6 мин.

Свежий кавалер

Главный тренер «Кливленда» Майк Браун поучаствовал в предсезонном сборе ЦСКА, восхитился Кауном и Шведом, а заодно рассказал PROспорт о преимуществах европейского баскетбола, прогрессе Леброна Джеймса и чемпионских амбициях «Кавальерс».

– Второй год подряд вы проводите часть межсезонья с ЦСКА. Что для вас означает этот опыт?

– Это честь для меня. Тренировочная программе ЦСКА похожа на программу клуба НБА. У команды великолепный тренерский штаб – знающий, очень приятный с человеческой точки зрения.

– Этторе Мессина для вас – коллега, ученик, учитель, друг?

– Всего понемногу. Но прежде всего, конечно, друг. И учитель. Он – человек, которого я действительно уважаю, как на площадке, так и за ее пределами. Многому от него научился, наблюдая тренировки и разговаривая о баскетболе. Потрясающий тренер!

– Сейчас много говорят о различиях между баскетболом в НБА и в Европе. Чему может научиться тренер НБА у европейцев?

– Баскетбол в НБА и в Европе действительно здорово отличается. У нас в распоряжении есть невероятно талантливые игроки – Кобе Брайант, Леброн Джеймс, Аллен Айверсон, Кармело Энтони. Можно просто дать этим парням мяч и попросить придумать что-нибудь. В Европе очень трудно заполучить таланты такого уровня и построить нападение на одном человеке практически невозможно. Именно поэтому здесь лучше отдаются передачи, лучше двигается мяч, лучше ставятся заслоны, лучше пространственное мышление. Команде приходится быть технически безукоризненной, чтобы набирать очки. Возможность научиться приемам создания пространства, перемещения мяча, постановки заслонов, движения игроков в нападении для меня крайне важна.

– Насколько важно приближать баскетбол НБА к баскетболу в Европе, превращать две полные отличий игры в одну?

– Мы движемся в этом направлении. К примеру, полноценно зону в Америке все еще нельзя использовать, но с некоторыми ограничениями уже разрешено. 10 или 15 лет назад такого и представить было нельзя. В Европе отодвигают трехочковую линию. Медленно, но верно различия стираются. Думаю, однажды во всем мире в баскетбол будут играть по одним правилам.

– Вам хотелось бы, чтобы они были ближе к американским или к европейским?

– Конечно, к американским, я ведь к ним привык!

– Обычно интерес к европейскому баскетболу отражается и в приглашении игроков из Старого Света. Но в «Кливленде» таковых всего два с половиной – считая поигравшего здесь бразильца Андерсона Варежао.

– Ну почему же, у нас есть еще один европеец, выступающий за ваш ЦСКА. «Кливленду» принадлежат права на Сашу Кауна, который был выбран во втором раунде драфта. Саша очень здорово смотрится на тренировках, и, думаю, у него большие шансы однажды оказаться в НБА

– Не обидно, что не выбрали Кауна в первом раунде?

– Нет, для него лучше хотя бы пару лет по-играть в ЦСКА под руководством такого тренера, как Мессина. В программе ЦСКА у него больше шансов получить время на площадке и научиться правильно играть в баскетбол.

– Во время тренировочного лагеря ЦСКА вы следите за другими игроками? Особенно молодыми?

– О да! У ЦСКА очень талантливая команда. Здесь есть один парень, его зовут Алексей, ему 19 лет – фамилии, к сожалению, не знаю (речь об Алексее Шведе. – PROспорт). Так вот, он очень, очень одарен. У него отличный шанс играть в НБА. Что касается других баскетболистов… Допустим, мне очень нравится Смодиш. Но он здесь давно и зарабатывает большие деньги. Ему практически невозможно уехать из Европы – в Америке он не сможет получить такого контракта изначально.

– Между прочим, этим летом немало игроков отправилось в обратном направлении, из Америки в Европу. Наверное, у вас на родине удивлены. Как думаете, это тренд? Он окажет влияние на НБА?

– Это положительное явление. Есть много европейцев, которые достаточно хороши, чтобы перебраться в НБА и получить там работу. А американцу играть в Европе – это здорово. Деньги отличные, есть возможность познакомиться с другой культурой и, что самое важное, научиться хорошему баскетболу.

– В октябре ЦСКА сыграет с двумя клубами НБА – «Торонто» и «Орландо». Ваш прогноз?

– ЦСКА – талантливейшая и прекрасно организованная команда. Попытаюсь посмотреть оба матча. Естественно, чувствую привязанность к тренерам и игрокам вашей команды. Уверен, у вас есть шанс обыграть любого соперника.

