Кен Драйден «Время действовать». Что Вам дороже - деньги или дети?
Прошлой осенью я выпустил книгу, преследуя нетипичную для писателя цель. Я хотел достучаться до одного читателя. Не миллиона или сотни.
Одного.
Книга «Изменения в игре: Жизнь и Смерть Стива Монтадора и будущее хоккея» - это история о любом игроке, будь он любитель, профессионал, звезда или ролевик. Книга о науке, изучающей травмы головного мозга и преображение игры сквозь течение истории. Книга - попытка найти ответ на вопрос: как хоккей, с годами все более зрелищный и захватывающий, делает игроков все уязвимее для травм головы?
Я написал ее для комиссионера НХЛ Гэри Беттман.
Он лицо, принимающее окончательно решение по важным вопросам.
Поэтому я попытался создать книгу, которая поможет ему сформировать основу для реализации кардинальных изменений в лиге в области защиты игроков от травм мозга и сотрясений. Cпустя несколько месяцев с момента выхода книги, услышав множество отзывов хоккеистов и зрителей, я убедился – сейчас, серьезней чем когда-либо, у лиги нет времени для ожидания. Изменения нужны сегодня!
Время для действия – сейчас!
Не «еще» десять лет с этого момента! Сейчас!
Потому что хоккей в современном виде – проблема!
Более быстрые смены звеньев на поле способствуют увеличению скорости игроков, а это влияет на силу столкновения, влияет на масштаб травм: сотрясения, паталогические заболевания мозга, пост-симптомы ,длящееся неделями, месяцами или дольше. Подобные травмы сокращают длительность карьеры и уменьшают потенциал большинства игроков; критически или летально сказываются на жизнях некоторых. На пути к изменениям лежит не недостаток уделенного проблеме времени – наоборот, многие озабочены этой проблемой - а отсутствие инициативы у принимающих решения лиц реализовать «что нужно» здесь и сейчас. Принять решение. Сделать должное!
Поэтому комиссионер должен вступить в игру!
Гэри Беттман - умный, способный, опытный. У него есть авторитет! Возможность требовать реализации изменений, необходимых лиге. Он может установить серьезную ответственность за удары по голове – «Я запрещаю удары по голове. Без вопросов и возражений».
В этом году лига провела большие изменения в правилах «slashing»: «Нарушение в хоккее с шайбой, за которое назначается малый штраф. Оно происходит, когда игрок замахивается клюшкой с целью ударить соперника. Необязательно, чтобы при этом произошел контакт — сама попытка уже является нарушением. А если нанесена травма, то незначительное нарушение превращается в грубое, которое наказывается большим и дисциплинарным штрафом с удалением до конца игры.
В этом году лига гордилась эффективностью внесенных запретов.
Комиссионер может и должен принять решение, не используя «текущие» судебные дела между лигой и игроками, как возможность для отложения изменений. Любые превентивные меры, которые он примет сейчас, не подойдут в качестве доказательства против лиги и не нанесут ей ущерба. А вот медлительность и нежелание действовать на фоне разработанных мер и научных исследований скажутся пагубно на последующие судебные тяжбы.
Хоккей в отличие от футбола имеет осуществимые ответные меры на сложные вопросы. Ответные меры, которые не внесут в игру значительных изменений, если будут применены.
Все просто. Мы наказываем за удары по голове – нет высоко задранным клюшкам, нет локтям. В прежние времена подобные действия приводили к рассечениям. Однако, если не было крови, казалось, что нет и травмы. Сейчас мы знаем, что это не так. Мы знаем, что внутренние, незаметные повреждения намного опаснее.
Необходимые изменения нельзя характеризовать как революционные. Они будут эволюционные. Они принесут изменения в игру. А решение-то не сложное! Нам следует всего лишь запретить все удары по голове.
Мозгу наплевать - ударили клюшкой или локтем, плечом или кистью, намеренно или нет, по правилам или грязно. Мозгу наплевать! Он неминуемо страдает.
Большинство журналистов, с которыми я говорил c момента выхода книги, или прохожих, останавливающихся поговорить со мной на улице или в аэропорту, имеют детей. Заботливый родитель, затевающий разговор о детях или участвующий в нем, больше всего обеспокоен неизвестностью.
Они боятся, что их маленькие хоккеисты порвут крестообразные связки и распрощаются с мечтами о профессиональном хоккее, а затем проживут жизнь, полную сожаления на хромых ножках. Но еще сильнее они переживают за возможность «малышом» получить травму мозга и оставшуюся жизнь провести… Овощем.
