Искусство покупать
Пока в НХЛ наступило некое затишье, а клубы взяли паузу и не делают громких обменов, вспоминаем самые знаковые обмены в истории. Обмены, которые позволили команде из середняка превратиться в чемпиона.
На свете еще не было настоящего хоккейного фаната, который не представлял бы себя в роли генерального менеджера (а вы думаете, почему фэнтези-турниры столь популярны?). Мы все думаем, что можем провернуть Сделку, которая превратит команду в настоящего контендера или даже обладателя Кубка Стэнли. На самом деле, и это вам скажет любой генменеджер, сделать это очень непросто.
Большие сделки – это азартные игры. Просто спросите генменеджеров «Филадельфии» Пола Холмгрена или «Сан-Хосе» Дуга Уилсона, которые провернули самые серьезные обмены в прошедшем месяце после не самого удачного выступления их команд в плей-офф. Оба понимают, что их будущее будет зависеть от того, как эти трейды скажутся на команде.
Так вспомним же самые удачные сделки, которые резко усилили команды – некоторые пошли на пользу обеим сторонам, от некоторых выиграла только одна команда.
9 августа 1988: «Эдмонтон» обменял Уэйна Гретцки, Марти Максорли и Майка Крушелниски в «Лос-Анджелес» на Джимми Карсона, Мартина Желину, три выбора в первом раунде драфта и денежную компенсацию.
Ни одна сделка в истории НХЛ не имела (а, возможно, и не будет иметь) такого результата как эта. Гретцки только что довел «Ойлерс» до четвертой победы в Кубке Стэнли за пять лет, и команда была на пике успеха. Но владелец Питер Поклингтон решил, что Уэйн, чей контракт истекал через год, не продлит соглашение и решил обменять его. В партнеры он нашел владельца «Кингс» Брюса Макнэлла, который искал серьезное усиление для команды, никогда не хватавшей звезд с неба.
Сделка стала настоящей бомбой в спортивном мире. Идея, что Грецтки может покинуть Западную Канаду ради Южной Калифорнии, повергла канадцев в шок. «Короли» отдали Карсона, 20-летнего игрока, который забил 50 голов; Желину – многообещающего молодого форварда; выборы в первом раунде драфтов 1989, 1991 и 1993 годов и 15 миллионов долларов за величайшего хоккеиста в истории игры и пару ветеранов в лице Максорли и Крушелниски.
Сделка, без сомнения, оказалась в пользу «Кингс». Гретцки сразу же сделал команду самой посещаемой в Южной Калифорнии. «Короли» переиграли «Ойлерс» той весной в плей-офф, а в 1993 году Уэйн привел команду к единственной победе в Конференции в ее истории.
Еще большее значение играло поведение Гретцки вне льда. Развитие хоккея на юге может быть самым большим наследством Уэйна, даже несмотря на все рекорды, которые он удерживает до сих пор.
«Нефтяники» восстановились после поражение в плей-офф-1989 и вновь выиграли Кубок Стэнли в 1990 году – их пятый трофей за семь лет. Но с тех пор победы оставили их, а с 2006 года команда и вовсе не попадает в плей-офф.
4 октября 1991: «Рейнджерс» обменяли Берни Николса, Стивена Райса и Луи ДеБрюска в «Эдмонтон» на Марка Мессье и выборы на драфтах.
Спустя три года после обмена Грецтки, настало время уйти и Мессье. Марк сохранил свой звездный статус после ухода Уэйна и довел команду до Кубка Стэнли-1990. Но, после поражения в 1991 году в финале Конференции от «Миннесоты», Мессье потребовал пересмотреть свой контракт, отказался играть после того, как не получил желаемого и был обменян в «Рейнджерс» через несколько недель. За него отдали Николса и пару проспектов, один из которых (Райс) был выбран в первом раунде.
Генменеджер «Рейнджерс» Нил Смит, чья команда не выигрывала Кубок Стэнли с 1940 года, уже отчаялся найти кого-нибудь, кто сможет научить клуб побеждать, а не удовлетворяться попаданием в плей-офф.
И Мессье показал, что его не устраивает никакой результат кроме победы. В первой же игре он сравнял счет в третьем периоде в победном для «Рейнджерс» гостевом матче с «Монреалем» (2:1 ОТ). Он привел команду к первому «Президентс Трофи» в ее истории в сезоне-1991/92. Два года спустя он забил победный гол в седьмом матче и прервал самую длинную чемпионскую засуху в истории НХЛ. Сейчас его величают в Нью-Йорке не иначе как «Капитан», и он считается одним из самых выдающихся лидеров на хоккейной площадке.
