Где логика? О странных решениях клубных руководителей
Ей-богу, иногда очень хочется залезть в голову нашим клубным руководителям, чтобы узнать, что там происходит, и постичь логику принимаемых ими решений. Глядя со стороны, сделать этого решительно не удаётся. А очень бы хотелось.
Минское «Динамо» проиграло уже девять игр кряду, и я сильно подозреваю, что это не конец. После большинства игр минчан можно было сказать, что это их худший матч в сезоне. Но апофеоз произошёл в Новосибирске, где команда Горди Дуайера безвольно и разгромно уступила местной «Сибири» - некогда грозной, но в этом сезоне также звёзд с неба не хватающей. И шесть пропущенных шайб по такой игре – это ещё не так плохо. Дела в минском клубе совсем плохи – ни игры, ни результата. Да, состав там не суперзвёздный, но вполне достаточный для того, чтобы худо-бедно стабильно играть и бороться за плей-офф. Так нет же, команда плотно осела в самом андеграунде Западной конференции, и непонятно, за счёт чего она может оттуда выбраться.
По-моему, уже любому более-менее вменяемому человеку понятно, что всё дело в тренере. Кажется, весь хоккейный Минск готов скинуться на билеты Дуайеру, лишь бы побыстрее спровадить его на родину. Но со стороны руководства клуба никаких телодвижений не происходит, словно там всех всё устраивает. Мне лично вообще непонятно, что этот весьма посредственный канадский тренер делает в минской команде, при том что летом были свободны два неплохих отечественных специалиста – Александр Андриевский и Андрей Скабелка. Глядя на то, как в этом сезоне играет «Барыс», думаю, многие белорусские болельщики сожалеют о том, что Скабелка не возглавляет их команду. Да я уверен, что тот же Эдуард Зенковец справлялся бы не хуже заокеанского коуча, который, похоже, вообще не особенно понимает, какую игру он хочет прививать своей команде. В конце концов, наверное, поставь в «Динамо» сейчас любого тренера из белорусского чемпионата, и хуже, чем сейчас, точно не будет. Просто потому, что хуже некуда. Дно пробито.
Зато в «Спартаке» отправляют в отставку Вадима Епанчинцева, весьма самобытного и интересного тренера. Да, игра «Спартака» оставляла вопросы, но эти вопросы не только и не столько к тренеру. Которого, к слову, летом не особенно-то и хотели оставлять в команде, несмотря на то, что он после долгой паузы вывел красно-белых в плей-офф. В «Спартаке» не совсем понятная кадровая политика, когда главный тренер по сути вообще отсечён от принятия решений по селекции. Наверняка, если бы он имел право голоса в этих вопросах, то некоторых людей в клубе бы не было.
Есть мнение, что у «Спартака» неплохой состав, и его игровые проблемы связаны именно со слабой работой тренера. Как по мне, спорное суждение. Да, есть ряд неплохих игроков – вратарь Гудачек, защитники Гончаров и Кутейкин, нападающие Ганзл, Филатов, Карсумс, Даугавиньш, Зубов. Но есть и «пассажиры», которые явно едут с ярмарки. Многие трансферные ходы вообще трудно поддаются объяснению. Из последнего - приглашение Энвера Лисина. Человека, который получил компенсацию за разрыв контракта уже от двух клубов КХЛ, и не пригодился даже «Сибири», для которой по нынешним временам любой мало-мальски квалифицированный хоккеист на вес золота. Вообще, с самого начала было такое ощущение, что Епанчинцеву в клубе не особо-то доверяют, и при первой же возможности ему укажут на дверь. Так и случилось. Безусловно, главный тренер несёт ответственность за игру и результат команды, с которыми, положа руку на сердце, у спартаковцев в этом сезоне пока не очень. Но не Епанчинцев главный виновник всех бед команды, и его отставка всех проблем не решит. В этом, к слову, коренное отличие от минской ситуации, где замена Дуайера на условного Скабелку решила бы если не все, то очень многие вопросы.
