14 мин.

Один в поле

Сергей Зиновьев начинает жизнь с чистого листа. Один из самых умных плеймейкеров российского хоккея хочет расстаться с репутацией анфан террибля и сосредоточиться на карьере в московском «Динамо» и сборной.

В России не найти другого Зиновьева, Зины, как прозвали его болельщики. Это плохо, потому что еще один такой центрфорвард нашему хоккею бы не помешал. Не видя его в деле, но зная о его приключениях, этого парня легко счесть главным скандалистом КХЛ. Так, собственно, многие и думали в конце прошлого года, когда Зиновьев не играл, но бился за свое право играть. И получил право на разрыв контракта с «Ак Барсом» по удивительной причине – потому что в Казани ему платили больше положенного. Сергей пригласил PROспорт в гости, чтобы продемонстрировать усталость от тем, касающихся его перехода в «Динамо», объяснить, зачем он рассылал по SMS антикризисный наговор, и попробовать вспомнить, кто громче кричит – его первый тренер или Николай Карполь.

Делопроизводство

Получив вольную в «Ак Барсе», Зиновьев теперь может полной грудью вдохнуть морозный воздух подмосковного Новогорска. Единственным условием нашей встречи на базе «Динамо» было табу на обсуждение саги о переходе Сергея из Казани в Москву:

– Об этом уже столько было сказано! Я просто устал говорить одни и те же слова. В Казани меня хотели поставить в жесткие рамки, но практика показала: это неосуществимо. Насильно мил не будешь. Комментарии менеджмента казанцев, что «в любом случае Зиновьев остается в «Ак Барсе», мы его никуда не отдадим, а играть будет или нет – вопрос другой», – все это глупо. Можно поблагодарить лигу, принявшую сложное решение, позволившее мне играть в клубе и – для меня это очень важно – в сборной. И вообще я рад тому, что все сложилось так, как это планировалось. Планировалось – мной. Хотелось бы побыстрее забыть непростые времена и сосредоточиться на игре в хоккей.

Словосочетание «дело Зиновьева» за последние пять лет возникает с удивительным постоянством. И всякий раз оно значит что-нибудь новое. Создается впечатление, что хоккеист Зиновьев – магнит для неприятных ситуаций. В ноябре 2008-го тогдашний генменеджер «Авангарда» Анатолий Бардин так прокомментировал «дело Зиновьева» (то, которое о переходе из «Ак Барса»):

– Как игрока я его всегда уважал. Но со скандальным хоккеистом иметь дело не хочу.

Бардина спрашивали, не хочет ли он взять Сергея в «Авангард». А Бардин вроде бы не хотел, потому как еще ранее активно комментировал другие «дела Зиновьева» (например, допинговое) и сам неплохо поработал на зиновьевскую скандальность. Правда, через два месяца сам Бардин был пожизненно отстранен от любых управляющих должностей в системе и клубах КХЛ. И кто из них теперь более скандальный – большой вопрос.

Сергей и вправду устал от шумихи вокруг своего имени. Это тем более понятно, потому что сейчас 28-летнему центрфорварду шьют новое дело – о том, что им уже якобы подписан контракт о переходе после этого сезона в питерский СКА. Пикантность тут в том, что глава СКА – президент КХЛ Александр Медведев. И это именно лига приняла решение забрать одного из лучших европейских центрфорвардов у «Ак Барса». Получается – налицо умысел. Общение на эту тему в фойе малой арены «Лужников» с президентом «Динамо» Михаилом Головковым занимает ровно 17 секунд:

– Михаил Игоревич, вы читали сегодня…

– Ну вы опять про Зиновьева начинаете, что ли? Вы пятый, кто подходит сегодня с этими словами.

– Так ведь есть информация.

– Так сколько можно уже?! Я не знаю, откуда берется эта информация. Не я же это пишу.

Ночь у костра

Зиновьев родом из Прокопьевска – места, которым можно пугать изнеженных европейцев. Здесь находится новокузнецкий аэропорт, десяток заводов и 16 угольных шахт. Правда, за последнее время больше половины шахт были закрыты. Благодаря этому черный снег на улицах города стал немного серее. Видео из Прокопьевска в интернете – это аварии в забоях, футбол от чахлой команды «Шахтер» и утонувший лесовоз. В Прокопьевске у Сергея по-прежнему живут родители.

– Бываю у них летом, когда отпуск, – говорит Зиновьев. – Хотелось бы чаще.

– Пожив в Америке, в Москве, каким находите родной город?

