, к описываемому моменту у них накопилась приличная победная серия в той же Ночной лиге.

Хоккеист второй команды ХК &quout;Лев Толстой&quout;

Лев Толстой потому Лев Толстой, что именно там 7 ноября 1910 года умер легендарный писатель. Обычно если мы и знаем эту историю, то на уровне «в сильно пожилом возрасте ушел из дома, сел на поезд, доехал до станции Астапово и умер». Но по факту события развивались в течение достаточно продолжительного времени. Лев Николаевич, прибыв в Астапово, еще довольно долго болел, и на станцию за это время съехались родственники, журналисты, государственные деятели, тысячи любопытствующих. Размещаться было негде, телеграф работал круглосуточно. К сожалению, борьбу за жизнь в те ноябрьские дни Лев Толстой проиграл, но этим подарил малозаметному поселку при станции шанс на лучшую долю.

Музей Льва Толстого во Льве Толстом
Музей Льва Толстого во Льве Толстом

Стрелки часов на станции навсегда остановились на 6 часах и 5 минутах – моменте смерти Толстого. Комната, где лежал граф, оставлена в неприкосновенности. Для антуража можно даже переночевать в здании вокзала – там тоже мало что изменилось, а комнаты отдыха функционируют.

Водонапорная башня в посёлке Лев Толстой

Сейчас инфраструктуры во Льве Толстом существенно больше, чем мы привыкли видеть в небольших российских поселках. Тут два музея, художественная галерея, выставочный зал, кофейня. Туристов, правда, не видать (кроме меня). Но зима и довольно противно: хоть Липецкая область и заметно южнее Москвы, сейчас этого не чувствуется.

К вопросу о музеях: в краеведческом из них нашлась любопытная хоккейная композиция из двух стеклянных хоккеистов и судьи, правда, без указания авторства.

Композиция в краеведческом музее Льва Толстого

Крупный хоккейный турнир проходил во Льве Толстом в первый раз. Чувствуется, что организаторы опасались и сильно не афишировали событие: я-таки увидел в поселке афиши, но небольшие и не сразу, а календарь оставался неизвестным до самого конца турнира.

Были и другие грабли, на которые удалось наступить: например, участники бурно обсуждали яму на льду. Яму все объезжали, а более опытные раненбуржцы пообещали показать, как ликвидировать ее за ночь.

Афиша турнира во Льве Толстом

Не хватало некоторой душевности – чай, например, могли бы наливать; но практически уверен, что к следующему турниру организаторы исправятся. Что сложно будет исправить – так это сплошную сетку, которой обтянули площадку. Сторонники псевдобезопасности, увы, во Льве Толстом победили, и толком ни видео снять нельзя, ни даже удаленным хоккеистам разместиться. Вместо удалений бьют буллиты.

На этом сеанс ворчания закончен, потому что на самом деле очень круто, что во Льве Толстом (вам тоже нравятся эти формулировки, да?) сделали турнир. Еще и игры интересные вышли.

Фрагмент турнира во Льве Толстом
Фрагмент турнира во Льве Толстом
Фрагмент турнира во Льве Толстом

В первом матче встречались основной состав местных и команда «Деловая Россия» из Липецка. Россия хоть и деловая, но форма у нее была несколько вразнобой – порадовала майка «Нью-Йорк Рейнджерс», на которой дополнительно было вышито «Деловая Россия». Впрочем, этому достойно ответил один хоккеист из Раненбурга, у которого на форме соседствовали «Раненбург» и Turkish Airlines.

Фрагмент турнира во Льве Толстом

Еще одним нетипичным ходом для организаторов турнира стало то, что играли полноценные три по 20, поэтому финал и матч за третье место перенесли на следующий день. Обычно стараются все же в один день упаковаться. Но тут организаторам повезло – оба полуфинала сохраняли интригу до последней минуты.

Местные придавливали «Деловую Россию», но у них было хуже с реализацией, так что игра выходила совершенно равной – 3:3 после второго периода. Валит снег. Хоккеисты уже устали, а рубиться еще долго.

– Емеля! Железный Емеля! – говорит кто-то из болельщиков.

Фрагмент турнира во Льве Толстом
Фрагмент турнира во Льве Толстом
Фрагмент турнира во Льве Толстом

Местные явно хотят в финал, находят в себе силы навалиться и забивают четвертую шайбу в середине третьего периода. Но уже видно, что у «Деловой России» осталось чуть-чуть больше сил. Гости начинают убегать в контратаки, и сначала минут за пять до конца периода они сравнивают счет, а минуты за три до свистка заталкивают еще одну шайбу. У «Льва» (не из Попрада, но тоже хорошего) моменты были, но вратарь «деловых» в порядке, да и попадать надо точнее.