Участвуя в публичных беседах, я всегда задаю три вопроса. Сколько из вас получали сотрясение мозга? Руку поднимают примерно 30 процентов. Что по поводу ваших детей и внуков? 50 процентов. Наконец, доходит до друзей, приятелей кого-либо «близкого» или «приятного» человеку. 70-80 процентов рук в воздухе. Для этих людей травма мозга не «ошибка». Это часть их личного. Часть их жизни. Поэтому они понимают риски.
Особенно чутко относятся к этой “проблеме” фанаты в соц.сетях и «новостники». Они знают игру. Они живут ей. Любят ее. Они выучили множество значимых жизненных уроков благодаря хоккею и передали большинство из них их детям. Поэтому для них это серьезная вещь, а не «новостная возня вокруг командного вида спорта». Они знают все «за и против». Они владеют профессиональными знаниями об игре. Они знают, что сильное, сшибающее с ног столкновение или удар возбуждает каждого игрока команды, делает из него дикаря, желающего съесть нутро противника. Они считают, что если парень летит вниз башкой – он заслужил это. Они знают, что драка – это так захватывающе, потому что это захватывающе! Они прошли через это. Прочувствовали.
Два парня рубятся с друг-другом, чтобы доказать себе и команде – мы готовы биться за вас парни!
«Это жесткая игра, мужик! Мужская игра!” – так они говорят.
Счет на табло говорит только о цифрах. Но игра… Она бросает множество личностных вызовов. Справиться с вызовом с помощью грубого физического контакта – способ продемонстрировать свою гордость!
Такие ребята обычно болеют за местные клубы. Они делают обзор прошедшего матча и дают прогнозы на следующий. Они склонны рассуждать о травмах головного мозга как о событии, что повлияет на расстановку сил в сезоне. И только. Они общались с молодыми игроками, едва-едва пополнившими состав клуба НХЛ. Они общаются с ними и годы спустя, когда их мозг немного разжижился, а язык заплетается. Они знают, что происходит с игроками. Они грустят из-за этого. Они тоже бы разозлились и пожелали бы изменить систему, если бы знали, как это сделать, и в чем истинная причина, но они не знают. Нет смысла злиться на то, чего ты не понимаешь. Но если дать этим парням пищу для размышлений… Дать им другой взгляд на сложившуюся ситуацию… Показать им возможные пути решения проблемы… Изменить привычный взгляд на лигу. Показать другой подход… Дать им лучший, возможный, осуществимый путь. Никаких ударов по голове и точка! Объяснить им «как»… Они будут спорить, пережёвывать и думать. Все также. Но их поле рассуждения расширится одной важной мыслью.
После выхода книги я получил два неожиданных письма.
Первое от Рея Ферреро, парня, сыгравшего в более 1200-х матчах за карьеру; одного из лучших аналитиков нашего времени. Мы никогда не были знакомы.
Он написал о сыне. Парню 26 лет. Зовут Ландон.
“Он форвард. Подписал двухлетний контракт с Миннесотой этим летом. Он постоянно был с шайбой в детстве ,поэтому всегда был мишенью для защитников. Я ненавидел это. Это не хоккей, который я любил. У моего малыша одно задокументированное сотрясение, но их намного больше ,как мне кажется, ведь он играет 16 лет. Я полностью поддерживаю ваше намерение внести изменение в игру. Я ошеломлен людьми у власти ,что держатся за подобный ,жестокий порядок. Они препятствуют развитию иного пути.”
Другое письмо пришло от Скоти Боумэна. Рекордсмена НХЛ по выигранным матчам. Победитель кубка Стэнли в каждом из трех последних десятилетий. 9 всего. 5 из них мы завоевали вместе.
Лучший тренер по хоккею на все времена, возможно, лучший тренер среди всех видов спорта.
“Я заканчиваю чтение Вашей книги… Надеюсь и верю, она окажет значительное влияние на будущее хоккея. Мой 12-ий внук только-только оправился от сотрясения, и мой сын и его жена в дальнейшем будут относится к игре настороженнее.”
После посыпались еще письма.
Выделю одно из них.
Автор: Терри Грэгсон. Судья с 25-им стажем, 1427-ю матчами за плечами - 8 результат в истории. Вице-президент и директор по судейству с 2009-2013.
В письме он описал встречу управляющих, судей и игроков во время локаута 2004-05 года для обсуждения самой спорной ошибки, происходящей на льду – блокировки, и регламентации стандартов исполнения этого приема. Когда игра началась, упомянул он, «мы столкнулись с некоторыми трудностями», но «мы притерли шероховатости и прошли через это». Этот случай он выделил как доказательство того, что «изменения осуществимы и придут, если каждый подпишется за внесение изменений», а также, сказал, что «этот случай прекрасно демонстрирует способность игроков и администрации подстроится под технические и культурные изменения, встающие на пути лиги».
Он выдвинул одно простое предложение. Измените главу в книге правил НХЛ « О неправильном контакте с головой» на «Контакт с головой». «Правильного» контакта с головой существовать не должно.