– Ну, это, понятно, не мегаполис. Но я там родился, вырос, сформировался отчасти. Мне там хорошо, просто и душевно. И где бы я ни находился, есть минуты, когда мне хочется только туда.

– Прокопьевск – шахтерское место. Вы сами в шахту когда-нибудь спускались?

– Не спускался, но имею представление, какая это работа. Кто-то сравнит с трудом спортсмена, а я бы не стал. Потому что знаю, какой там травматизм. И знаю, какая смертность.

Когда Зиновьева спрашиваешь, где люди из его детства, он произносит фразу про напряженный график, про то, что «на сегодняшний день много людей, которых хочу видеть, но не могу из-за того, что в сутках только 24 часа».

– Вы долго жили в Новокузнецке. Сейчас этот город чем-то держит?

– В Новокузнецке родные, друзья. Квартира, в которой прописан. В отпуске месяц там провожу. Еще, как правило, небольшой компанией с друзьями выезжаем на горный Алтай на неделю-полторы. Вокруг – небо, горы, реки. Для нас непринципиально, пятизвездочный отель или палаточный лагерь. В хорошей компании можно провести ночь и у костра.

Истина в Зине

Едва облачившись в форму «Динамо», Зиновьев получил травму – болезненное повреждение мышц живота, из-за которого потерял три недели и не выступал до конца января.

– Сказался месяц без хоккея, отсутствие игровой практики и, как следствие, потеря физических кондиций. Сразу же после перехода у команды был плотный график игр, потом поездка на Кубок Шпенглера, получилось, что за 14 дней я провел 10 игр. Есть такое понятие, как недовосстановление организма. Когда мышечная ткань и волокна перенапряжены, на этом фоне возникают надрывы и разрывы. И если человека при этом, допустим, толкнут в спину, когда он этого не видит, это вообще чревато большими неприятностями.

Важная тема в расставании Зиновьева с «Ак Барсом» – профсоюз игроков лиги. Еще в декабре Сергей не состоял в нем, что шло вразрез с регламентом. Казанскому клубу должны были бы засчитать поражения во всех 10 матчах, в которых участвовал Зиновьев, но этого сделано не было. Это и впрямь было бы слишком жестоко.

– Вы не состоите в профсоюзе. Почему?

– То есть? Я состою в профсоюзе. Может быть, у вас неверная информация. Подписан документ.

– Когда вы его подписали?

– Это лучше спросить у главы профсоюза. Может быть, по каким-то причинам затерялись документы, но в то же время я официально состою в профсоюзе. Сейчас все бумаги есть, все они подписаны. Каким они числом датированы – не помню.

– А каким числом можете датировать свой последний бесшабашный поступок? Мы не про переход из «Ак Барса» говорим.

– Так а переход из «Ак Барса» бесшабашным не назовешь. Мы ведь об этом говорили уже. А других я не помню. Может быть, в детстве чего-то такое делал.

– Даниил Марков рассказывал, как 18-летним лазал через заборы на базах. Веревочная лестница у него была – чтобы из окна вниз спуститься.

– А я такого не помню за собой. Хотя заточение на базе тяжело переношу. Прошли времена, когда человека можно на несколько дней отгородить от остального мира и аргументировать это тем, что так ему будет лучше. По мне, это не выход, а дополнительный стресс. Кому-то, может, удобно пересидеть на базе – дома маленькие дети, а надо готовиться к игре. Но меня мои дети не отвлекают. Хотя бы потому, что я играю ради них.

Круг общения

– Вам удается побыть одному?

– Меня в принципе устраивает одиночество в кругу моей семьи. Семья – это для меня больше, чем все остальное. Когда приходишь домой, смотришь на жену и детей – осознаешь, что главное в жизни. Перед этим меркнет все. Семья дает мне тыл, ощущение защищенности, покой. Быть с семьей – это для меня главное. С рождением ребенка не только в моей семье, а у любого мужчины меняются приоритеты и жизненные ценности. Рождается человечек, ради которого ты не можешь рисковать, появляется не только моральная ответственность, но и физическая. А потом – в моем случае – появляется второй такой. И это… Это счастье.

– Сына Данилу не думаете в хоккей отдать – с прицелом на Олимпиаду-2026?

– Любому ребенку нужно физическое воспитание, тем более мальчику. Но я не буду настаивать на том, чтобы Данила был хоккеистом. Потому что я знаю, какой это труд. Знаю, через что нужно пройти.

– Вот вам через что нужно было пройти?

– Были трудности. Да все знают, какую цену надо платить за результат. От чего нужно отказываться. Каждый спортсмен, который ваш журнал прочитает, без примеров поймет.