«Нефтяники», которые также раздали других творцов династии – Гранта Фюра, Пола Коффи и Яри Курри - добрались в 1992 году до финала Конференции, где проиграли «Чикаго», а потом не могли попасть в плей-офф до 1997 года. Николс провел только 95 матчей до своего обмена в «Нью-Джерси», а ни Райс, ни ДеБрюск не смогли стать значимыми игроками для команды.
6 декабря 1995: «Монреаль» обменял Патрика Руа и Майка Кина в «Колорадо» на Андрея Коваленко, Мартина Ручински и Жослена Тибо.
Руа был ключевым игроком «Монреаля» в победных 1986 и 1993 годах, выиграв «Конн Смайт Трофи» в обоих случаях. Его время в команде подошло к концу, когда он устроил скандал после домашнего поражения от «Дейтройта» (1:11), по ходу которого Патрик был заменен. По дороге в раздевалку он заявил президенту Рональду Кори, что провел последнюю игру в свитере «Канадиенс».
Через четыре дня клуб обменял Святого Патрика и капитана команда Майка Кина в «Эвеланш», которые только переехали из Квебека. В обмен получили пару молодых форвардов и многообещающего (к тому же французского канадца) вратаря Жослена Тибо, 20-летнего игрока, которого «Нордикс» выбрали под общим 10-м номером в 1993 году.
Для «Лавин», молодой команды, только начинавшей путь наверх, Руа стал последним кусочком пазла. Он добавил к своей коллекции третье кольцо чемпиона, приведя «Колорадо» к первой победе в истории, сумев отстоять на ноль в четвертой игре против «Флориды» (1:0), которая затянулась до третьего овертайма. В 2001 году он привел команду к еще одной победе и закончил карьеру через два года в звании самого побеждающего вратаря в истории.
Для «Монреаля» все сложилось не так удачно. Все три игрока, которых получили «Канадиенс», провели долгие карьеры, но никто не смог принести успех «Хабс».
15 мая 1967: «Чикаго» обменял Фила Эспозито, Кена Ходжа и Фреда Стэнфила в «Бостон» на Жиля Маротти, Пита Мартина и Джека Норриса.
Появление в 1966 году Бобби Орра вернуло «Брюинс» к жизни, несмотря на то, что команда в том сезоне в восьмой раз подряд пролетела мимо плей-офф. Тем временем «ястребы» впервые в истории выиграли регулярный чемпионат, но оступились в первом раунде плей-офф и посчитали, что им необходимы перемены.
Они остановили свой выбор на Маротти, который впечатлил многих своими силовыми приемами. Со Стэном Микитой в роли основного центрфорварда и великолепным бомбардиром Бобби Халлом на левом крыле атаки, «Хоукс» решили обменять Фила Эспозито. Обменять 25-летнего центра с большим атакующим потенциалом и добавить Ходжа и Стэнфила, которые далеко не всегда попадали в состав.
«Брюинс» отправили в обратном направлении Маротти, техничного центра Мартина и резервного голкипера Норриса, что сейчас признается как одно из самых больших «надувательств» в истории.
Не без помощи Орра, Эспозито начал бить бомбардирские рекорды, завоевав звание лучшего снайпера пять раз за следующие восемь лет. Ходж, который играл с ним в одном звене, превратился в бомбардира, забивающего по 50 голов, а Стэнфил стал идеальным центрфовардом второго звена, который забивал минимум 20 голов и набирал не менее 54 очков шесть сезонов подряд. Это трио стало одним из важнейших факторов, позволивших «Брюинс» победить в 1970 и 72 годах.
Мартин провел 11 неплохих сезонов в «Чикаго», но Маротти так и не стал тем игроком, которым его видели в «Хокс», а Норрис провел лишь 10 игр за «ястребов». «Чикаго» входил в число лучших команд лиги в 70-х, но, если бы не произошло этого обмена, они могли бы не ждать Кубка Стэнли до 2010 года.
4 марта 1991: «Хартфорд» обменял Рона Фрэнсиса, Ульфа Самуэльссона и Гранта Дженнингса в «Питтсбург» на Джона Каллена, Зарли Залапски и Джеффа Паркера.
Проведя более чем две декады в НХЛ, в сезоне-1990/91 «Питтсбург» стал подавать признаки жизни. Но, несмотря на то, что в клубе были такие звезды как Марио Лемье и Пол Коффи, команда все еще нуждалась в усилении. В первую очередь, речь шла о сильном центре для второго звена и защитнике-домоседе.
