Берни Джеффрион
16 декабря 1950 года-одна из наиболее значительных дат в истории "Монреаль Канадиенс". В тот день в красно-синей форме дебютировали две легенды-правый крайний Берни Джеффрион и центрфорвард Жан Беливо.
Но если Беливо была открыта дорога в первую пятерку лучший центрфорвард Элмер Лэч постарел и через несколько лет завершил карьеру,- то Джеффриону с амплуа не повезло. На его позиции играл кумир "Форума" - Морис Ришар.
О том,чтобы сместить Бога с Олимпа и думать было нечего. Но Джеффрион по части темперамента ни чуть не уступавший "Ракете", а по его честолюбию, возможно и превосходивший его, не желал мириться с подобным положением дел...
Бернар Жозеф Андре Джеффрион родился 16 февраля 1931 года в Монреале. Он начинал свою профессиональную карьеру в юниорской команде Лаваля. Первый полный сезон-1951/52 принес Берни, его первую личную награду - Колдер Трофи, которым лига оценила 54 очка (30+24) новичка в 67 матчах. В 1953 году его вклад в чемпионство "Канадиенс" был более чем весом-6 шайб и 4 передачи в 12 матчах плей-офф.
В регулярном чемпионате-1953/54 Джеффрион из-за травмы провел всего 54 встречи, но набрал в них 54 очка (29+25). Именно за забивные качества, за мощнейший и прицельный щелчок, а также за постоянное стремление атаковать ворота соперника Берни получил прозвище "Бум-Бум", постепенное ставшее чуть ли не основным именем форварда. Болельщики любили Джеффриона за потрясающую заряженность на борьбу, высокий дух соперничества, но в 1955 году "Бум-Бум" попал "Форуму" в немилость.
За три матча до окончания регулярки Морис Ришар, который к тому времени лидировал в списке лучших бомбардиров лиги, нанес знаменитый удар линейному арбитру, за что был дисквалифицирован лигой до конца сезона.
Болельщики попросили обладателя второй строчки Джеффриона сдержать свой атакующий пыл, дабы "Ракета" смог завершить чемпионат во главе списка. Однако Берни не пожелал уступать своему партнеру и одновременно конкуренту. В последней встрече он заработал 75-е очко (38+37) и опередил Ришара на один-единственный балл и завоевал Арт Росс Трофи.
Болельщики в негодовании освистывали посмевшего посягнуть на кумира дерзкого форварда. Отношения между болельщиками и Джеффрионом оставались напряженными несколько следующих сезонов, но самоотверженная и результативная игра форварда не могла не смягчить сердца почитателей "Канадиенс".
Позднее он был правым крайним нападающим. Джеффриону с одной стороны страшно повезло играть в одно время с мега-звездами хоккея: Морисом Ришаром, Энли Бетгейтом и Горди Хоу. С другой стороны, несмотря на его яркий и несомненный талант, они явно затмевали его. Даже выиграв в 1955 году престижнейший "Арт Росс Трофи", Джеффрион оказался лишь во втором составе команды "Всех Звезд", тогда как Ришар – в первой.
По этому поводу "Бум Бум" Джеффрион высказался так: "Я чувствовал тошноту, это было ужасно… Мне больно даже думать о хоккее, я хочу уйти. Если бы не визит Жана Беливо и Мориса Ришара, я бы ушел. Ведь оказаться в первом составе команды "Всех Звезд" не чрезмерно много для человека, заработавшего больше очков, чем кто-либо еще..."
За 16-летнию карьеру Берни девять раз ломал нос, на его лицо в общей сложности было наложено 400 швов, он частенько имел проблемы с желудком и даже перенес несколько операций, но никогда не терял бодрости духа. Однажды на тренировке в 1958 году "Бум-Бум" в безобидной ситуации столкнулся с партнером. Проехав еще несколько метров, форвард упал без сознания. Клубный доктор не мог нащупать его пульс в течении 15 секунд и дабы спасти жизнь, распорядился поднять пострадавшего за ноги головой вниз, чтобы кровь прилила к мозгу.
Прием сработал и через несколько минут скорая увозила Джеффриона в ближайший госпиталь. Диагноз-прободение кишки, потребовалась срочная операция, шансы Берни на выживание оценивались не очень высоко. К счастью Джеффрион смог не только разминуться со смертью, но и вернуться в большой спорт, чтобы продолжить свой "Бум-Бум" на площадках НХЛ.
Вопреки рекомендациям врачей, он решил помочь партнерам в финале плей-офф-1957/58 против "Бостон Брюинз". В первой же игре он забил гол и отдал результативную передачу, а при счете-3:2 в серии забросил "золотую" шайбу, принеся "Канадиенс" юбилейный 10-й Кубок Стэнли. О том случае с неджентльменским "антиришаровским" поведением никто уже не вспоминал.
Когда же в сезоне-1960/61 Джеффрион на льду "Форума" забил 50-й гол в регулярном чемпионате, тем самым став вторым игроком в истории НХЛ, вслед за Ришаром, кому удалось достичь этой планки,"Форум" устроил Берни 10-минутную стоячию овацию. Его 95 очков (50+45) дали основание лиги вручить ему Харт Трофи.
Джеффрион поиграл еще три года, затем перешел в иную стезю, став наставником "Квебек Эйсез", а через пару лет тряхнул стариной в "Рейнджерс". Из "Монреаля" он ушел в основном из-за того, что клуб покинули его товарищи – Ришар закончил карьеру, а Дага Харви продали "Рейнджерс".
В 1972 году он был назначен главным тренером "Атланты Флэймз". В Атланте он провел два с половиной года, став в последствии вице-президентом клуба. Он вывел "Флэймз" в плей-офф. Берни любил Атланту, хотя и отмечал, что странно видеть хоккей на "нехоккейном" юге США. Болельщики "Флэймз" обажали его; Берни старался каждое лето проводить в Джорджии.
Он мечтал когда-нибудь встать за штурвал в "Канадиенс" и его мечта сбылась в 1979 году. К большому сожалению из-за преследовавших его всю жизнь проблем с пищеварительной системой Джеффрион отыграл за "Канадиенс" 893 матча и набрал в них 874 очка (427+447), а тренировал свою команду на протяжении 30 встреч.
Берни был одним из первых игроков, который начал использовать шелчок и равных ему в этом компоненте не было,пожалуй лишь Бобби Халл и Энди Батгейт могли соперничать с ним. В 1972 году Бернар Жозеф Андре Джеффрион был введен в Зал хоккейной славы в Торонто.
В 1990-х он пережил рак простаты и дегенерацию желтого пятна правого глаза. