«Тампа-Бэй» рвёт всех в НХЛ. В чём её феномен?
«Тампа-Бэй» опережает ближайшего преследователя в турнирной таблице регулярного чемпионата НХЛ на 17 очков. Такого нет даже в КХЛ, где есть конкуренция СКА и ЦСКА. Доминирование «Лайтнинг» лежит в другой плоскости: команда добилась этого не благодаря финансовым возможностям (они такие же, как у любого другого клуба лиги). И шла к этому несколько лет — от назначения генеральным менеджером Стива Айзермана до обмена Райана Макдона в прошлый дедлайн. БИЗНЕС Online рассказывает о пути клуба
Айзерман пришёл в «Тампу» в мае 2010-го, а в августе назначил главным тренером «Норфолка» (фарм-клуб «Тамп-Бэй», - ред.) Джона Купера. Специалист до этого работал только в юниорских лигах, но Айзерман был уверен в его способностях. Стиву досталась одна из худших команд лиги, и он не стал акцентировать внимание на сиюминутных задачах. «Даже подписав одну или двух звёзд, мы не решим всех проблем. Мы не станем лучше как организация», – говорил тогда Айзерман. И вместе с Купером он начинал революцию, которая спустя восемь лет привела к тотальному доминированию «молний» в НХЛ.
ФИЛОСОФИЯ
Айзерман во времена игровой карьеры прославился своей креативной и умной игрой. Стив не был суператлетом, но благодаря скорости мысли и технике превосходил очень многих. А невероятная вдумчивость и усидчивость позволили ему остаться в хоккее на высокой должности после завершения карьеры. Именно такую игру он хотел видеть и от команды, в которую пришёл на должность генерального менеджера. Это и объясняет работу «Тампа-Бэй» на рынке свободных агентов, драфте и переговорах с другими клубами об обменах.
Философия, основанная на скорости движения и мышления – то, что отличает «Тампа-Бэй» от большинства других команд НХЛ. Самый высокий нападающий команды – Джей Ти Миллер(186 см), и понятно, что в силовой хоккей здесь играть никто не будет. Но это не стечение обстоятельств, а целенаправленная работа клуба в течение многих лет. Янни Гурда или Брэйдена Пойнта в других командах могли бы даже не рассматривать для основы – уж слишком щуплые парни. Но в «Лайтнинг» не смотрят на ширину плеч и объём бицепса. Если ты думаешь быстро и понимаешь, как нужно открываться и отдавать передачи, то рано или поздно попадёшь в главную команду. У защитника из Нижнекамска Михаила Сергачёва было бы меньше шансов закрепиться в НХЛ, если бы его не обменяли из Монреаля в Тампу. Парень не так хорош в защите, но в атаке он умен и хитёр, что и ценят в нём в «Лайтнинг».
При такой тактике раскрываются и лучшие качества хоккеистов, которые всегда отличались техникой и высоким интеллектом. Чтобы сбалансировать тройки, в остальных клубах к двум невысоким игрокам обязательно ставят силового нападающего. В «Тампе» игнорируют это – средний рост тройки Джонсон – Пойнт – Никита Кучеров - 176 см. И никто не заталкивает их у бортов. Если играть быстро и грамотно, то соперник просто не будет успевать за нападающими.
Конечно, у такого игрового стиля есть и недостаток. Практически все свои матчи в этом сезоне «Тампа-Бэй» проиграла командам, которые использовали активный форчек у чужих ворот и постоянно давили на пятачок. Несмотря на то, что рост четырёх защитников команды из семи выше 190 см, команда не готова к прессингу у своих ворот.
ДРАФТЫ
Выбрать под первым номером Стивена Стэмкоса – очень просто. У Айзермана после прихода в «Лайтнинг» таких лёгких задач не было. Отыскать в третьем раунде Пойнта, а в седьмом – Ондрея Палата, было крайне сложно. Ещё труднее – отличить Кучерова и Никиту Нестерова.