Они предложили Каллена, который удачно замещал травмированного Лемье, и неплохого атакующего защитника Залапски. Когда Марио пошел на поправку, Крэйг Патрик сделал то, что и должен делать хороший генеральный менеджер – продал избытки, чтобы удовлетворить потребности. То есть отправил Каллена, Залапски и Паркера в «Хартфорд», получив Фрэнсиса и Самуэльссона.
Но даже Патрик не мог предположить, как все удачно сложится. Фрэнсис в роли центра второго звена, Самуэльссон, который прекрасно расчищал пятачок, Лемье впереди – «Питтсбург» начал поход за первым Кубком Стэнли в своей истории. Этот успех они смогли повторить и в следующем году.
Каллен набрал 16 очков в 13 играх за «Уэйлерс» в конце сезона-1991/92, добавил 77 очков на следующий год, но был обменян в «Торонто», где в 1997 году его карьера неожиданно прервалась, так как у него была обнаружена лимфома. Через 18 месяцев он постарался вернуться, получил «Билл Мастертон Трофи» и окончательно повесил коньки на гвоздь. Залапски забросил 20 голов в первом сезоне, набрал 65 очков во втором, но в будущем никогда не набирал более 37 баллов за результативность, хотя закончил профессиональную карьеру лишь в сезоне-2009/10.
2 января 1992: «Калгари» обменял Дуга Гилмора, Джейми Макоуна, Кента Мандервилля, Рика Наттресса и Рика Уомсли в «Торонто» на Крэйга Берьюба, Александра Годынюка, Гари Лимана, Мишеля Пети и Джеффа Риси.
«Флэймс» до сих пор вспоминают команду начала 90-х. Генменеджер «Торонто» Клифф Флетчер, который собрал команду-победительницу в Калгари, перебрался в «Торонто» и обчистил бывшую команду, забрав Дуга Гилмора – результативного центра, который не чурался черновой работы, двух полезных защитников в лице Макоуна и Наттреса и хорошего бэкапа Уэмсли. Лиман, способный забивать 50 голов за сезон, стал центральной фигурой в составе «огоньков», но никто из других пяти игроков не сыграл в команде важную роль.
Сделка же позволила «Лифс» дойти до финала Конференции в 1993 и 94 годах. «Огоньки» пропустили плей-офф-1992 и не выиграли ни одной серии в играх на вылет до 1994 года.
20 июня 1992: «Филадельфия» отдала Рона Хекстолла, Стива Дюшена, Керри Хаффмана, Майка Риччи, Петера Форсберга, Криса Саймона, два выбора в первом раунде драфта и денежную компенсацию «Квебеку» за права на Эрика Линдроса.
«Нордикс» выбрали Линдроса под общим 1-м номером на драфте-1991, хотя он и просил их не делать этого, так как не хотел играть в Квебеке. Эрик пропустил сезон-1991/92, выступая в низших лигах и в составе сборной Канады на Олимпиаде, пока «Квебек» не решил обменять его.
Обмен Линдроса омрачил драфт-1992 в Монреале. Сначала «Нордикс» достигли договоренности с «Филадельфией», потом пытались передоговориться и принять вариант «Рейнджерс». Десять дней спустя арбитражный суд постановил, что легальной была сделка только с «Филадельфией».
С самого начала было понятно, что на льду Линдрос будет соответствовать выданным авансам. С хорошей скорость, умелыми руками и огромными размерами он быстро стал звездой, выиграв «Харт Трофи» в 1995 году.
Но для «Нордикс» все сложилось тоже неплохо. Ключевым для них стал Форсберг, бывший выбор «Флайерс» в первом раунде драфта. К тому времени, когда команда переехала в Денвер в 1995 году, швед уже стал звездой и важной причиной, по которой «Эвеланш» выиграли чемпионский титул в первый же год.
Линдрос довел «летчиков» до финала в 1997 году, но только для того, чтобы уступить «Детройту». Начиная с 1998 года, он получил несколько сотрясений, который и поставили крест на его карьере. Эрик пропустил весь сезон-2000/01, но смог доиграть до 2007 года, когда окончательно повесил коньки на гвоздь, успев к тому времени набрать 865 очков в 760 играх.
6 июня 1986 года: «Ванкувер» обменял Кэма Нили и выбор в первом раунде драфта в «Бостон» на Барри Педерсона.
