Прославленные номера в хоккее
№5. Часть 2
Добрый день дорогие друзья. Сегодня хочу рассказать об еще одном легендарном защитнике мирового хоккея, как его прозвали канадцы "Русском медведе". Это советский, отечественный хоккеист, один из шести трехкратных олимпийских чемпионов, завоевавший рекордное 27 количество медалей на международных турнирах (ОИ, ЧМ, ЧЕ) среди всех хоккеистов. Это легенда №5.
Александр Рагулин
Александр Рагулин родился в Москве за полтора месяца до начала Великой Отечественной войны, 5 мая 1941 года. Почти одновременно с ним увидели мир два его брата – Анатолий и Михаил. Анатолий и Михаил также как и Саша стали хоккеистами, Анатолий играл на позиции вратаря, Михаил был нападающим. Оба играли в клубах воскресенский "Химик", московских "ЦСКА" и "Крылья Советах". Анатолий после завершения игровой карьеры на протяжении 20 лет работал в отряде подготовки космонавтов. Но вернемся в начало. С началом войны, отец мальчиков был призван в армию, а мама, прихватив детей, уехала с ними в эвакуацию в Кемерово. С детства мальчики были худенькими, и мать очень переживала за их здоровье. В то время в Кемерово гастролировал с концертами Леонид Утесов. Встретив знаменитого артиста, мама тройняшек подошла к нему поздороваться. Разговорившись, женщина показала ему своих детей и посетовала на их худобу. На что Утесов отвечал ей: "Не волнуйтесь, здоровяками будут". И оказался прав: все трое братьев Рагулиных вырастут настоящими богатырями.
После окончания войны семья Рагулиных вернулась в Москву. Все три мальчика пошли в одну школу - №51 Фрунзенского района, в один класс. А спустя какое-то время родители определили детей еще в одно учебное заведение — в музыкальную школу, и как оказалось ребята были довольно успешны в музыке. Александр выбрал для себя контрабас, тогда как остальные братья занимались на фортепьяно и виолончели. Также они еще дополнительно занимались на скрипке. Мальчики мечтали стать великими музыкантами, и учителя "музыки" всерьез говорили, что из них может получиться великолепное трио. Но на этом их успехи не заканчивались, все трое прекрасно рисовали, у них были определенные способности и к живописи. Однако тогда помимо музыки и живописи они еще много времени уделяли спорту. Причем одинаково хорошо играли и в хоккей, и в футбол.
Увлечение хоккеем все же взяло вверх, они стали играть за школьную команду, выступая в ней на первенстве Москвы. Ребята в команде в шутку называли их МТС — машинно-тракторная станция, за их габариты и неуемную энергию на льду. В итоге на них обратил внимание знаменитый тренер воскресенского "Химика" Николай Эпштейн и привлек в свою команду. Александр стал защитником, Михаил — нападающим, а Анатолий встал в ворота. Как показало время, это был правильный выбор. Именно на позиции защитника Александр смог наиболее полно реализовать свои природные данные, став настоящим эталоном атакующего защитника.
"Химик" издавна славился своим техничным и пластичным хоккеем и несмотря на свой подмосковный статус, команда была очень сильной. Силовой игре Рагулиным обучаться было не нужно – могучие габариты позволяли им легко щелкать любых соперников как жареные семечки, а вот блестящее владение техникой и "умная" игра стали визитной карточкой Александра. Его отличали мягкость и точность передач, а также бросок невероятной мощности, что заставило обратить на себя внимание других тренеров. В 1962 году Анатолий Тарасов пригласил его в легендарный ЦСКА, а чуть раньше в 1961 призвали под знамена национальной сборной. Правда, дебют молодого хоккеиста едва не закончился провалом. Рагулин играл против сборной Канады, и в середине игры у него сломалось лезвие на одном коньке. Говорить об этом Рагулин никому не стал, поскольку запасных коньков тогда не было и его бы сразу усадили на скамейку запасных. Поэтому играл на одном коньке, не выходя из своей зоны и действуя не слишком изобретательно — как только получал шайбу, тут же отправлял ее подальше от своих ворот. В итоге никто ничего не заметил. Сборная тогда выступила не совсем удачно, финишировав на третьем месте. Александр провел все семь матчей, забросив в них одну шайбу и отметившись одной результативной передачей.
Рагулин практически сразу вошел в число лучших игроков советского, а затем и мирового хоккея. Обладая богатырским телосложением — рост 185 см, вес 105 кг, он не был типичным защитником в прямом понимании этого слова. Кроме ведения силовой борьбы, Александр выделялся прекрасным катанием и отличным чувством игры. Это позволяло быть ему полезным не только в оборонительных действиях, но и достаточно активно помогать команде при атаке чужих ворот. Овладев шайбой, он моментально точнейшим пасом направлял в атаку партнеров. А сильнейший бросок с синей линии позволял Рагулину нередко добиваться успеха и самому.