Есть версия, что «Тампа-Бэй» задрафтовала Кучерова случайно
Ключевой центр «Лайтнинг» Тайлер Джонсон попал в команду без драфта, как и Гурд. Они феерили в юниорских лигах, но потерялись во взрослом хоккее – такое часто бывает с не самыми габаритными игроками. Айзерман дал им шанс в фарм-клубе. В НХЛ принято раскручивать в первую очередь свои высокие пики, но в «Тампе» не обращают внимания – неважно, первый номер драфта или неоценённый талант.
Особенно стоит отметить выбор вратаря Андрея Василевского в 2012 году. Да, уфимский воспитанник был большим талантом, но на игроков его позиции клубы далеко не всегда готовы тратить высокие пики. «Тампа» же выбрала Василевского под 19-м номером. Айзерман понимал, что в системе клуба хватает приличных молодых игроков, а вот покупать каждый год топовых вратарей – это опасно. Поэтому проще задрафтовать молодого и после этого развивать.
ЛОЯЛЬНОСТЬ
К лету 2016-го Кучеров уже был звездой. Он забил в плей-офф 11 голов в 17 матчах, а «Тампа» в контрактный сезон российского нападающего дошла до финала конференции. Обычно в такой ситуации игроки требуют солидной прибавки, прикрываясь хорошей статистикой. А в случае Кучерова можно было бы козырять кубковостью. Но после переговоров с Айзерманом Никита согласился на скромнейшие 4,766 млн долларов. На тот момент больший контракт получил Дэйв Болланд. Хм, в «Тамп--Бэй» он наработал бы хотя б на минимальную зарплату?
Делали поочерёдно скидку команде Василевский, Стэмкос, не за самые большие деньги играют топовые защитники Макдона и Виктор Хедман. Всё это – следствие гениальной работы Айзермана. Будь у «Тампа-Бэй» другой менеджер, под потолок зарплат все эти игроки точно не влезли бы. Но у Айзермана получилось повлиять на своих звёзд. Даже новый контракт Кучерова, по которому он теперь получает 9,5 млн за сезон, теперь кажется таким, как будто его взяли на распродаже. У Коннора Макдэвида - 12,5 млн долларов за сезон, у Остона Мэттьюса – 11,63, у Джона Тавареса – 11. Зато Кучеров обходит всех в списке лучших бомбардиров с огромным отрывом.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
В сентябре прошлого года болельщикам «Лайтнинг» стало плохо – Айзерман ушёл! Стив остался в клубе в роли консультанта, а на его место назначили Жюльена Брисбуа. «Айзерман нанимал на работу меня и весь тренерский штаб, но никогда не лезет в нашу работу. С его стороны нет приказов, есть только вопрос: «Что мы можем сделать?», – рассказывал Купер. Такой же политики придерживается и Брисбуа. Хотя он и не был гениальным игроком. Главные испытания же его ждут в межсезонье, когда нужно будет продлевать Пойнта и подписывать новых защитников. При этом главные звёзды команды (Кучеров, Стэмкос, Хедман, Макдона) – на длительных контрактах, и задача Брисбуа – не начать выдумывать чего-то лишнего.
Этим летом контракт Айзермана с «Тампа-Бэй» заканчивается. Говорят, что именно из-за действующего контракта он не вернулся в «Детройт» этим летом. Но уже скоро это может произойти. И несмотря на это, с «Тампой» ничего не случится. Ведь проницательный генеральный менеджер создал костяк команды на долгие годы вперёд.
Автор: Артур Хайруллин (БИЗНЕС Online)
Фото: Mike Ehrmann, (Getty Images)
если бы Айзерман так путался на драфте, то он бы не выбрал- Пойнта, Палата, Рэддиша Гусева, Чернака, Василевского и др.
Это, вообще говоря, неправда. У Тампы приличное преимущество по сравнению, например, с Торонто. Налоги существенно меньше, поэтому тот же Стэмкос согласился на 8,5 млн. $.
Так что Изя гениально собрал и сохранил костяк команды. Она будет выигрывать и без него, пока контракты не кончатся у лидеров.
вот он главный секрет успеха