Трибуна
13 мин.

«Мы откатаемся – и все». Как живет любительский хоккей на родине Капризова

От редакции Sports.ru: вы читаете один из лучших блогов хоккейной Трибуны «Периферия», который уже несколько лет рассказывает о любительском хоккее в нашей необъятной странк. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы атмосферные фоторепортажи Дмитрия Крюкова выходили чаще.

Это был второй раз в истории блога «Периферия», когда пришлось прибегнуть к административному ресурсу.

Дело было вот в чем.

Как-то раз мне написал мой знакомый – приезжай, дескать, к нам в Кемеровскую область. Что ж ты нас игнорируешь-то? Билеты не оплатим, но на месте всяческое содействие окажем.

Ребята не обманули. Даже два раза не обманули – в 2018 году и сейчас, в 2020-м. Но в 2018-м выбранный нами тур первенства Таштагольского района Кемеровской области по хоккею в поселке Мундыбаш не состоялся, потому что ночью перед матчами температура упала до -42. С утра, в целом, были уже довольно комфортные -25, но оставшихся дома хоккеистов все равно можно было понять.

Хоккейная коробка в Мундыбаше

Пропустив следующий сезон, в 2020 году мы предприняли вторую попытку. Выбрали тур того же первенства в поселке Каз с потрясающе красивой коробкой у подножия гор. За три недели все было в силе, за две недели все было в силе, за пять дней все было в силе, а за два дня до вылета из Каза сообщили, что поселок завалило снегом, единственный трактор беспрерывно чистит дороги, а на расчистку хоккейного корта его не получается отвлечь.

– Парни, так не пойдет, – сказал я. – Мои расходы на попадание в Кемеровскую область начинают достигать сумм неприличных. В третий раз я не поеду.

Возражение мое принимающей стороной было признано резонным, друзья обратились к своим друзьям, те – к каким-то своим, руководящим. В общем, после суток напряженных переговоров команды договорились собраться в районной столице – Таштаголе.

Площадка в Казе, Кемеровская область

Кемеровская область, она же (с недавних пор официально) Кузбасс – регион интересный и малоизвестный для жителей западной части страны. Вряд ли ошибусь, если первой ассоциацией будут шахты, пожар в «Зимней Вишне» и, наверное, модный горнолыжный курорт Шерегеш. Любители спорта вспомнят культовый новокузнецкий «Металлург», кемеровский «Кузбасс» в хоккее с мячом (еще одна неплохая команда, которая так и не смогла преодолеть засилье Бориса Скрынника и стать чемпионом) и внезапный триумф аналогичного «Кузбасса» в волейболе в прошлом году. Более продвинутые любители спорта вспомнят некогда мощный «Шахтер» из Прокопьевска и футбольную ленинск-кузнецкую «Зарю», давшую России и Украине Алексея Смертина, Сергея Кормильцева, Сергея Топорова и еще несколько заметных игроков.

Однако мне показалось, что тут гораздо, гораздо больше интересного. И природа, и горы, и города с впечатляющей архитектурой сталинского периода, и реки, и музеи.

Вид на Шерегеш с горы

– Что мне очень нравится в этом регионе, – говорит мой друг Алексей, переехавший в Новокузнецк относительно недавно по работе, – так это то, что здесь нет весны и осени в привычном для западной части России понимании. Тепло примерно до конца октября, потом раз – снег выпадает и уже не тает. И весной ровно наоборот.

Снега в этом году очень много. Один из рекордных показателей за много лет, а ведь еще даже февраль не начался. Прошу поделиться с Москвой: отказов не поступает.

Снег в Таштаголе

Казалось бы, такой климат должен благоволить развитию хоккея на открытом воздухе, но особой надобности нет. Почти во всех шахтерских городах есть крытые дворцы. На улице гоняют разве что на севере – в районе Анжеро-Судженска и Топок; и на юге региона – как раз в Таштаголе. За Таштаголом уже Горный Алтай, а немного в сторону – Агафья Лыкова и, гипотетически, снежный человек, который проходит в качестве одного из брендов Горной Шории – южной части Кузбасса.

Перерыв матча в Таштаголе

До выезда в Таштагол идем на матч культового для большинства российской хоккейной общественности новокузнецкого «Металлурга». Для меня он тоже один из символов российского хоккея: «Металлург», воспитавший Сергея Зиновьева, Вадима Морозова, Кирилла Капризова, Сергея Бобровского, Дмитрия Орлова, Ивана Телегина, Илью Сорокина…

Даже когда у меня однажды заказали киносценарий про детский хоккей, я писал о городе без определенного названия, в котором живут герои, с оглядкой именно на Новокузнецк. Сценарий тогда приняли, похвалив за атмосферу, но фильм до сих пор так и не вышел. Потом уже оказалось, что вдохновлялся не я один – существует, например, роман «Хоккей в сибирском городе». Тоже про Новокузнецк.