Разговор о том, что не стоит разочаровываться в игроке слишком рано.
«Кэнакс» выбрали Нили, уроженца Британской Колумбии, под общим 9-м номером на драфте-1983 и позволили ему дебютировать в НХЛ в 18 лет. Он набирал 31, 39 и 34 очка за следующие три сезона в «Ванкувере», при этом набрав 137 и дважды по 126 минут штрафного времени. Также тренер Том Уотт не был впечатлен игрой молодого форварда в обороне. И на 21-й день рождения «Кэнакс» отправили его, присовокупив выбор в первом раунде драфта (общий 3-й номер), в «Бостон» в обмен на Педерсона, который забросил 129 шайб в период с 1981 по 1984 года.
Нили стал образцом силового форварда, забросив 36 голов в первом же сезоне и доведя команду до финала Кубка Стэнли в 1988 и 90 годах. На его счету было три сезона с 50 голами, пока травма колена не заставила его закончить в 1996 году. Педерсон забросил 24 гола в первом сезоне за «Ванкувер», но в будущем так и не смог больше ни разу преодолеть рубеж в 20 голов. Еще обиднее, что на драфте «Бостон» использовал полученный пик на Глена Уэсли, который стал звездным защитником и провел в НХЛ 20 лет.
10 марта 1980: «Лос-Анджелес» обменял Батча Горинга в «Айлендерс» на Дэйва Льюиса и Билли Харриса.
Иногда не так важно насколько сильного игрока ты получаешь, гораздо важнее то, насколько удачно он вписывается в команду. Такова ситуация была с Горингом, чье появление стало последним кусочком пазла для клуба из Нью-Йорка.
Горинг был скоростным форвардом, которому исполнился 31 год и который набирал по очку за игру прошлые четыре года. Но в «Лос-Анджелесе» посчитали, что смогут найти ему замену и обменяли Горинга в дэдлайн на Харриса и Льюиса, которые способствовали развитию команды.
Скорость и техника Горинга сделали его прекрасным центром для второго звена команды, в которой уже были звезды вроде Брайана Троттье и Майка Босси. Он успел набрать 11 очков в 12 играх регулярки, а потом отметился 19 баллами за результативность в победном походе за Кубком Стэнли.
Его бомбардирские показатели уже не дотягивали до показателей времен «Лос-Анджелеса», но Горинг припасал свои силы для плей-офф, выиграв «Конн Смайт Трофи» в 1981 году, а также став важной фигурой в следующие победные сезоны. «Островитяне» отпустили его в «Бостон» в сезоне-1984/85, по окончанию которого Батч и закончил карьеру.
Харрис забросил за «Кингс» 20 голов в сезоне-1980/81, но больше не приблизился к этому результату, повесив коньки на гвоздь в 32 года. Льюис оставался неплохим защитником до окончания карьеры в 1988 году.
26 мая 1976: «Бостон» обменял Кена Ходжа в «Рейнджерс» на Рика Миддлтона.
Как и в сделки с Кэмом Нили, «Брюинс» получили восходящую звезду в обмен на игрока, чьи лучшие годы остались позади.
У этой сделки были свои корни, которые тянулись с 1975 года, когда «мишки» и «Рейнджерс» обменялись звездами – Фил Эспозито и Кэрол Вэднайс отправились в Нью-Йорк в обмен на Жана Рателля и Брэда Парка, что в то время, возможно, стало самой шокирующей сделкой в истории. Эти команды были непримиримым конкурентами, и фанаты с обеих сторон были ошеломлены.
Эспозито прекрасно чувствовал себя в одном звене с Ходжем и хотел, чтобы его старый партнер присоединился к нему в Нью-Йорке. В обмен клуб отдал 23-летнего скоростного и результативного Миддлтона.
К сожалению для «Рейнджерс», они обменяли будущее на прошлое. Миддлтон забросил более 400 шайб за «Бостон». Он помог «Брюинс» дойти до финала в 1977 и 78 годах, а также помогал команде удерживаться в числе элитных клубов в 80-х.
Другая сторона сделки не оправдала ожиданий. Ходж набрал 62 очка в сезоне-1976/77, но «Рейнджерс» не попали в плей-офф. Потом он был отправлен в низшие лиги после неубедительного старта в следующем сезоне и больше не вернулся в НХЛ.
His time in Montreal came to an end, though, when he stormed off the ice after being pulled during an 11-1 home loss to Detroit and on the way to the locker room told team president Ronald Corey that he had played his final game for the Canadiens.