Перфекционисты-революционеры
У меня появляется уверенность, что подавляющее число руководители КХЛ, а также болельщики являются перфекционистами. В чём это проявляется? Парадоксально, но в том, что имиджи практически всех команд остаются неизменными, без малейших попыток улучшить их.
Сейчас поясню на примере «Атланта». В самом начале своей жизни, в далёком 2008 году, команда выступала в форме ярко-синего и жёлтого цветов; на груди был алабай, под ним невнятный леттеринг (за который мне очень стыдно до сих пор), на плечах — контрастные вставки. В следующем году эти вставки исчезли, алабай и шрифтовой логотип в графическом плане серьёзно подтянулись. В 2010 году синий стал тёмным и благородным, алабай исчез, появились первые в КХЛ наплечный логотип и фирменные цифры. В нынешнем сезоне они превратились уже в целый шрифт Atlas X-Sport. Сама форма стала более «докрученной» — например, номера игроков на шлемах также набраны фиршрифтом.
К чему я веду? К тому, что «Атлант» пошёл по эволюционному пути, и вносил идеи постепенно, руководствуясь принципом «лучше хорошее сегодня, чем отличное завтра». А эволюция — это перманентный процесс; даже в течение этого сезона форма незаметно менялась — к примеру, исчезли обводки с номеров, появился нашлемный логотип.
Большинство клубов упорно настаивают на перфекционистском методе. Что когда-нибудь кто-нибудь придёт, и с первого раза всё сделает идеально. Проблема фирстиля будет решена раз и навсегда. Это утопия и пассивное потребительское поведение. Если даже кто-то предлагает неплохую идею — например, замену стандартного ворованного шрифта на новый — они говорят «ну блин, кому нужны шрифты? Вот нам бы логотип сменить». А когда предлагают хорошую, добротную идею для лого, и приходят с рабочими эскизами, у них есть новый аргумент «блин, как-то херово нарисовано, да и вообще болельщики против изменений». Всё. Вместо того, чтобы стать партнёрами, и уже вместе сделать идею по-настоящему классной и рабочей, клубы занимают высокомерную позицию контролёра. Это никогда ни к чему хорошему не приведёт.
Вердикт
Клубам пора понять, что дизайнеры и имиджмейкеры являются их друзьями. Что нужно относиться к ним с уважением, помогать и доверять им, и когда-нибудь будет шанс увидеть действительно хороший продукт. Не сразу — череда проб и ошибок, увы, неизбежна. Обязательно будут провалы, неудачи. Но ведь Москва не сразу строилась.
Фото: ХК «Атлант» (Андрей Горбунов и Татьяна Белянова)
хорошо, когда прислушиваются к мнению дизайнера. плохо, когда ему выдают полный карт-бланш. я, если честно, побаиваюсь, что через пару лет вы доведете ваш любимый фирстиль до уровня легендарного Финикса с пьяным койотом. ваши предложения насчет Барыса неприкрыто на это намекают.
Вы говорите о новогоднем представлении команды; его ставили лишь на несколько домашних игр. Соглашусь — мне тоже совсем не нравится этот вариант и сами рисунки (автор, если интересно, Настасья Воликовская, она фрилансер). Шаржи по мне чистая халтура.
Наверное, стоит разъяснить один момент: мои отношения с «Атлант-медиа» можно назвать прохладными. Я никак не влияю на их работу, как и они на мою. Тем не менее, этот ролик я привёл в пример, потому что здесь, если не считать новогодний вариант, очень хорошо видно прогресс и эволюцию.
2
Ваш укол насчёт Phoenix Coyotes — это просто укол, совсем не вежливый. Концепт «Барыса» вообще о другом. Например, о нарушенных правилах. У нас очень любят правила и традиции. Каждый знает, «как должно быть». Я противник этого, потому что вижу плоды этого подхода. Кстати, это одна из составляющих сути совка — держаться за правила и традиции.
Тимур Бурбаев, арт-директор Студии Лебедева, как-то рассказывал: «Когда наши дизайнеры разрабатывают дизайн, то они делают его приземленным, реальным. А потом пытаются прыгнуть выше того, что получается. Западные дизайнеры делают наоборот: совершенно фантастический космический нереальный дизайн. При мозговом штурме отрываются по полной: рисуют всякий сочнейший бред, придумывают крутую чушь и абсурдные прикольные штуки. А затем спускают этот дизайн из космоса ближе к земле. В итоге у наших дизайнеров получается функциональный, но бездушный неинтересный дизайн, а на западе – функциональный, но в тоже время красивый и интересный, а иногда даже фантастический. Основная мысль: делать очень сложные нереальные вещи, а потом упрощать и подгонять под реальную жизнь. А не сразу делать вещи, которые понятно как можно воплотить».
Согласен с этим на все сто. Это то, что было проделано с «Барысом». Также в этих черновиках я не старался сделать так, чтобы это понравилось болельщикам; для меня фокус-группа состояла из одного человека — меня самого. Результат мне нравится. Всё, на что я рассчитывал — то, что руководство загорится, подключится к процессу. Спустить на землю было бы уже вторым этапом. И это была бы эволюция.
Между прочим, меня очень огорчили комментарии к концепту. Многие прошлись по картинкам, не вчитываясь в текст, и приплетая доводы из разряда «мне показалось».
3
Немного о нарушении правил: http://aaum.ru/papers/2011.06.04/
В нхл вообще нельзя вносить изменения в форму без согласования с лигой. В футболе тоже форма делается одна на сезон, а то люди платят приличные деньги за вешь, а её тут же делают не актуальной - дизайн изменили.
Пока не будет равного отношения к дизайнерам, не будет и результата. А равенство предполагает понимание: http://aaum.ru/papers/2011.01.10/
Мне кажется, что никто не должен работать задарма. Ни для начала, ни вообще. А такой сайт будет удешевлять работу дизайнера; вообще это чётко 3 и 5 пути: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportsidentity/287891.html
Однозначно будет удешевлять (не представляю сколько такая работа стоит), но за счёт этого количество заказов увеличится. Нужны наглядные примеры. Можно конечно ждать, клубы когда-нибудь придут к этому что надо работать над визуальностью.
Мне кажется для визуального продвижения в хоккее надо создать команду дизайнеров, которые готовы для начала поработать на забесплатно. Я о том что было бы не плохо сделать сайт с предложенными концептами, что-то ввиде этого ( http://sportdrawn.tumblr.com/ ). Для этого нужно пару человек с руками. А там может кто из руководителей вдохновится каким-то концептом и закажет одну из версий...