10 мин.

Домашнее задание

Динамовский португалец Данни занимается футболом на работе и дома, а когда его сыновья меняют мяч на игровую приставку, у него появляется время поговорить с PROспорт о венесуэльском бейсболе, преимуществах жизни на острове Мадейра и русских мультфильмах.

Уровень игры Данни вполне позволяет вообразить, как его имя над десяткой перемещается с бело-голубой футболки на сине-бело-голубую. Но переход португальца в «Зенит» не состоялся, и отныне у Данни с «Динамо» связаны не только профессиональные, но и житейские планы. Ведь сыновья-близнецы Данни – Бернарду и Франсишку – вскоре начнут заниматься футболом в динамовской школе.

Данни – образцовый легионер. Вне конкуренции на поле и счастлив за его пределами. Его степень адаптации к жизни в России доступна немногим. Идеальная ситуация! А в дни июльского зноя Данни еще и наш климат очень нравится: «Погода – лучше, чем в Португалии», – говорит он. «Динамо» с ним здорово повезло – хотя бы потому, что обстановка вокруг Данни в его первые сознательные годы располагала к занятиям совсем другим видом спорта.

Вырасту бейсболистом

– Вы родились и выросли в Каракасе, а Венесуэла – страна скорее бейсбольная, чем футбольная. Вы успели освоить биту?

– Да уж, бейсбол и баскетбол развиты в Венесуэле лучше, но в последнее время в стране появилось много людей, которые поддерживают и футбол, поэтому он сейчас растет и поднимается. Это видно даже по последнему «Копа Америка», который прошел как раз в Венесуэле, где сборная хозяев уверенно вышла в четвертьфинал. К тому же мои родители португальцы, мы много смотрели там трансляции футбольных матчей, и я с четырех лет начал играть в футбол. Если бы у нас была венесуэльская семья – нет сомнений, я бы стал бейсболистом. А так я увлекся футболом уже в четыре года, когда еще сложно говорить о друзьях из числа местных, которым я мог бы подражать. В это время я был всецело в семье, поэтому мой выбор был предопределен.

– Что скажете про Уго Чавеса? Вам нравится его стиль – красные рубашки, социализм, долгие выступления по ТВ?

– Про Уго Чавеса лучше расспросить мою сестру – она до сих пор живет в Венесуэле. А я уехал из страны в 15 лет, меня тогда все это не сильно интересовало. К тому же тогда Чавес еще не стал президентом. Единственное, что я помню, – там говорили, что правительство может сделать что угодно, установить, например, любой размер налогов. Руководителей страны в Венесуэле считали чуть ли не мафией. Забавно выходит – моя жизнь так или иначе связана со странами, в которых сильны левые убеждения. Но это не влияло на мою жизнь в Венесуэле, потому что я просто жил там жизнью моей семьи. А здесь, в России, уже и не чувствуется коммунистическое прошлое. Жизнь тут примерно такая же, как в Португалии, – спокойная и упорядоченная.

– Венесуэла богата нефтью. Там могли бы появиться сильные футбольные команды, которые по российскому образцу жили бы на нефтедоллары?

– Да, роль нефти в Венесуэле, как и в России, значительна. Только вот там нефтедоллары почти не идут в футбол. Бизнесмены сами вкладывать не стремились, а теперь еще эта отрасль экономики национализирована, и Уго Чавес совершенно точно не стремится развивать футбол за счет нефти. Но футбол у нас в Венесуэле развивается и без этого.

– Вы говорите «у нас» – это не случайно, родина все-таки. А с венесуэльскими попытками заполучить вас в национальную сборную покончено? Или Ричард Паес не оставляет надежд видеть вас в команде?

– Ричарда Паеса я, безусловно, давно знаю, он много раз обращался ко мне с предложением играть за Венесуэлу. Но я решил окончательно: хочу попасть в сборную Португалии, верю, что у меня сейчас хорошие шансы стать основным игроком этой команды. Но в отборочном турнире ЧМ-2010 болею за Венесуэлу, слежу за событиями в американской группе. Они сейчас седьмые, пока не попадают в четверку, но и бразильцы пока в нее не попадают, так что все еще можно поправить.

Двое на острове

– Из Венесуэлы вы перебрались на Мадейру. Островитяне чем-то отличаются от континентальных португальцев в связи с тем, что живут от них в тысяче километров?