Писал и владелец крупнейшего хоккейного агентства в мире. В списке клиентов: Ник Лидстром, Яроми Игинла, Крис Пронгер, Аль Макиннис и Пэт ЛаФонтейн. Среди нынешних клиентов - Хенрик Лундквист, Эрик Карлссон, Стивен Стамкос, Дрю Даути.
«Какими бы не были правила – мы всегда остаемся фанатами. Мы хотим лучшей судьбы для наших игроков, как на льду, так и за его пределами. Сейчас и в будущем. Я работал с хоккеистами, которые закончили карьеру из-за травмы головы. Я бы никогда не хотел этого видеть. Такой исход – совсем необязателен. Я полностью поддерживаю ваше предложения. И игроки, и тренеры, и судьи – все об одном! Неожиданно!
Мы видели ,мы учились, мы делали. Но времена изменились! Мы обязаны снова разучиться, откатиться назад, затем переучиться и переделать. Это достижимая цель! Современный хоккей перерос наследие прошлого. Сделать хоккей более безопасным необходимо. Никто не говорит, что это будет легко!
Во время просмотра очередного матча обратите внимание на игру. Не на родную команду, а на игру целиком. Хоккей превратился в американский футбол, только без ограничительных линий: каждый игрок и квотербек, и принимающий, и полузащитник, и обороняющийся. Если Вы посмотрите внимательно – то заметите, что ударов по голове не так уж и много. Поэтому, если мы уберем их вовсе – это не окажет влияния на игру и дух соперничества. Игра останется игрой. Вы также заметите, что рвущиеся вперед игроки, шайба летающая меж клюшек – все происходит с той же захватывающей дух скоростью!
Года, что игроки проведут на льду – дети, подростки, юниоры, профессионалы – изменились! Тренировки, игры, лучшие тренеры, специальные клиники, персональный подход: все это уже «на льду». Для живущих старыми представлениями о хоккее, идеалами старой игры: не знают, что именно вы себе представляете… Смотрите. Наблюдайте. Замечайте!
Закон Мура говорит, что мощность компьютерных чипов удваивается каждые два года, что равно периоду, необходимому для появления следующего поколения хоккеистов. Изменения – это норма нашего времени! Как будто внезапно креативность ума и ловкость рук догнали скорость коньков. Я наблюдал за этим процессом чуть по чуть, год за годом. И наконец! Вот оно. Несомненно. Вот она игра. Не фантазийные видения о том, какая она должна быть, а-ля «игра есть игра, и игра неизменна». Это хоккей уровня НХЛ. Он должен меняться. Небеса не обрушатся.
Не верите мне?
Посетите местный каток в Москве или Миссиссага, Онтарио, Скоттсдейл или Аризоне - родном городе Остона Мэтьюза. Посмотрите, как играют детишки. Они пытаются - и никогда не сдаются - вот их сильная сторона. По закону хоккейной истории среди них всегда найдется паренек,созревший раньше остальных, что все время проводит с шайбой и прокладывает себе дорогу на льду; очень большой и сильный по сравнению с остальными. И вот он поднимает голову и видит , как его товарищи по команде прорываются в открытую зону, двигаясь еще быстрее чем он, он отдает им шайбу, они перемешаются с ней , в моменте видят,что он также не терял времени даром и нашел выгодную позицию рядом с воротами, и отдают пас обратно. Руки, ноги , голова. Все синхронизированно. Скорость передвижения ошеломляет! И это десятилетки! Невероятно!
О чем они думают в свободное от игры время ? О чем фантазируют? Все, как и у остальных детей. Они мечтают стать героями. Они хотят быть как игроки НХЛ. Эти детишки редко могут посмотреть целый матч - у них нет времени. Вместо этого они смотрят лучшие моменты игры в Youtube или по кабельному. Мне захотелось узнать содержимое роликов ,которым они посвящают свое внимание. Что они видят? Поэтому я выделил два воскресенья на просмотр лучших моментов. В первое я увидел нарезки лучших моментов 11ти игр, а в них… Одну драку, одну травму, пять или шесть “спасений”( потому что Carey Price вернулся после травмы) и 27 голов. Во второе… На 8 игр - одна травма , несколько стычек, четыре “спасения”, пять пропущенных шансов(демонстрация засухи Buffalo Sabres) и 24 голов. Одному из них предшествовала великолепная комбинация из 12 пасов.
Вот что видят мальцы. Вот что проносится в их головах перед тренировкой. Вот что они будут оттачивать во время тренировки ,когда появится время на персональную работу, конечно же ,добавив к каждому движению что-нибудь “свое”. И спустя пару дней попробуют все это в игре.