– Есть человек, с которым вам хотелось бы пообщаться, – спортсмен, писатель?

– С теми людьми, с которыми хочу общаться, общаюсь. С теми, с кем не хочу, не общаюсь. Потому что мне и так хватает общения.

– Вы, говорят, готовите хорошо.

– В последнее время сосредоточился на мясных блюдах. Приезжают друзья, делаю барбекю.

– Лапшу быстрого приготовления давно ели?

– Очень. В детстве казалось, вкусно. А главное – быстро.

– Книги на сборах читаете?

– Да. Детективы только не читаю, а так – авторы разные. Мне интересны суть и сюжет. Нравятся исторические книги, а также исследования, что происходит с Россией и что будет происходить дальше.

– И что же будет дальше?

– Есть разные точки зрения. Аналитики – это люди, которые больше всех пугают и ошибаются. Я не буду говорить, что я там у них прочитал, – вдруг зря вас испугаю.

– А вы чего боитесь?

– Нестабильности в будущем, это извечный страх каждого человека. Хотя зря я, наверное, это вам сказал. О своих страхах не стоит говорить на публике.

– Товарищ рассказывал, что вы прислали ему эсэмэской антикризисный наговор в стихах.

– Это больше шутка была. Хотя многим сейчас не до смеха.

– А приметы есть у вас?

– Примета – это признак слабости. Человек свою неудовлетворенность списывает на соблюдение или несоблюдение ритуала. В итоге эта примета развивается в огромный комплекс.

– А ваш 42-й номер, под которым играли в Казани? Это ведь автомобильный код вашей родной Кемеровской области. Та же примета.

– Нисколько, чистое совпадение. Когда я перешел из ярославского «Локомотива» в уфимский «Салават Юлаев», мне дали свитер с 42-м номером – я его не просил специально. И в итоге он за мной закрепился в других командах, а в «Динамо» он был уже занят. Взял 24-й.

Сеич

В самом начале своей карьеры Зиновьев поучаствовал в завоевании первых и по сей день последних медалей чемпионата России в истории новокузнецкого «Металлурга». Команду тогда тренировал Сергей Николаев, харизматичный местный специалист по прозвищу Сеич. Методы его работы и манеру общения с хоккеистами называли кратким курсом НКВД.

– Ну, все знают, что это человек с харизмой. Неординарный человек, – отзывается Зиновьев. – Для меня это важно, потому как работать с шаблонными тренерами неинтересно. Такие, как Николаев, нужны. Потому что талантливые, потому что яркие, потому что от их тренировок есть отдача.

– Кричал он на вас?

– Да, как и на всех.

– Громче, чем Карполь?

– Не замерял. Но и Николаев, и Карполь – это индивидуальности, профи. Они превращают тренировочный процесс в творческий – и дают результат. Сергей Алексеевич всегда меня поддерживал – что в 18 лет, когда у меня был сложный период перехода во взрослый хоккей, что сейчас, когда была история с «Ак Барсом». Я это очень ценю.

– А вы вообще со скольких лет в упряжке?

– С семи, с первого класса.

– Лед, наверно, сами заливали.

– Нет, не заливал, это выпало тем поколениям, что постарше. Но с амуницией, допустим, у нас возникали проблемы постоянно. И честно – хорошо, что это было. Меня закалило.

Чистый лист

Когда несколько лет назад Зиновьева и его товарищей по казанскому звену Алексея Морозова и Даниса Зарипова снимали для PROспорт, Сергей на всех снимках пожелал быть отдельно.

– Это не из-за какого-то умысла, – объясняет Зиновьев. – Я просто на фотосессию опоздал крепко – вышло так, что приехал спустя полтора часа после ее начала. Но я не оправдываюсь, так все и было, как я вам говорю. Не надо искать там конфликт – у нас было отличное звено.

– Хоккейная тройка – это все равно какая-то общность. Трех звездных игроков наобум поставь в звено – не факт, что заиграют.

– Создание звена – это творчество. Это люди, которым комфортно вместе, которые одинаково могут ответить на один и тот же вопрос.

– А с кем вам было комфортно?

– С теми, с кем мне было интересно играть.

– И их фамилии?..

– При чем здесь это? Их было много.

– Как человек опытный вы наверняка предлагаете партнерам какие-то идеи по игре вашего звена?

– Предлагаю. И другие предлагают.

В «Динамо» Зиновьев ехал во многом к тренеру Владимиру Вуйтеку, с которым знаком по работе в Казани. Это знакомство, кажется, стало одним из первых шагов в сторону московского клуба.