– Да, жизнь совсем другая. Остров маленький, все друг друга знаем, все друзья. К нам можно только на самолете прилететь или морем – если здоровье и терпение позволяют. А континентальные португальцы, лиссабонцы, к примеру, живут по-другому еще и потому, что могут сесть в машину и поехать в другую страну – в Испанию, в Италию. Какие-то детали уклада, быта могут там перенять. Но у нас на Мадейре свои преимущества. Остров! Я могу купить себе дорогую машину и буду уверен, что у меня ее не угонят.

– Живя на крошечной Мадейре, вы не могли не слышать о Криштиану Роналду, который там родился и вырос.

– Конечно, я знаком с Криштиану, отлично знаю всю его семью, много играл с ним на Мадейре в юношеских турнирах. Уже мальчишкой он был отличным игроком. Криштиану от многих отличался тем, чем и сейчас отличается, – техникой и скоростью. Его уже в 17-летнем возрасте ставили в основу «Спортинга», и он постоянно играл. Мы с ним, правда, на Мадейре в разных частях острова жили, зато в Лиссабоне наши квартиры по соседству.

– Вам известны подробности жизни сборной Португалии во время Евро? Как команда переживала свои удачи и вылет?

– Все нормально было в сборной Португалии во время Евро, никаких интриг, и команда очень хорошая, но не повезло с немцами – они нам вколотили два мяча со стандартов. Но я не оправдываю наших. Они по праву считались сильной командой во всех линиях, в том числе в защите, и таких ошибок допускать не должны были. Но их не ругали, в них не разочаровались, хотя и считали, что эта команда должна была как минимум играть в финале. И ничто не настораживало перед турниром – должны были биться за победу.

– У Португалии новый тренер – Карлуш Кейруш. Вы теперь, конечно, ждете вызова. А помните предыдущий опыт самостоятельной работы Кейруша – четвертое место с «Реалом»?

– Я мог попасть уже на Евро, меня же Сколари в расширенный список включил, но в итоге выбрал других. А в ожидании нового вызова делаю то же, что и всегда делал, – работаю на совесть, стараюсь, чтобы мой клуб побеждал. А Кейруша хотела федерация, он был кандидатом номер один. Алекс Фергюсон всегда о нем хорошо отзывался, однажды даже попросил поставить его главным тренером «Манчестер Юнайтед», когда сам уйдет на пенсию. Тот сезон Карлуша в Мадриде я хорошо помню. Он был сам по себе, наверное, худшим сезоном «Реала» за последние годы. Кейруш попал в плохой период, команду лихорадило, была неразбериха с «галактикос». От него мало что зависело.

– До начала Евро вы могли себе представить, что Россия пройдет в турнире дальше Португалии?

– Нет, честно говоря. Но сборная у вас вообще-то сильная, ее уровень и до чемпионата Европы был заметен. К тому же Хиддинк и раньше выводил на новый уровень многие команды. Но то, что вы играли в полуфинале, конечно, удивило.

– Какой российский футбол настоящий – тот, что сборная показала на Евро, или тот, в который вы здесь играете каждую неделю?

– А я не вижу разницы. И там, и тут очень высокий уровень. Тут действительно сильный, соревновательный чемпионат, а игроки, которые были у России на Евро, – это же игроки из нашего чемпионата.

– И как вам Семшов с Колодиным? Вернулись другими людьми в команду?

– Семшов и Колодин вернулись такими же. Они сильные и профессиональные игроки. Конечно, на Евро у них мотивация была немножко выше, чем в «Динамо». Я уверен, их обязательно задействуют в отборочном цикле ЧМ-2010, они это понимают, но остаются профессионалами и работают в клубе на совесть.

Дом-2

– Журналисты из Португалии не стали вам чаще звонить?

– Журналисты и без того постоянно звонят, на недостаток внимания с их стороны я никогда в «Динамо» пожаловаться не мог. Я им рассказываю, как я забиваю, как передачи отдаю. В Португалии ведь еще не показывают матчей российского чемпионата. Приходится описывать игровые эпизоды на словах.

– Жозе Моуринью, приехав в Россию, рассказывал, что Данни уехал в Москву очень молодым и о нем почти ничего не знают на родине, а тут он стал заметным игроком. А как вы сами опишете то, что с вами как футболистом произошло в нашей стране за эти три года?