Вот их желанная магия. Вот магия ,которую они хотят творить. Голевые пасы,комбинация из 12 пасов перед голом, отважный сейф… Не удары по башке, переломы и трещины. И раз они желают творить волшебство - мы должны им помочь! Это суть современного хоккея и хоккея будущего! Игрокам необходим хорошо функционирующих мозг для успешных выступлений!
Очень многое стоит на кону ! Хоккей важен! Когда финансовый кризис 2008 года спровоцировал экономическую смуту на земле, стало ясно,что без укрепления банковской системы мы попадем в глубочайшую яму, несравнимую с первоначальной. Если по простому- некоторые банки стали настолько важными ,что без их правильного функционирования дальнейшее существования системы стало невозможным.
Спорт менее сложная система,но посетите любой каток местной команды в субботнее утро, и вы поймете ,что хоккей невероятно важен. Вне зависимости от сложности системы. Не только для фанатов и спортсменов. Для всех нас. Для нашего инстинкта идти сообща к какой-то общей позитивной цели. Желания ,что практические нигде не релизуется,кроме спорта и ничем иным,кроме спорта.
Можем ли мы допустим крах хоккея? Нет. Важен ли он настолько ,чтобы не допустить его крах? Да. Но важен ли настолько,чтобы изменить его? Нет. Важно не изменить хоккей. А изменить одну его сторону! Это по силам Гарри Бетману! Комиссионер может переждать почти любую проблему. Но придут другие. Средства массовой информации заскучают и “уйдут”. Некоторые останутся под влиянием лиги. Но временами один момент не похож на следующий.
В один из последних дней Февраля на канале программе Реальный спорт («Real Sport») показывали эпизод про НХЛ. Посыпались злобные комментарии. Увидевшие серию тыкали пальцем! Сколько жесткости! Мнение комиссионера о CTE(Chronic traumatic encephalopathy) -хроническая травматическая энцефалопатия- общее название для не воспалительных заболеваний головного мозга- и реальность брякнули друг о друга.
Многие годы по телевизору мы видели руководителей табачных компаний, отказывающихся признавать связь рака и курения. Годами мы слушали неубедительные речи. Затем все изменилось.
Без предупреждения. Те же люди говорят те же вещи, но все выглядит иначе. Публика, будто на кануне вечером, изменила мышление: «курение провоцирует рак, а рак убивает людей». Мнение о руководителе сформировано и укоренено : «он лжец». Все покатилось с горы. Беспрецедентное освещение в средствах массовой информации, общественное возмущение, правительственные слушания. Появился дискомфорт при встречах с соседями, членами одного клуба или знакомыми лицами, которые питаются в тех же ресторанах. Поменялось восприятие своих друзей по бизнесу. Это смущало. И еще хуже...
С хоккеем получилось тоже самое. Публика решила: «Удар по голове - не очень хорошая вещь».
Сейчас поворотный момент для комиссионера Беттмана и лиги. Они могут продолжить отпираться, как это было в прошлом, все это выглядит с каждым днем все менее приятно… Современные средства массовой информации, например, эпизод программы «Реальный спорт», продолжат усиливать негативный фон, тянущийся за проблемой, и что еще намного хуже – игроки продолжать страдать, получая ломающие судьбу травмы, которых не заслужили. А родители потенциальных хоккеистов примут решения в сторону другого вида спорта.
Или они примут другой путь. Ведь ответ прямо перед ними. Никаких ударов по голове – без исключений.
Это срочное, осуществимое решение, к которому игроки и тренеры привыкнут практически мгновенно. Комиссионеру не стоит переживать о том, что фанаты «старого» подхода к игре отвернутся от лиги – поклонники, медиа, некоторые в штабах НХЛ.
Послушайте о чем они говорят. Говоря о сильном столкновении, они чаще всего не сводят все к одной из шаблонных фраз: «Это часть игры». Они опишут произошедшее «Это удар головой». Они любят старую игру, но не меньше любят техничность и скорость новой.
Когда язык меняется – мозг начинается меняться в след, и история начинает меняться. Происходят перемены. Будущее может стать лучшим периодом для лиги, игры , игроков и комиссионера. Нет ничего – повторюсь – ничего, что стоит на его пути перед осуществлением необходимого. Зацикливаться на судебных процессах – значит бороться с прошлым, чтобы выиграть прошлое и в прошлом. А нам необходимы победы в будущем.
На посту комиссионера необходимо чередовать периоды управление с периодами лидерства.
Пришло время быть лидером. Пришло время вести за собой. Серьёзнейшая проблема! У которой есть выход! Что может быть лучше?
Я разогрел публику для Гари Беттмана. Зрители, родители, хоккейные медиа готовы.
Игра началась!
Оригинал статьи на английском.
Фото: BRUCE BBRUCE BENNETT STUDIOS/GETTY IMAGES