Дворец Спорта в Новокузнецке

Реальность, как обычно бывает, оказалась несколько более сурова. Дворец Кузнецких Металлургов стильно подновили снаружи, изготовив стилизацию конструктивистской трубы, заставляющей крутиться в голове звуки легендарной  композиции Георгия Свиридова «Время Вперед»; но изнутри он все еще выглядит довольно ветхим. «Металлург» принимает одного из лидеров Лиги нефтекамский «Торос»; каждое очко крайне важно в борьбе за плей-офф; выходной день – но аншлага на трибунах нет и близко. В городе любят свою команду, но как будто бы чуть разочаровались, особенно после увольнения тренера Анатолия Хоменко, которого здесь ценили.

Фрагмент матча &quout;Металлург&quout; – &quout;Торос&quout;

Об авторах заброшенных шайб объявляет Алла Кицына, мама Максима Кицына, символического для Новокузнецка игрока. Уже когда я вернулся из Новокузнецка, пришла новость, что Максим Кицын повторил снайперский рекорд ВХЛ. На сайте лиги он лучший снайпер, бомбардир и опережает всех по показателю «плюс-минус».

– Приятно ей говорить «Шайбу забросил Максим Кицын!», – объясняют мне болельщики очевидный факт про диктора.

Но в этот раз не довелось. «Торос» вроде не очень заметно давит, скорее поддушивает, но этого хватает для двух шайб в первом периоде. «Металлург» словно бьется об стену.

– Пожалуй, самая сильная команда, что я видел в этом сезоне, – говорит мой сосед на трибуне.

Фрагмент матча &quout;Металлург&quout; – &quout;Торос&quout;

Покупаю чай в перерыве. С чаем внезапно не пускает на трибуны агрессивная тетушка.

– У нас действительно проблемы с клиентским сервисом. Особенно по сравнению с волейбольным «Кузбассом», где все идеально. Там на каждом матче такая атмосфера, что они просто не могут плохо играть, – грустно констатирует новокузнецкий друг.

Фрагмент матча &quout;Металлург&quout; – &quout;Торос&quout;

Во втором периоде «Металлург» отыгрывает было шайбу, имеет еще несколько моментов. Но Кицын плотно закрыт, а остальные звенья все-таки послабее. В третьем периоде «Торос» больше не играет с огнем доменной печи и забивает еще дважды. В «Торосе» бегает Кирилл Цулыгин, сын главного тренера «Салавата», но больше бросается в глаза Марк Рубинчик – эту редкую фамилию я не видел со времен книги Олега Куваева «Территория». Когда-то приедет играть в Тюмень, точно говорю.

Разговоры о возвращении легендарного «Металлурга» в КХЛ идут постоянно, но, боюсь, к КХЛ тут нужно готовиться не только в плане финансирования, но и во всем, что окружает собственно хоккей. С шоу в Новокузнецке пока не очень.

Автодорога Новокузнецк – Таштагол

С утра едем в Таштагол. Два с половиной часа езды по красивейшей дороге – которая, наряду с такой же красивейшей железной, единственный способ для попадания в модный сейчас Шерегеш.

– Сюда народу за сезон ездит больше, чем в Сочи, но добираться заметно сложнее. Причем и решения готового нет – везде же горы. В Таштаголе есть аэропорт, но туда давно ничего не летает.

Райцентр Таштагол, что в десяти километрах от Шерегеша – место любопытное. Такой шахтерско-спортивно-туристический городок. Туристов сюда слишком сильно не заманивают, но, конечно, покатавшись на лыжах на горе Зеленой, они доезжают и в Таштагол. Зато чемпионат России по горнолыжному спорту в этом году будет проходить именно тут, да и половина нашей олимпийской сборной по сноуборду именно отсюда.

– Тут удивительный для России регион в том плане, что если тут ты не умеешь стоять на горных лыжах – ты лох! – смеется Алексей.

Таштагол
Матч Таштагол – Каз/Мундыбаш

У школы собираются хоккеисты. «Шория» из Таштагола сыграет с командой, составленной из игроков Мундыбаша и Каза. Кроме снега, дополнительной проблемой для проведения матча является тот факт, что еще вчера вечером «Шория» в рамках Ночной хоккейной лиги играла на самом дальнем выезде – в Кемерово.

– В 14 часов выехали, в 21 там. Погоняли, назад ехали с заездами, в сумме 15 часов. 15 часов дороги, чтобы для аппетиту побегать, – смеется один из ветеранов команды.

