8 мин.

Дэвид Блатт: «То, что я знаю»

Главный тренер сборной России и стамбульского «Эфес Пилсен» накануне Евробаскета-2007 рассказал PROспорт о баскетбольных снах, НБА и русской ментальности.

КОГДА МЕНЯ СПРАШИВАЮТ о том, что является самым трудным в работе баскетбольного тренера, я обычно говорю: изобилие свободного времени.

ЭТО Я, КОНЕЧНО, отшучиваюсь. Но нынешним летом такую фразу я мог бы произнести вполне всерьез. «Бенеттон», как вы, вероятно, знаете, не играл в плей-офф последнего чемпионата Италии из-за технических проблем и наложенного на команду штрафа, и отпуск у меня вышел самым долгим за мою карьеру. Столь долгим, что начала сборов в Москве я ждал просто-таки с нетерпением. Наверное, длинная пауза в работе тяготит любого всерьез увлеченного своим делом человека. Отдых хорош тем, что позволяет перевести дух, взглянуть на свою работу как бы со стороны, найти новые способы ее улучшить. Но ведь сделать это хочется как можно скорее.

МОИ ДЕДУШКА И БАБУШКА перебрались в США из России, так что я еще до приезда сюда считал эту страну немножко родной. И до сих пор не перестаю ей удивляться – например, когда вижу, как за год на пустом поле отстроили высотный микрорайон. С Бостоном, где я родился, за всю мою юность, наверное, не произошло столько перемен, сколько с Москвой за несколько лет.

ЭТИХ ПРИЧИН было бы достаточно, чтобы объяснить мой интерес к работе со сборной России – но это, конечно, не все. Год, проведенный в России, в петербургском «Динамо», стал ключевым в моей карьере, а сам этот город теперь у меня в ряду любимых. Петербург – мегаполис с обаянием небольшого городка. Москва – это нечто совершенно иное: здесь невероятный ритм и удивительное количество мест, куда можно сходить вечером. Но тут почему-то не приходит в голову идея отправиться на прогулку.

ТЕЛЕВИЗОР я не люблю, но в свободное время в отеле иногда смотрю русские каналы, особенно музыкальные. Их смотрят игроки, с которыми я работаю, и мне важно знать, чем живут и чем дышат эти парни.

ПРОФЕССИЯ ТРЕНЕРА СБОРНОЙ претерпевает большие изменения. Умение делать тренировки увлекательными, а атмосферу располагающей становится теперь ключевым. Выступление за сборную – гораздо более волонтерское дело, чем прежде. Ни в одной сборной, не только в российской, не заработать денег, сопоставимых с клубными, – если только не выиграть чемпионат Европы. Не случайно в национальных сборных столько отказников. Игрокам должно быть комфортно и интересно – только тогда от них можно будет чего-то добиться. А еще они должны чувствовать, что прогрессируют.

МНЕ НЕ КАЖЕТСЯ, что задача попадания в семерку сильнейших и квалификация на Олимпийские игры недостаточно амбициозна. Во-первых, это не значит, что мы не думаем о чем-то большем. Во-вторых, нужно быть честными перед собой. В конце концов, сборная России была только восьмой на двух последних европейских чемпионатах и не участвовала в последней Олимпиаде. А она должна там участвовать.

НЕ ВСЕ ИГРОКИ сборной России имеют достаточно игрового времени в своих клубах, что меня, конечно, расстраивает. Я бы, наверное, пожаловался вам на это, если бы сам не был клубным тренером. В Италии, Израиле, других странах молодежи тоже приходится выдерживать жесткую конкуренцию со стороны легионеров. Это естественная теперь ситуация, баскетбол существует не только ради турниров сборных. И превозмочь это обстоятельство можно, только если осознаешь его, а не отторгаешь.

ЭТОТ ЧЕМПИОНАТ Европы, возможно, будет ключевым для «поколения Кириленко» – российских игроков, проторивших дорогу в НБА. Андрею уже 26, Хряпе – 25, Моне – 24. Они уже не юноши, и для дальнейшего самоутверждения им нужны командные результаты, а не только личные. Парни, к счастью, понимают это и без моих слов.

Я УХОЖУ ОТ ВОПРОСОВ об отдельных игроках не только из-за какого-то тренерского этикета. И мои слова, что сборная России может преуспеть лишь за счет командного баскетбола, не пустая банальность. Свой лучший баскетбол мы показываем, когда игроки помогают друг другу в защите, в черновой работе, психологически, наконец. Наверное, ни в одной европейской сборной сегодня нет такого количества баскетболистов, способных действовать на разных позициях, – и мы должны это использовать.

НА ЕВРОБАСКЕТЕ-2007 мы должны сыграть настолько быстро, насколько это возможно. Не только потому, что такой баскетбол кажется мне зрелищным, захватывающим и современным. Просто в позиционной игре шансов у нас будет немного. Стабильных снайперов мирового уровня у нас почти нет, и наши шансы в позиционной игре против сборных Греции или даже Сербии в ее нынешнем виде, не говоря уже про Испанию, невелики. Если не сумеем навязать им свой баскетбол – помочь нам сможет только чудо. Меня постоянно спрашивают про русский менталитет, какие-то трудности работы с российскими игроками. Никаких трудностей нет: нынешняя сборная – молодые, космополитичные, открытые ребята, не очень-то отличающиеся от своих сверстников в Италии или Израиле. На тренировках они работают с потрясающей самоотдачей – наверное, даже большей, чем баскетболисты из других стран. Но штука в том, что профессионалом нужно быть не только в эти полтора часа, но и весь день. И все дни вообще, включая выходные и каникулы. Увы, далеко не всегда российские игроки возвращаются из отпуска в приемлемых кондициях. Год назад мне пришлось даже провести несколько серьезных разговоров с парнями наэтот счет – и нынешним летом ситуация уже была получше.