– Минувшим летом Леброн Джеймс говорил, что не прочь сыграть в Европе. Миллионов за 50… Как думаете, он это серьезно?

– Меня постоянно спрашивают о будущем Леброна, ведь через два года у него истекает срок контракта. Уйдет ли он в «Нью-Йорк», «Нью-Джерси» или «Чикаго»? А на Олимпиаде, естественно, возникали вопросы про Европу. Мой ответ остается неизменным: два года – очень большой срок. Я живу сегодня-шним днем. У нас хорошая команда, есть шансы на победу. И если мы ее добьемся, не думаю, что Леброн захочет уходить.

– Работа тренера в НБА – тоже штука непредсказуемая. Шаткая.

– Согласен. Потому и говорю, что на два года вперед никогда не заглядываю.

– Можете сказать, что эра Леброна Джеймса в НБА уже наступила? Или нам следует ожидать большего?

– О да, безусловно. Вы, ребята, еще многое увидите! Леброн работает не менее упорно, чем любой из игроков, которых мне приходилось видеть. За те годы, что мы вместе, он постоянно становится лучше.

– В это межсезонье «Кавальерс» приобрели двух защитников, способных претендовать на место в стартовой пятерке. Речь о Мо Уильямсе и Тэренсе Кинси. Что скажете о такой смене задней линии?

– Мо Уильямс вполне может оказаться основным разыгрывающим защитником. Тэренса я не знаю настолько хорошо, ведь в прошлом сезоне он играл в Европе, но он очень нравится нашему генеральному менеджеру Дэнни Ферри. Вряд ли он сразу пробьется в старт… Посмотрим.

– Говоря о Мо Уильямсе и плеймейкерах вообще… Как считаете, тяжело ли выступать в этом амплуа рядом с Леброном Джеймсом, которому необходимо постоянно владеть мячом?

– Вовсе нет. Наше нападение предполагает, что не только разыгрывающий, но и атакующий защитник, и легкий форвард могут вести команду, отдавать передачи с вершины дуги. Мо Уильямс – первый номер с задатками снайпера, иногда мы будем строить атаки так, что именно он будет освобождаться через заслоны, а Леброн наверху будет искать его передач. А поскольку Леброн – игрок нежадный, это здорово поможет и Мо, и всей команде.

– Вы стремились в первую очередь укрепить заднюю линию. Означает ли это, что вы довольны передней, то есть Беном Уоллесом, Жидрунасом Илгаускасом и Андерсоном Варежао?

– Да, мне нравятся эти парни. Плюс на днях мы подписали контракт с опытным ветераном Лоренценом Райтом. К тому же у нас есть два молодых игрока, которых мы получили в этом году на драфте, – Джей Джей Хиксон из «Северной Каролины Стэйт», который очень хорошо сыграл за нас на Летней лиге в Лас-Вегасе (кстати, тренер Мессина имел возможность в этом убедиться), и товарищ Саши Кауна по «Канзасу» Дарнелл Джексон. Меня радует набор игроков в нашей передней линии. Что, впрочем, не исключает возможности, что временами я буду передвигать Леброна Джеймса на позицию тяжелого форварда, если почувствую, что «большим» нужна помощь.

– Забавно. Карьеру Леброн начинал разыгрывающим… Можно ожидать, что однажды он превратится в центрового.

–О, Леброн настолько талантлив, что может и центровым быть, еще и игру комментировать по ходу дела и одновременно попкорн по ведеркам сортировать.

– Оглядываясь назад – вам нравится обмен, в результате которого вы получили Бена Уоллеса?

– Бен – это парень, которого мы называем человеком культуры. Он хорош в создании настроения в раздевалке, в общении с молодыми. Он очень умный игрок, особенно в защите. Да, мы отдали двух хороших молодых игроков, Лэрри Хьюза и Дрю Гудена, но мы полагали, что Бен поможет нашей команде не только на площадке, но и во многих других аспектах.

– Перемены в составе помогут вам вернуться в финал плей-офф?

– Мы способны стать чемпионами. Так и хочется, чтобы побыстрее начался тренировочный лагерь, сезон.

– Мессина говорит, что старается ставить перед подопечными промежуточные цели. Как поступаете вы? Сразу настраиваете на завоевание титула или говорите, мол, давайте, ребята, сначала 30 матчей выиграем, 40, а там посмотрим?

– Сезон очень длинный, и мы не хотим, чтобы игроки заглядывали далеко. Мы просим их концентрироваться на настоящем. Просто каждый, кто носит форму «Кавальерс», и так стремится стать чемпионом. Думаю, в ЦСКА – то же самое.