Впрочем,  оба матча осилили немногие: кто-то остался спать, а несколько игроков «энхаэловской» «Шории», хоть и выходцы из Таштагольского района, сейчас живут в Новокузнецке и Прокопьевске.

Матч Таштагол – Каз/Мундыбаш

Ожидал увидеть на площадке выходцев из школы «Металлурга», но таких не оказалось. Сплошь любители. Вообще на Кузбассе это принято – вот, например, цитата из отчета о другом матче НХЛ:

«Команда «Распадские Барсы» создана в сентябре 2018 года по инициативе работников Распадской угольной компании. Руководство компании оказало поддержку в начинаниях молодых работников РУК… Капитаном выбран Николай Архипов – ГРОЗ ПАО «Распадская», ассистенты Артур Микушин – проходчик ЗАО «Распадская-Коксовая» и Дмитрий Суворов – машинист экскаватора ЗАО «Разрез Распадский».

Олег Блинов, ХК &quout;Шория&quout; (Таштагол)

Единственное исключение в Таштаголе – Олег Блинов, начинавший в школе «Металлурга» еще в конце семидесятых с Вадимом Морозовым. Олег, играющий под номером 7 в команде хозяев, с запасом выигрывает приз самого колоритного хоккеиста матча. Если раньше над его шлемом из 80-х и ретро-формой могли и посмеяться, то теперь это научились ценить, и никто не поспорит, если я скажу, что Олег безоговорочно «на стиле».

Олег Блинов, ХК &quout;Шория&quout; (Таштагол)

Все наперебой говорят мне о необходимости строительства крытого катка, пусть даже самого простого. Так много где говорят, но в Таштагольском районе это действительно огромная боль. В бесконечной борьбе с морозом и снегом хоккеистам очень тяжело, и хуже того, что практически нет притока детей. Сложнее всего ситуация в поселке Каз с населением пять тысяч человек – когда сойдет это поколение хоккеистов, команда в Казе скорее всего перестанет существовать.

– Мы откатаемся – и все. – лаконично резюмирует ситуацию капитан Каза.

 Возить детей два с половиной часа в Новокузнецк готовы немногие. Если сделать крытый каток побольше, то, возможно, можно проводить даже какие-то сборы с учетом гостиничного фонда в Шерегеше, но так далеко тут заглядывать бояться. Нужен хоть какой-то.

 Приносим извинения Олегу Блинову за то, что его часть интервью по техническим причинам не записалась.

На площадке игра поначалу довольно сонная, но по счастью почти равная, что позволяет привлечь проходящих мимо зрителей, находящих себе места на огромных отвалах снега.

Болельщики ХК &quout;Шория&quout; (Таштагол)
Судья матча Таштагол – Каз/Мундыбаш
Фрагмент матча Таштагол – Каз/Мундыбаш

Понемногу  формируется преимущество хозяев, в первую очередь за счет действий двух одиннадцатых номеров. Один из них – Паша Казаков – открывает счет. Паша тоже работает на рУднике (ударение только так).

– Цепкий какой четвертый номер, – говорит Алексей.

– Татарин, – смеются местные, тем самым проводя мост к предыдущему тексту блога «Периферия». – Тоже шахтер!

Одно из названий шорцев – кузбасские татары, так что ничего удивительного в этом нет.

Фрагмент матча Таштагол – Каз/Мундыбаш
Судья матча Таштагол – Каз/Мундыбаш
Фрагмент матча Таштагол – Каз/Мундыбаш

Счет дорастает до 4:1, потом 5:2. В этот момент соперники начинают играть на единственного человека, который в тот день мог придумать что-то радикально опасное – форварда под номером 29, и в третьем периоде он дважды убегает один на один, реализовывая выходы с убийственным КПД. 5:4, интрига.

Фрагмент матча Таштагол – Каз/Мундыбаш
Фрагмент матча Таштагол – Каз/Мундыбаш

Принимать решение о смене вратаря на шестого полевого особенно некому, но хозяева по науке и без этого ловят соперников на контратаке. 6:4, но все довольны. Даже солнце под конец выглянуло.

Команды Таштагола, Каза, Мундыбаша
Хоккейная площадка в Казе. С другой стороны – горы

На обратном пути покупаем главный местный сувенир – колбУ. Заезжаем в Каз – очень атмосферный, как и большинство кузбассовских городов. Забавно, что как раз в этот момент трактор-таки доезжает до площадки и начинает ее чистить. Я в очередной раз жалею, что не удалось заснять игры на таком красивом корте, но глядя на горы снега, понимаю, что без валенок все равно ничего бы не получилось. Так что уж как есть.

P.S. Книгу «Россия через хоккей» на основе блога «Периферия» еще можно заказать! Пишите.