САМОМОТИВАЦИЯ ИГРОКОВ, их увлеченность игрой, способность концентрироваться на профессии сегодня играют как никогда высокую роль – ничуть не меньшую, чем талант. Это новая, очень важная тенденция – и есть масса примеров, success stories, ее подтверждающих.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПРИМЕР – Энтони Паркер, который был выбран в первом раунде драфта 1997 года, но за три сезона в НБА шансов заиграть так и не получил. Он приехал в тель-авивский «Маккаби» на скромную зарплату, где продолжил работать над развитием своих качеств – и далеко не только на тренировках. Я тогда впервые в жизни видел баскетболиста, который постоянно остается для самостоятельных занятий, хотя и без того является в команде лидером. В результате Паркер стал абсолютно лучшим баскетболистом Европы и сумел вернуться в НБА на 12-миллионный контракт – и это в 30 лет!

НА КАКОМ-ТО ЭТАПЕ карьеры я тоже попробую себя в НБА. У меня давно вызревало это решение, и я даже едва не уехал в Америку этим летом. Но в последний момент вариант, при котором я бы стал первым ассистентом тренера одной из команд НБА, сорвался, а всем остальным вариантам я предпочел «Эфес Пилсен». Иногда, чтобы сделать два шага вперед, нужно сначала шагнуть назад. Несмотря на большой опыт самостоятельной работы, я не считаю роль ассистента непрестижной – в НБА она гарантирует достаточно серьезные задачи и зарплату, чтобы на это решиться. Мне, кстати, уже случалось переходить с работы главным тренером на ассистентскую – и, несмотря на удивление знакомых, впоследствии они одобряли этот мой шаг. Другого пути сделать карьеру в НБА все равно пока нет: там по-прежнему не настолько верят в тренеров из Европы, чтобы сразу доверять им команду.

НА БАСКЕТБОЛ в моей жизни так или иначе уходят 12–15 часов в сутки – если сложить вместе работу над планом тренировок и собственно их проведение, просмотр матчей, общение с игроками и коллегами. Но иногда это все 24 часа – поскольку я во сне тоже порой вижу баскетбол. Мне даже комбинации новые порой снятся, как, знаете, некоторым гениальным композиторам порой снились симфонии. Утром им оставалось только записать то, что они услышали во сне. Это не значит, конечно, что я гениальный. Но это значит, что я этим живу.

Вагоновожатый Молодой капитан «Локомотива» повязку носит, как положено, на левой руке и на поле располагается все больше слева. Даже в обороне. В ожидании судьбоносного матча Англия – Россия Динияр Билялетдинов, придерживаясь правостороннего движения, покатал корреспондента PROспорт московскими маршрутами и рассказал, правы ли О’Коннор, Бышовец и Хиддинк. Территория Пока тренерский штаб сборной России готовится к матчу против англичан, изучая соперника, PROспорт предпринял свои шаги в этом направлении и с пристрастием перелистал карьеру Джона Терри – лучшего защитника Европы, капитана и основы сборной Англии, большого игрока и человека. Славянский шкафчик Перед стартом в Лиге чемпионов ЦСКА усилился польским форвардом Давидом Янчиком. PROспорт узнал, как юный игрок провинциального клуба превратился в самого дорогого футболиста в истории Польши. Личности нападавших Чтобы узнать, почему команды Валерия Газзаева всегда забивают много, PROспорт составил досье на главных нападающих всех команд тренера и наметил тенденцию. Грязный Барри Пятикратный обладатель Кубка Стэнли в качестве тренера Барри Смит приехал в Россию и возглавил питерский СКА. PROспорт отправился к нему в гости, обнаружил его лежащим на полотенце и выяснил, какая сила потянула его на болота. Важная птица Главный тренер чемпионов страны Федор Канарейкин объяснил PROспорт, почему именно магнитогорский «Металлург» выиграл золото, отчего его прежде не замечали и как вообще правильно его называть. Братство кольца Предвкушая баскетбольный чемпионат Европы, PROспорт обнаружил дюжину молодых игроков, которые на главном турнире Старого Света могут потеснить старую гвардию. Пара-психолог Теннисистка Елена Веснина редко торгует имиджем, зато всегда готова помочь сборной России на командных турнирах. PROспорт сместил акценты: создал ей имидж гламурной красавицы и поговорил о психологии в теннисе и около него. Мифы Бывший защитник «Спартака» Юрий Ковтун вычисляет расстояние, с которого Станислав Черчесов похож на Розенбаума, и ярко описывает, как главный тренер красно-белых снимает стресс после матчей. Жизнь, не дожитая у моря Сергей Микулик помянул Виктора Прокопенко – тренера, который создавал душевные команды в Одессе и Волгограде, возвращал к жизни Цымбаларя и Булыкина и ставил на колени Фергюсона и «МЮ».