Переписка с Юрием Гордоном
Если вдруг кто-то не знает, Юрий Гордон — один из основателей студии Letterhead, автор настольной для многих дизайнеров «Книги про буквы от Аа до Яя». Человек, который по-настоящему любит шрифты и своё дело. Также он ведёт ЖЖ, и является болельщиком футбольного клуба Barcelona.
Юрий Моисеевич, добрый день.
Меня зовут Андрей, я графдизайнер. Работаю в хоккейном клубе «Атлант». Вы для меня являетесь безусловным авторитетом в области шрифтового дизайна; ваша книга всегда стоит у меня на столе. Именно вы вдохновили меня на создание первого в КХЛ собственного шрифтового начертания для хоккейной команды. Я начал работу над ним в 2010 году, и в течение сезона представил Atlas X-Sport. Ни одна российская хоккейная команда до этого не имела своего шрифта. Традиционный колледжский Atlas X-Sport вызвал волну одобрения у спортивных дизайнеров и простых болельщиков. Вот его латинский вариант:
Принятием основных составляющих фирстиля «Атланта» занимается руководство Московской области. Именно им я показываю и доказываю то, как должна выглядеть команда. Тут не обходится без историй: когда в начале сезона «Атлант» уже вовсю играл в комплекте с шрифтом Atlas X-Sport, заметили, что «цифра 3 не соответствует нормам русских традиций». Споры и доводы ни к чему не привели; игровые комплекты со злополучной тройкой перешили:
Но время на месте не стоит. Уже скоро конец регулярного чемпионата. Недавно мы отправили производителю форму на следующий сезон, к лету комплекты будут готовы. Пока не поздно, хочу возобновить историю с тройкой. Возможно, я придаю этому слишком большое значение, и кроме меня это никому не нужно. С другой стороны я вижу, что внимание к мелочам «Атланта» воодушевляет спортивных дизайнеров на свои шрифтовые подвиги. Например, буквально на днях пройдёт «Зимняя классика» ВХЛ, в котором будут выступать «Локомотив» и «Сокол». Мой хороший приятель Михаил Антипин разработал для них комплекты формы, в том числе предложил собственные шрифты. Это очень хорошо.
У меня к вам большая просьба — ваш авторитет способен изменить точку зрения руководства. Если вы так же, как и я считаете, что тройка с крышей лучше тройки-зе, напишете маленькое письмо в поддержку этой моей цифры. Я бы очень хотел одержать с вашей помощью маленькую шрифтовую победу.
С уважением, Андрей Горбунов
* * * *
Здравствуйте, Андрей.
Спасибо за добрые слова в мой адрес. Очень приятно, что наконец в нашей хоккейной лиге появилась специальная гарнитура для формы. К нам в Леттерхед приходили в 2009 году ребята, обновлявшие стиль ЦСКА, чтобы заказать цифры, но дело тогда не закончилось ничем. Рад, что Вам удалось продвинуть авторские буквы в производство.
Касательно тройки с крышей. Её можно считать нашим, кириллическим артефактом, поскольку она работает на различение с буквой З. Однако, эта функция существенна только в тех случаях, когда 3 и З появляются в одном контексте. Номера на форме к этой категории не относятся. Однако, тройка с крышкой смотрится достаточно свежо, и её можно использовать просто в качестве фишки, изюминки шрифта. Как раз в Вашем случае плоскоголовая тройка выглядит намного интересней, чем обычная.
Я понимаю Ваше начальство — З-образные тройки они видят чаще, поэтому считают тройку с крышкой «заграничной». Но всё-таки она наша, кто бы и где её ни изобрел. Европейцам такая цифра ни к чему.
Удачи! ЮГ
* * * *
Спасибо за тёплое письмо и заинтересованный ответ. На самом деле попытки повлиять на команды КХЛ были неоднократные, но руководители традиционно всего боятся, вплоть до необсуждения. Вот, например, отвергнутые комплекты «Спартака» и казахского «Барыса» — там была идея привязаться к их генеральному спонсору КТЖ:
Вы не будете против, если я нашу переписку опубликую у себя в блоге «Спортивная айдентика»? Уверен, читателям будет интересно узнать и понять, насколько тяжело обстоят дела со шрифтами в российском спорте.
С уважением, Андрей Горбунов
* * * *
Андрей, публикуйте, конечно.
Посмотрел Ваш блог. Действительно, очень тяжело общаться на тему дизайна с болельщиками — это особая категория людей и особое восприятие спортивных брендов. Пожалуй, болельщики находятся где-то в средневековье с его священным символизмом или даже в эпоху тотемов, когда изображение священного зверя было строго регламентировано правилами, доставшимися от предков, и нарушение табу грозило бедой всему племени. И мы, дизайнеры, не вправе их в этом обвинять. Боление — очень древняя форма активности. Увидев первый раз чёрную выездную форму моей любимой Барсы, я тоже слегка вздрогнул :)
Что касается цифр на форме, то здесь могут быть два полюса: читаемость и оригинальность. Красота и элегантность нигде особенного значения не имеют, а уж в хоккее подавно. Брутальность, мощь, даже некоторая неуклюжесть идут хоккейным цифрам на пользу.
Те, что Вы показали во втором письме, с точки зрения шрифтовой культуры ужасны. А вот для хоккейной формы очень даже неплохи (хотя красные лучше подошли бы к футбольной). Кстати, Ваша тройка как раз хороша тем, что более агрессивна, чем стандартная.
Если помните, несколько лет назад Nike сделал для голландской сборной по футболу форму с очень грубыми цифрами в стиле Баухауса. На мой взгляд, это был прорыв в области футбольной типографики. Там тройка была вообще в форме Э :)
Ещё раз удачи! ЮГ
Вердикт
И вам удачи, Юрий! Спасибо за всё. Очень приятно, а главное полезно получать от таких мастеров подробные и тёплые письма. Всем советую прочитать его «Книгу про буквы от Аа до Яя», в том числе руководителям. Может, тогда шрифты на хоккейных свитерах будут более интересными.
Фото: Женя Снег, ХК «Атлант» (Андрей Горбунов и Татьяна Белянова), Bongarts/Getty Images
И на этом все уже закончится =)
Спасибо за рассказ.