На самой распоследней секунде кто-то из гостей убегает один на один с центра поля, его уже не пытаются догнать, шайба в воротах – и сразу финальный свисток. 6:4 – победа «Деловой России».

Фрагмент турнира во Льве Толстом
Фрагмент турнира во Льве Толстом

Видно, что хозяева еще не начали заморачиваться выбором соперников и всем таким, и провести первый домашний турнир для них важнее, чем его выиграть. Так что вполне довольные обе команды съезжаются к центру площадки для фотографирования и вдруг громогласно орут:

– СИИИСЬКИ!!!

Жалею, что не снял видео.

Фрагмент турнира во Льве Толстом

Во втором полуфинале играют возрастные ребята из Раненбурга и молодежь из «Льва Толстого». Молодежи не так много, поэтому их тоже усиливают два суперветерана в защиту.

– На самом-то деле, у нас уже несколько лет как должны были крытый каток построить. Мы доказали, что мы хоккейный район, так что планы такие есть. Есть проект, есть место, где строить – но деньги пока не дают, – говорит один из хоккеистов «взрослого» «Льва Толстого», оставшийся посмотреть за игрой молодежи. – Ну и, конечно, хотелось бы тренера нанять. У нас инструкторы хорошие, но многоцелевые – где-то лучше умеют, где-то хуже. Если б был выделенный хоккейный тренер, то и детишек занималось бы гораздо больше.

Фрагмент турнира во Льве Толстом

ХК «Раненбург» играет в ярко-красном. Думаю в шутку, что они обязаны играть в красной форме, во-первых, потому, что в их городе течет река Ягодная ряса, а, во-вторых, потому что Ранен.

Фрагмент матча во Льве Толстом

Поначалу возрастные хоккеисты гостей заметно переигрывают молодежь за счет опыта и игрового интеллекта – и к концу второго периода доводят счет до 7:3. Однако, повторюсь, матчи тут длинные, и в третьем периоде силы начинают покидать их.

– Подкидывай! Пусть в нападении там бегают! У них здоровья хватит, – говорит болельщик запыхавшемуся защитнику.

Фрагмент турнира во Льве Толстом

Молодежь начинает чувствовать уверенность в себе: забрасывает раз, потом еще раз. Если бы не желание некоторых хоккеистов спасти Лев Толстой в одиночку, то, возможно, они бы успели сравнять, а так шестая шайба влетает в ворота гостей в самой концовке, и после этого остается играть лишь секунд 20. Поздно.

– Хо-хо! Пенсионеры победили! – хохочут ребята в красном.

Портрет Льва Толстого в музее Льва Толстого во Льве Толстом

Вот так вот вышло: гостеприимные хозяева будут разбираться с собой матче за третье место, а в финале сыграют Липецк и Раненбург. Уже на следующий день узнаю, что «взрослый» Лев Толстой обыграл «молодого» – 13:9, а сплоченные мужики из Раненбурга победили столичных, взяв кубок.

Впрочем, главный итог для хоккеистов из Льва Толстого в другом – первый турнир они провели, и они большие молодцы. Надеюсь, когда-то им построят-таки крытую площадку, и турнир продолжится и там (может, позовут Дениса Казанского специальным гостем). Но при этом Липецкая область не будет забывать, что Зимняя Классика – это тоже очень крутая штука.

Книга Льва Толстого на хинди

Завершу этот рассказ метафизическим фрагментом из Андрея Белого. Не могу дать зуб, что я понимаю всю глубину мысли писателя, но как-то он тут, на мой взгляд, подходит:

«Толстой встал, пошел в мир – и умер. Своим уходом и смертью где-то в русских полях он осветил светом скудные поля русские… Россия – это Астапово, окруженное пространствами; и эти пространства – не лихие пространства: это ясные, как день Божий, лучезарные поляны».

Абордаж – последний аргумент. Как играют в хоккей на Северном флоте

«То ли нашим уже навтыкали, то ли наши навтыкали». Хоккей в Кировской области

Капитан Сирень, «Нефтяник» и отец Алексий. Такой разнообразный хоккей Татарстана

Финал на краю вселенной. Хоккей в Омской области

Морозная Добрянка, полиция на трибунах и «Кипр» – команда в честь коня. Хоккей в Пермском крае

Вечное доброе кино, судья с клюшкой и «Компот». Хоккей в Ярославской области

«Сивер» и Селянне напополам. Хоккей в Вологодской области

Огненный бенди в Кашире: красивые автоголы, торжество обороны и собака в пальто

«Когда играли на открытом воздухе, шайбы рассыпались на мелкие кусочки». Мы увидели хоккей на Чукотке