Дед Макай и зайцы
Роттердамский «Фейеноорд» – главный бунтарь голландского межсезонья. Именитый клуб, с треском проваливший прошлый сезон, старательно взялся за собственную реанимацию. По заданию «Спорт сегодня» корреспондент журнала «PROспорт» Юрий Дудь разузнал обстоятельства грядущего возрождения «Фейеноорда» и понял, что предстоящий чемпионат Нидерландов должен получиться еще веселее обычного.
Болезнь
Разочарования сопровождали «Фейеноорд» на протяжении обоих сезонов, что командой рулил Эрвин Куман. Экс-полузащитник ПСВ подхватил команду у Руда Гуллита в 2005 году и сразу же поднял ее на первое место в голландской таблице. Там она держалась большую часть национального чемпионата, но к концу сезона забуксовала, а затем и вовсе затормозила, пропустив к чемпионству ПСВ. В плей-офф – голландском аттракционе, затеянном для зрелищности, но вопреки всякой справедливости, – роттердамцы споткнулись на «Аяксе», который в регулярном чемпионате набрал на 11 очков меньше, но пробрался-таки в финал и отвоевал себе вторую путевку в Лигу чемпионов.
«Фейеноорду» перепало участие в Кубке УЕФА, но им он по-человечески воспользоваться не сумел. В ноябре 2006-го роттердамские фанаты устроили основательную бузу в матче против «Нанси», а в январе получили за это суровое наказание – их команду отстранили от дальнейших выступлений в турнире.
Внутри страны все было еще хуже. Там «Фейеноорд» проводил свой худший сезон за полтора десятилетия: 7-е место при 11 поражениях, причем семь из них – разгромы с разницей в три и более мячей. После апрельской оплеухи от «Херенвена» (1:5) Куман ретировался. «Я отдал команде все, но когда-то все должно заканчиваться. Я сказал руководству, что хочу прекратить это как можно скорее. За два года случалось всякое, но именно это поражение стало соломинкой, переломившей спину верблюда», – говорил тренер, дописывая заявление об уходе. На матчи плей-офф «Фейеноорд» срочно выписал Лео Бенхаккера, приводившего клуб к чемпионству-1999, но работа впопыхах оказалась почтенному джентльмену не под силу. Его временная команда проиграла уже в первом раунде и впервые за 16 лет получила отставку от европейских клубных турниров.
Лечение
Первый заряд шокотерапии «Фейеноорд» сделал еще по ходу кошмарного сезона. В декабре 2006 президент клуба Йорин ван ден Херик, проработавший в клубе 16 лет, был отправлен в отставку. Менеджера с эффектной прической (лысая как шар голова) и бесспорными заслугами (Кубок УЕФА, два чемпионских титула) нещадно критиковали все последние годы: за скромный бюджет, неумение использовать деньги, вырученные от продажи Кейта и Калу, отсутствие новых побед. В результате массовых болельщицких протестов был создан специальный комитет под председательством Герарда Керкута, и чуть ли не первым шагом по очищению клуба стало расставание с ван ден Хериком.
Последствия следующей реформы были более очевидными. К лету «Фейеноорд» составил шорт-лист из потенциальных тренеров команды и, тщательно его отфильтровав, назвал имя нового рулевого – Берт ван Марвейк. 55-летний специалист, разжалованный полгода назад из дортмундской «Боруссии», живет в памяти роттердамских болельщиков как автор последнего большого достижения команды – Кубка УЕФА-2001/02. Возвращение ван Марвейка и стало главной причиной трансферной встряски «Фейеноорда»: большинство роттердамских новичков слетались в команду именно на тренера.
«Уже в прошлом году было понятно: в Кумана «Фейеноорд» не верит и деньги на приобретения ему не выделяет, – делится воспоминаниями Евгений Левченко, украинский полузащитник «Гронингена» – клуба, перешедшего «Фейеноорду» дорогу к еврокубкам. – Ван Марвейку как человеку, который выиграл с клубом Кубок УЕФА, посулили финансовую вольницу. Вот поэтому они сейчас так и укрепляются. Главная проблема, которая перед ним встанет, – создать коллектив. В прошлом году с этим были огромные проблемы: игроки – скажем, опытные футболисты и молодежь – имели разногласия друг с другом, и это очень сказывалось на выступлениях. «Топ-клуб, но не топ-команда», – последние пару лет о «Фейеноорде» в Голландии говорят только так».
Медикаменты
При всех сложностях человеческого и игрового склеивания ван Марвейку есть из кого делать топ-команду.
Рой Макай – сенсационный возвращенец, приревновавший «Баварию» к ее летним фаворитам. После покупки Тони, Клозе и Рибери голландский забивала понял, что в Мюнхене им не дорожат, решил найти новый клуб и с радостью согласился на приглашение ван Марвейка, став его самой дорогой покупкой – 5 миллионов евро.
Тим де Клер, защитник сборной Голландии и один из творцов сегодняшней мощи АЗ, был завербован в самом начале межсезонья. Официально сумма сделки не разглашалась, но, по экспертным оценкам, никак не превышала 3,5 миллиона евро.
Кевин Хофланд, голландец, дослужившийся до капитана в немецком «Вольфсбурге», был куплен дешевле – за 2,8 миллиона. Качественное усиление обороны игроком, который мечтает вернуться в сборную Нидерландов.
Джованни ван Бронкхорст, левый край «Барселоны», в минувшем сезоне провел только 60 процентов игр и, разорвав контракт по обоюдному согласию, отправился в родной город свободным агентом. За 9 лет, которые прошли с того момента, как Джио покинул «Фейеноорд», он собрал чемпионские титулы во всех странах, которых играл (Шотландии – с «Рейнджерс», Англии – с «Арсеналом», Испании – с «Барселоной» ) и вполне заслужил пенсию рядом с взрослеющей роттердамской молодежью.
Нури Шахин, восходящая звезда турецкого футбола, начал профессиональную карьеру под присмотром ван Марвейка. Именно при нем турецкий опорник дебютировал в «Боруссии» два года назад. Сейчас Шахину 18, и под опекой своего дортмундского патрона он проведет ровно один год – аренда турка истекает в конце следующего сезона и не предусматривает возможность выкупа.
Луиджи Брюинс и Андре Слори – перспективные мальчуганы из «Экселсьора», третьего клуба Роттердама. Быстрые, как зайцы, в классической схеме 4-3-3 они будут биться за попадание в последнюю тройку.
Наконец, Михаэль Молс – 36-летний форвард-ветеран, забивавший в начале 2000-х за «Рейнджерс». «Фейеноорд» решил оттянуть пенсию футболиста и предложил ему второстепенную роль – дублера Макая, который сможет играть только в случае форс-мажора. Молс оказался негордым мужчиной и согласился без колебаний.
Итого восемь человек усиления при почти незаметных утечках. О Харистеасе, перебравшемся в «Нюрнберг», Коллке (НАК) и ван Хойдонке (заслуженный отдых) никто и не думает вспоминать с сожалением. Единственная потенциальная потеря – Ройстон Дренте, за которого продолжают вести торг «Челси» и «Реал».
Но даже если «Фейеноорд» даст себя уговорить и отпустит лучшего игрока молодежного чемпионата Европы на повышение, роттердамцы могут считать, что отработали в это межсезонье за все голландские клубы. При том, что местный чемпионат по своей финансовой и игровой состоятельности по-прежнему находится в отдалении от ведущих европейских лиг, к его новому старту (17 августа) подходишь с привычной уверенностью – скучно не будет.
Юрий ДУДЬ