Каждый второй канадец следил за финалом НБА. У НХЛ такой аудитории не было с 2011 года
Канада, которая обычно с апреля по май одержима розыгрышем Кубком Стэнли, переживает баскетбольный бум. «Торонто Рэпторс» впервые в своей истории стал чемпионом НБА, в шести матчах расправившись с «Голден Стэйт». Успех канадской команды отражается в ТВ-рейтингах. БИЗНЕС Online рассказывает о ситуации.
Первую игру финала в среднем посмотрело 3,3 млн человек, а в пиковые моменты аудитория достигла отметки в 7,4 млн. Это 20% от населения всей страны;
ТВ-аудитория повышалась с каждым матчем. Второй матч серии еще большую для Канады среднюю аудиторию матча НБА – 4,3 млн зрителей;
Пятый матч в среднем посмотрело 6,4 млн канадцев, а всего трансляцию включали 13,4 млн человек;
Трансляция шестой игры, в которой «Торонто» стал чемпионом, собрала в среднем 7,7 млн человек, а в пиковые моменты телевизор включали 15,6 млн канадцев. То есть, 44% населения страны хотя бы секунду, но следило за игрой;
Решающую, шестую игру, смотрело 86% жителей Торонто.
Финальные игры НБА показывали даже в кинотеатрах, матчи стали главным культурным событием страны. Ни один матч нынешнего розыгрыша Кубка Стэнли не может похвастаться такими ТВ-рейтингами. Лучший результат показал седьмой матч первого раунда между «Торонто» и «Бостоном» - на двух главных каналах страны, CBC и Sportsnet игру посмотрело 3,7 млн человек.
Но всё же, баскетбол только завоёвывает популярность в Канаде. Если канадский клуб доходит до финала Кубка Стэнли, то никакой «Торонто Рэпторс» не сможет с ним сравниться. Средняя аудитория седьмого матча финала плей-офф-2011 между «Ванкувером» и «Бостоном» – 8,76 млн человек, а всего на трансляцию наткнулись 18,7 млн.
Алекс Пьетранджело / Фото: Adam Glanzman, Getty Images
В США финальную серию «Бостона» и «Сент-Луиса» в среднем посмотрело 5,33 млн человек, это третий результат в истории. Однако эта цифра получилась из-за рекордного интереса к седьмому матчу, трансляция которого стала самой рейтинговой в НХЛ за 25 лет (8,723 млн человек). Если бы не было седьмого матча, то рейтинги финальной серии были бы худшими за последние три года (4,33 млн).
Но, несмотря на аудиторию первых матчей финальной серии, весь плей-офф в среднем посмотрело 1,53 млн зрителей, это лучший результат за 23 последних сезона. Комиссионер НХЛ Гэри Бэтмен утверждает, что лига довольна результатами нынешнего сезона. Американские эксперты с ним не согласны, по их мнению, нынешние цифры могут негативно отразиться в будущем, когда лига будет подписывать новые ТВ-контракты. А от них во многом зависит финансовая устойчивость всей организации.
И всё это на фоне успехов «Рэпторс». Еще пять лет назад владельцы команды были уверены в своём успехе. Исполнительный директор компании MLSE Тим Лайвеке, которой принадлежит клуб, сказал, что уже к 2024 году баскетбольная команда в Торонто будет популярнее хоккейной. И эти люди прекрасно понимают, о чем говорят, ведь им принадлежит и «Мейпл Лифс». А это самый популярный спортивный клуб Канады.
«Торонто» – машина по зарабатыванию денег. И Кубки Стэнли не нужны
«РЭПТОРС» ПЫТАЕТСЯ РАБОТАТЬ НА ВСЮ СТРАНУ, А НЕ ТОЛЬКО НА ТОРОНТО
Эксперт The Athletic Шон Гордон опасается, что долгосрочный успех баскетбольного «Торонто» приведет к тому, что превосходство НХЛ в Канаде не будет восприниматься, как должное. Да, хоккей так и останется самым популярным видом спорта в стране, но он будет приносить меньше прибыли, чем баскетбол.
Маркетинг НБА построен на одном банальном факте, который позволяет лиге заинтересовывать самую разнообразную аудиторию. Баскетбол – самый демократичный вид спорта, в него может играть человек из любых слоев общества. Аудитория НБА – самая молодая среди остальных профессиональных лиг, почти 60% зрителей младше 35 лет.
Сами баскетболисты очень открыты для зрителя – за ними всегда можно следить благодаря социальным сетям. К тому же, НБА находится в постоянном контакте с поп-культурой. К примеру, Дрейк – посол «Торонто», а на матчи «Лейкерс» постоянно приходят голливудские звёзды. Это также сказывает на популярности НБА, в том числе и на «Торонто».
В команде выступают афроамериканцы от Филадельфии до Лос-Анджелеса, американцы азиатского происхождения, британцы, испанцы, два африканца и только один канадец. Каждый зритель, вне зависимости от расы и национальности, может идентифицировать себя с кем-либо из баскетболистов. Также среди баскетбольных болельщиков в Канаде нет неприязни к городу Торонто и к провинции Онтарио, которая есть среди старшего поколения страны. Тут можно провести аналогию с Россией – некоторые жители нашей страны также не особо хорошо относятся к «богатой Москве».
Клуб работает над увеличением свой фан-базы за пределами Торонто. Некоторые предсезонные матчи «Торонто» проводи в различных городах страны, там открываются детские лагеря. Пять лет назад команда запустил акцию We Tre North – «Мы север», желая сыграть на патриотических чувствах жителей Онтарио.