– Я благодарен Моуринью, очень дорожу этим мнением, потому что Жозе – это величина. Могу сказать, что действительно вырос, буду расти дальше. Вырос – потому что в «Динамо» я с первых дней в основе, «Динамо» меня все это время задействовало по максимуму – я участвовал во всех играх и турнирах, а в Португалии я имел очень мало практики. «Маритиму», «Маритиму»… Даже когда играл в «Спортинге» – отправляли в аренду в этот «Маритиму». Так что как игрок я состоялся именно в России.

– Три года назад вы пришли в команду, которая была на пороге огромных перемен, а следующей осенью можете сыграть с «Динамо» в Лиге чемпионов. Не правда ли, головокружительно быстрое развитие событий?

– Два первых года мы строились, получалось далеко не все. В прошлом году у нас играло много молодежи, а теперь она осталась, но получила серьезный опыт, заматерела. Комбаровы и Гранат выросли в очень хороших игроков. Но дело не только в игроках. За минувшие три года внутри клуба наконец выстроена правильная структура. И я чувствую, что наш клуб продолжает развиваться.

– Тема вашего перехода в «Зенит» закрыта, но она показала, что вы принципиально не против того, чтобы остаться в чемпионате России, не так ли?

– Точно могу сказать, что сейчас я хочу играть в чемпионате России. Мы должны в этом году попасть в Лигу чемпионов, для этого надо завершить чемпионат в тройке лучших. Если рассуждать абстрактно, то чемпионаты Испании и Италии, наверное, лучше, но сейчас это меня не интересует.

– Чего российскому чемпионату не хватает, чтобы стать по-настоящему элитным турниром?

– Не так уж велика дистанция между российским футболом и лучшими европейскими примерами – у вас два Кубка УЕФА за три года, сборная играет в полуфинале Евро. Я не вижу больших различий.

– Но в России постоянно сокращают количество иностранцев в клубах. Вам уютно в такой обстановке?

– У каждого чемпионата свои правила с легионерами. Ну, у вас так. Но иностранцы есть везде, главное, чтобы они были хорошими футболистами. Лично я за себя совершенно не беспокоюсь. Не думаю, что попаду в ситуацию, когда буду страдать из-за легионерского лимита. Но если вдруг вообразить такой кошмар – думаю, я смогу найти себе команду, где этой проблемы не будет.

– Ссылка троих спартаковских лидеров в дубль – это чисто русский метод воспитания или вы можете себе представить такое где-то еще?

– Отправка в дубль – обычное дело за рубежом, сильного игрока могут повоспитывать и вернуть обратно. Но я не знаю всех тонкостей дела в «Спартаке» – они там что, поругались? Или у них какие-то проблемы с контрактом?

– Нет, руководство наказало их за то, что не повели за собой команду в бой против ЦСКА.

– Уж не знаю, как они должны были вести за собой команду, но это прежде всего отличные футболисты, и любая другая команда от них не откажется.

Семья и школа

– Ваша жена прекрасно разбирается в футболе и даже обсуждает его с вами. Когда же вы от него отдыхаете?

– Я от футбола не отдыхаю, и не только из-за жены. У меня двое детей, которые играют в футбол без остановки. У нас вон там во дворике есть поле, два десятка футбольных мячей, и мы с ними без конца играем.

– Допускаете, что однажды ваши дети вдруг заговорят с вами по-русски?

– В сентябре дети пойдут в детский сад, будут изучать русский язык, к тому же уже договорились, что они будут учиться футболу в динамовской школе, и я буду рад, если они начнут говорить по-русски. Думаю, это обязательно случится, ведь мы всей семьей занимаемся с преподавателем языка. Я уже могу по-русски спросить у мальчишек «Как дела?» или «Сколько тебе лет?», и они мне по-русски отвечают. У них есть друг, сын Йована Танасьевича, с которым они говорят по-русски.

– Они смотрят детские программы на русском?

– Да, постоянно смотрят русские мультики по телевизору. А в машине мы им заводим на DVD португальские.

– А их любимые игрушки?

– Главная – мяч, на втором месте – футбол на Sony PlayStation. Футбол, футбол, футбол!