– Владимир умеет создать в команде комфортную обстановку, – считает Зиновьев. – Когда ты работаешь на большое дело, это важно.

– Хоккей в Москве – один из многих видов спорта, не всегда собирающий аншлаги…

– В провинции острее воспринимают хоккей – это понятно. Там на город бывает одна команда. Все игроки на виду. В Москве выбор больше, но народу на хоккей все равно много ходит. А что в магазине могут не узнать – не беда.

Сейчас Зиновьев живет с семьей за городом – рядом с базой «Динамо» в Новогорске. И снимался для PROспорт в поле неподалеку. Чувствовал себя по-хозяйски. Сергея не смущало ни то, что он не захватил с собой перчаток, ни то, что снега было по колено. Ожидавшиеся слова «А ведь правда холодно» произнес, когда все закончилось. Он не чувствовал, потому что был в работе.

– Мне здесь комфортно. Со мной семья. Переход в «Динамо» для меня – это возможность быть собой. Это чистый лист. Вот как это белое нетронутое поле.

СВЕТОПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Молодой лидер биатлонной сборной России Светлана Слепцова накануне чемпионата мира рассказала PROспорт о женской дружбе в спорте, об обидах и ревности, а также о том, почему ей было хорошо в Китае и чего она опасается в Корее.

УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ

Чемпионата мира по биатлону мы ждали как главного события зимы – предвкушали, рисовали обложку, штудировали расписание гонок. И никакие скандалы не заставят нас скрыть от читателя результаты наших штудий. PROспорт представляет самый полный гид по чемпионату. Здесь даже указано, какие гонки не будет комментировать Губерниев!

ОДИН В ПОЛЕ

Сергей Зиновьев, один из самых талантливых и самых скандальных центрфорвардов российского хоккея, пригласил PROспорт в гости, чтобы продемонстрировать усталость от тем, касающихся его перехода в «Динамо», объяснить, зачем он рассылал по SMS антикризисный наговор, и попробовать вспомнить, кто громче кричит – его первый тренер или Николай Карполь

ЯНГ – ФОРЕВА

За последнее время Эшли Янг добился многого. Стал первым в истории футболистом, которого трижды в течение года признавали игроком месяца в Англии. Стал лидером команды, которая вытеснила из «большой четверки» лондонский «Арсенал». Стал причиной первой ссоры Фабио Капелло с английской прессой. И пока Янг не успел стать главной угрозой воротам ЦСКА в матчах 1/16 финала Кубка УЕФА, PROспорт расспросил его обо всем вышеперечисленном. Другие темы тоже затронуты

Я ТАК ДУЙМОВИЧ

Из всех новичков «Локомотива»-2009 Томислав Дуймович – самый открытый для новых впечатлений. Хорватский полузащитник читает Достоевского в оригинале, ходит в театр на Чехова и Макдонаха, болеет гандболом и ездит в Бразилию, чтобы понять, как надо жить правильно

ВНУТРЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ

Самый быстрый спринтер мира Усэйн Болт завершает празднование своих олимпийских подвигов и возвращается на беговую дорожку. Возвращается, чтобы подтвердить статус иконы современной легкой атлетики. PROспорт разбирается, что может помешать, а что должно помочь ямайцу на пути к вечной славе

ПРОГРАММКА

В ближайшие две недели PROспорт рекомендует отказаться от курения и обратить все внимание на лыжи. В Москве пройдет этап Кубка мира по лыжной акробатике, где улыбчивая австралийка будет бороться с целой армией китаянок. В Чехии состоится еще более крупный фестиваль – чемпионат мира по лыжным видам спорта, на который намечен знаменательный дебют: прыгать с трамплина отныне будут и женщины

LIVE

PROcпорт посетил турнир звездных ветеранов Кубок легенд, понаблюдал за мастер-классом Альбертини и Роналда де Бура, поволновался о судьбе гонораров зарубежных гостей и поразился непривычно боевому для товарищеского мероприятия настрою игроков сборной России

ДЕВУШКА В НОМЕР

Представляем Наталью Митюшину – эта 20-летняя фигуристка и будущая актриса, по мнению редакции, претендует на звание самой красивой девушки, когда-либо появлявшейся на страницах PROспорт

ВКУСЫ

Голкипер «Челси» Петр Чех рассказывает, почему вратарь не может без крема для рук, английский велогонщик Крис Хой признается в любви к четырехколесному «Ягуару», а хоккеист московского «Динамо» Карел Рахунек выражает готовность отдать $1000 за билет на «Милан»