«Мы не просто оттолкнулись от негативных вещей, а обернули их в позитив, потому что показали: да, мы с севера, мы этим гордимся. И аудитории это отозвалось. Наш слоган отразил не просто суть «Рэпторс» – он подошел всем канадцам и пошел вширь», – сказала Шэннон Хосфорд, вице-президент MLSE по маркетингу и коммуникациям.
В итоге этот слоган уже пользуется популярностью в Ванкувере и Монреале. Как утверждают в клубе, они создали не коммерческую кампанию, а бренд-манифест, который будет объединять всех канадец. В «Рэпторс» обращаются уже не только к родной 8-миллионой провинции, а уже ко всем 35 миллионам жителей Канады.
СИТУАЦИЯ С «РЭПТОРС» НАПОМИНАЕТ БЕЙСБОЛЬНЫЙ БУМ, КОТОРЫЙ БЫСТРО ИСЧЕЗ
И всё же, захватить всю Канаду НБА не получится. Да, за матчами «Рэпторс» в этом сезоне массово смотрят не только в Онтарио, но и в других провинциях. Но для жителей Ванкувера, Калгари, Эдмонтона, Виннипега, Оттавы и Монреаля, где существуют клубы НХЛ, «Рэпторс» всё равно останется второй командой, а то и даже третьей. В этих городах никогда не было баскетбольной культуры, и поэтому многие болельщики с детства болеют за американские клубы – «Лейкерс», «Чикаго», «Бостон».
По мнению аналитика The Athletic Исраэля Фера, НБА в перспективе может потеснить НХЛ в Канаде только в случае, если там появятся еще одна-две франшизы. Это практически нереально. Во-первых, есть кандидаты в США, во-вторых, вступительный взнос очень большой – почти миллиард долларов. Для сравнения, «Вегас» приняли за 600 миллионов. И, что самое главное, для появления нового канадского клуба нужно разрешение от владельцев других команд, а это очень большие риски. 20 лет назад в Канаде была вторая франшиза – «Ванкувер», но её перевезли в Мемфис из-за нерентабельности.
К тому же, НХЛ уже успешно пережила еще одну попытку сбросить её с первого места по популярности. Фер вспоминает, что несколько лет назад Канада переживала бейсбольный бум. Тогда «Торонто Блю Джейс» доходили до полуфинала плей-офф. Но сейчас результаты резко упали, клуб два года подряд не выходит проходит в матчи на вылет. И как итог – вся эта бейсбольная истерия исчезла также быстро, как и появилась.
Так что НХЛ еще очень долго будет доминировать в Канаде. И успех «Торонто» несет в себе не только негатив. Как отмечают канадские журналисты, нет ничего плохого, что в стране появится еще один успешный клуб. Спорт должен объединять людей. А победа «Рэпторс» объединила не только болельщиков в Канаде, но и в США.
ФИНАЛ ПЛЕЙ-ОФФ НБА-2019 – ХУДШИЙ ПО РЕЙТИНГАМ В США ЗА 13 ЛЕТ
К югу от канадо-американской границы к финалу плей-офф НБА нет такого интереса. Первую игру серии посмотрело 13,3 млн зрителей – это наименьший показатель с 2009 года, а вторая (13,2 млн) показала худший результат за 11 лет, рейтинг четвертой – худший за 13 лет (9,8 млн).
Решающую игру посмотрело 13,2 млн (наименьший показатель за девять лет). Всего же по сравнению с прошлым сезоном средний рейтинг финальной серии просел на 15%. Так плохо (около 15 млн на каждом матче) финал плей-офф НБА не смотрело с конца нулевых.
Эксперты связывают такое падение с двумя факторами – отсутствия в плей-офф Леброна Джеймса и выход в финал неамериканской команды. Хотя целиком винить «Торонто» не стоит – аналитики признают, что если бы в решающую серию вышел «Милуоки», уступивший в финале Востока, то ТВ-рейтинги всё равно были бы худшими за несколько лет.
Как утверждает The Athletic со ссылкой на подсчёты компании Nielsen, рейтинги всего плей-офф НБА упали на 14%. Для лиги это плохой знак, так как по этим данным формируется стоимость рекламы во время трансляций. Однако, как сообщают американские журналисты, руководство НБА и ТВ-компании ожидало такого снижения просмотров. У лиги есть определенная подушка безопасности и ряд действий, чтобы выдержать падение ТВ-рейтингов на короткий период.
Однако, по мнению аналитиков, руководству НБА уже сейчас необходимо продумывать, как удержать зрителя после окончания карьеры Джеймса. Это самый популярный баскетболист эпохи, в последний раз болельщики так следили за Майклом Джорданом. Даже Коби Брайант не удосуживался такого внимания Его переход из «Кливленда» в «Лос-Анджелес Лейкерс» позволил увеличить рейтинги регулярного сезона на 5% по сравнению с прошлыми сезонами – в среднем игры смотрели 1,99 млн человек. Можно сказать, что большая часть финансов лиги зависит от Леброна – его успешная игра приносит доход на продаже рекламы.
Читайте также
- В американском спорте правит социализм. Но не всё так просто - В США идет война между букмекерами и правительством страны - На трибунах всё тише: почему спорт в Татарстане может спасти только Тина Канделаки
Прошу хорошенько пропесочить текст на ачипятки. В первой половине многовато недоразумений.