Свою первую золотую медаль в регулярном первенстве страны Рагулин завоевал в 1963 году. В том же году он впервые стал и чемпионом мира в составе национальной сборной. Этот чемпионат стал триумфальным для 23-летнего защитника сборной, Александра Рагулина. По итогам чемпионата армейский защитник попал в символическую сборную чемпионата, став одним из сильнейших защитников мира. С этого момента имя Александра Рагулина было на слуху не только у многомиллионной армии спортивных болельщиков, но и у людей, не имеющих к спорту никакого отношения. Были случаи, когда юные девушки из далеких областей страны специально приезжали в Москву, чтобы выйти замуж за Рагулина. Однако молодой хоккеист не спешил с женитьбой, полагая, что еще недостаточно нагулялся. И однажды отказал даже одной миллионерше. Дело было в 1966 году на чемпионате мира в Любляне, где Рагулин был признан лучшим защитником. Он набрал 6 (4+2) очков, опередив по очкам, к примеру, легендарного форварда Анатолия Фирсова, а по голам – даже самого Бориса Майорова. В тот день советские хоккеисты обыграли своих извечных принципиальных соперников чехословаков со счетом 7:1. И сразу после матча в мужскую раздевалку заходит расфуфыренная дама, вся в мехах и бриллиантах, подходит к Рагулину и приглашает его на банкет. "Я не могу, я с ребятами", — ответил обескураженный Рагулин. "Сколько человек?" — спросила дама. "Двадцать". — "Хорошо, приходи с ребятами". И дама назвала самый дорогой ресторан в городе. Но Рагулин на свидание не пошел, поскольку прекрасно понимал, что об этом случае немедленно будет доложено на самый верх. И они всей командой отправились в ближайший ресторан, пусть и менее дорогой, чем у миллионерши.
Вершина в спортивной карьере каждого спортсмена является участие в Олимпийских играх. У Александра Рагулина было три зимних Олимпиады, и каждая из них принесла Александру олимпийское золото. Дебютные для него Олимпийские игры состоялись в 1964 году в австрийском Инсбруке. Наша сборная подходила к этому турниру в ранге одного из фаворитов. Наряду со сборными Чехословакии, Швеции и Канады, наши хоккеисты были основными претендентами на Олимпийское золото. Острой борьбы не получилось, советская сборная катком прошлась по своим соперникам, не оставив им не единого шанса. Восемь игр – восемь побед. И вновь в составе сборной блистал непроходимый Александр Рагулин. Отыграв все восемь матчей, он забросил 3 шайбы и отдал 6 результативных передач. С 9-ю набранными очками Александр Рагулин стал самым результативным защитником Олимпийского турнира, попав по его итогам в символическую сборную. Причем Александр стал единственным нашим защитником, который за восемь проведенных игр не заработал ни одной минуты штрафного времени.
В отличие от многих современных "тяжеловесов", тафгайских замашек у Рагулина не было и в помине. Он был мирным, доброжелательным, никому не грубил ни в жизни, ни на ледовой арене. А вот если кто-то по неопытности или глупости пытался грубить ему или завязать драку, он просто зажимал обидчика в углу площадки, да так, что у того трещала не только экипировка, но и ребра.
Прекрасно проявил себя он и в первой Суперсерии против канадских профессионалов в сентябре 1972 года. Те матчи вошли в историю современного хоккея и запомнились небывалым накалом страстей и драматизмом.
Канадцы перед матчами были настолько уверены в своей безоговорочной победе, что раструбили на весь мир, что выиграют все восемь матчей. Однако в первой же игре проиграли с разгромным счетом — 3:7. И когда приехали в Москву, где проходила вторая часть Суперсерии, счет игр был не в их пользу: из четырех матчей канадцы сумели победить только в одном. Поэтому злость буквально переполняла профессионалов. И в московской части Суперсерии они устроили настоящую охоту за советскими хоккеистами, пытаясь травмировать их и вывести из игры. Рагулин был одним из немногих игроков советской сборной, который был не против принять вызов канадцев и показать им свою богатырскую силу. Однако тренеры команды специально предупредили его, чтобы он забыл об этом: не ввязывался в драки и бил соперников другим оружием — результативностью. Рагулину пришлось смириться. Но даже смирный Рагулин наводил страх на канадских игроков, и те за редким исключением старались не связываться с ним. А сразу после той Суперсерии дали ему весьма характерное прозвище — Русский Медведь.
Среди всех наград одного из самых титулованных людей в истории хоккея отдельной строкой нужно выделить его последнюю Олимпиаду – Саппоро-72. Именно на этих Играх Рагулин (вместе с Виталием Давыдовым, Виктором Кузькиным и Анатолием Фирсовым) получил свое третье олимпийское золото. Впоследствии этот рекорд не удалось побить никому, хотя в список трехкратных чемпионов добавились Владислав Третьяк и Андрей Хомутов. А вот по числу титулов на чемпионатах мира Александр Павлович и Владислав Александрович держат двойное лидерство – у них таких трофеев по 10.