К менеджменту клубов КХЛ вообще очень много вопросов. Причём не только к априори сомнительным персонажам, но и к таким мэтрам своего дела, как Кирилл Фастовский и Геннадий Величкин. Фастовский в «Сибири» действует в очень ограниченных финансовых условиях, но при этом ему из года в год удавалось создавать в Новосибирске очень боеспособную команду, способную покусать признанных грандов. Но в этом сезоне что-то явно пошло не так. Очевидно промахнулись с легионерами, ни один из которых не оправдал своего приглашения – кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Если Юнттила и Эмертон вообще отбывали номер, то француз Бертран хотя бы старается, и иногда у него что-то получается. Вообще, многие кадровые решения Фастовского вызывают вопросы. Например, отказ от Йонаса Энлунда, который этой команде совсем бы не помешал. В итоге летние ошибки пришлось в пожарном режиме исправлять уже по ходу чемпионата, но, как говорится, поезд ушёл. Начав сезон с 12 поражений, рассчитывать на попадание в кубковую восьмёрку не приходится.
Всё больше вопросов накапливается к Геннадию Величикну. Перед прошлым сезоном он начал вынужденную перестройку команды, связанную с уходом лидеров. Но затем повернул оглобли, решив доехать сезон на старых конях. Геннадий Иванович явно запоздал со сменой поколений, которая, начнись она заблаговременно, можно было бы осуществить более плавно и безболезненно для команды.
Можно отметить несколько весьма спорных решений Величкина в последнее время. На пост главного тренера был приглашён Йозеф Яндач – тренер, никогда ничего не выигрывавший даже на уровне чешского чемпионата, ничего не добившийся во главе своей национальной сборной и имеющий отрицательный опыт работы в КХЛ. Приглашение Яндача априори выглядело не лучшей идеей. В КХЛ терпели неудачу и более маститые зарубежные специалисты, и вряд ли можно ждать чудес от добротного, но всё же довольно среднего чешского тренера.
Есть вопросы и по игрокам. Ещё летом очень неоднозначным смотрелось приглашение Николая Кулёмина. В принципе, можно понять желание Геннадия Ивановича вернуть магнитогорского воспитанника в родные пенаты, но уж больно серьёзную зарплату ему положили, и ожидания от его игры, видимо, соответствующие. Но вряд ли он их оправдает. Некогда яркий и разносторонний игрок в последние годы в НХЛ превратился в узкопрофильного нападающего оборонительного типа, и голевой феерии от него ждать, видимо, не приходится.
Были у Величикина серьёзные трансферные неудачи. Так, буквально у него из-под носа омский «Авангард» увёл Дениса Зернова, за которым этим летом так или иначе охотились почти все гранды лиги. Тот же «Авангард» увёл у Величкина и Павла Варфоломеева. В итоге Варфоломеев всё же приехал в Магнитогорск в обмен на Никиту Пивцакина, но трудно сказать, кто от этой комбинации остался в выигрыше. Варфоломеев пока смотрится в «Магнитке» не слишком здорово и заслуженно получает втыки от Яндача.
Но больше всего, конечно, удивляет расставание с Войтеком Вольски. Это решение очень трудно объяснить. Войтек – третий бомбардир и второй снайпер команды с результативностью 6+9 в 18 матчах. Величкин объяснил этот ход экономическими причинами, а также тем, что нужно было освободить одно легионерское место под чешского центрфорварда Михала Булиржа. Но всё это очень странно. Во-первых, вызывает сомнения кандидатура чеха. Да, он лучший бомбардир чемпионата Чехии, но это вообще ни о чём не говорит. В любом случае, это кот в мешке, и что у него получится в лиге несколько иного плана, неизвестно. Перед глазами пример «Сибири», которая летом, наверное, думала, что ухватила Бога за бороду, подписав лучших форвардов финского чемпионата. Но на выходе получился конфуз. Во-вторых, если уж была крайняя нужда избавиться от кого-то из легионеров, то в команде ведь есть Ииро Пакаринен, Денис Расмуссен или, на худой конец, Мэтт Эллисон, который хоть и имеет хорошую статистику, но является уже довольно возрастным хоккеистом и ему в любом случае осталось не так много играть на высоком уровне. Плюс к тому, Величкин подписал Ника Шора, чья кандидатура пока также весьма загадочна. Вообще, в последнее время Геннадий Иванович принимает много неоднозначных кадровых решений. Можно вспомнить Ника Шауса, который мыслился как замена Крису Ли, но довольно скоро был отправлен в «Куньлунь». Подписывая тёмных лошадок и даже априори средних игроков, очень просто капитально сесть в лужу. На сегодня такая перспектива выглядит вполне реально.