В 1973 году в 32-ух летнем возрасте Александр Рагулин принял решение завершить карьеру действующего спортсмена, но не по своей воле, а из-за сложившейся ситуации. Он стал очередной жертвой крутого нрава тренера ЦСКА Анатолия Тарасова. В последнее время их отношения разладились. Титулованный Рагулин все чаще стал позволять себе нарушения спортивного режима, спорил с Тарасовым даже по самым незначительным поводам. Любой другой тренер не стал бы обращать на это большого внимания, учитывая талант хоккеиста. Но Тарасов был человеком другого плана — вольности он не прощал даже великим игрокам. И однажды бросил Рагулину классическую фразу: "Я тебя породил, я тебя и убью". После этого Рагулина вывели из команды и уволили в запас. Он хотел вернуться обратно в "Химик", где начинал свою хоккейную карьеру, но тот же Тарасов запретил его туда отпускать. В итоге Рагулина отправили тренировать юных хоккеистов в Детско-юношескую школу ЦСКА. Однако тренера из него так и не получилось. Обиженный на армейское руководство и лично на Тарасова, Рагулин все чаще стал впадать в депрессию, из которой находил только один выход — с помощью алкоголя. Из-за этого вскоре распалась его первая семья. Со своей второй женой Рагулин познакомился в начале 80-х, когда его отправили в Новосибирск тренировать тамошних молодых хоккеистов. Но этот брак продлился всего несколько лет и закончился разрывом. Рагулин ушел в никуда, оставив жене квартиру, а с собой забрав только комплект своих золотых медалей.
Все эти неурядицы сильно подтачивали здоровье Рагулина — у него случилось два инфаркта. Но летом 1991 года судьба послала Рагулину неожиданную встречу, которая круто изменила его жизнь к лучшему. 1 июня он познакомился со своей третьей, и последней, женой Ольгой.
Несмотря на два инфаркта, Рагулин свято верил в свое долголетие. В 2003 году, после очередной проверки в 6-м госпитале в Химках, врачи настоятельно порекомендовали Рагулину поберечь сердце и не менее двух раз в год ложиться на профилактическое обследование. Однако Рагулин эти рекомендации нарушал. В мае 2004 года он лег в госпиталь (и то после настоятельных уговоров своей жены), а вот уже в октябре ложиться наотрез отказался. 17 ноября Рагулину ночью стало плохо. Его повезли в госпиталь. Когда приехали, сын побежал за коляской, но Рагулин от нее отказался и сам дошел до приемной. На часах было четыре часа вечера. А спустя семь часов 18 ноября 2004 года великого хоккеиста не стало.
Александру Рагулину принадлежит великое достижение. По числу побед 22 на крупных мировых соревнованиях, он уверенно держит лидерство среди всех хоккеистов планеты.
Авторитет Рагулина в сборной и клубе был непререкаем. К еще молодому и зеленому Саше за разрешением внутренних конфликтов обращались куда более опытные игроки ЦСКА и национальной команды. Если с вопросом по какой-либо причине нельзя было подойти к тренеру, хоккеисты шли к умному, образованному, тонко чувствовавшему любую ситуацию Палычу, который стал для них со временем некой "последней инстанцией". К слову, уважительное прозвище Сан Палыч ему придумал лично Тарасов. Рагулина действительно все уважали за его силу и невозмутимость, причем не только товарищи по команде, но и соперники.
Его достижения:
3-кратный чемпион олимпийских игр - 1964, 1968, 1972
10-кратный чемпион мира - 1963-1971, 1973
Серебряный призер чемпионата мира - 1972
Бронзовый призер чемпионата мира - 1961
9-кратный чемпион Европы - 1963-1970, 1973
3-кратный серебряный призер чемпионата Европы - 1961, 1971, 1972
9-кратный чемпион СССР - 1963-1966, 1968, 1970-1973
Серебряный призер чемпионатов СССР 1967, 1969
Обладатель Кубка европейских чемпионов - 1969-1973
Лучший защитник чемпионата мира 1966
Участник легендарной суперсерии СССР — Канада 1972 года
В чемпионатах СССР сыграл 427 матчей и забросил 63 шайбы. На чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх в составе сборной СССР провел 102 матча, забросил 14 шайб.
Входил в список 34 лучших хоккеистов СССР в 1964 году.
В 1997 году в числе первых был введен в Зал славы международной федерации хоккея с шайбой (ИИХФ).
В 2004 году избран в Зал славы отечественного хоккея.
16 января 1994 года именной стяг с №5 Рагулина Александра Павловича вывешен под своды арены ЛДС ЦСКА. Повторно 14 ноября 2003 года.
"Хоккей – это спектакль… Любители хоккея приходят во дворец спорта потому, что их интересует представление на льду. Согласитесь, что настоящего болельщика волнует не только количество голов, но и то, как они были забиты, как проходила игра, как играли команды. Я в хоккее искал радость…", — сказал как-то Александр Павлович.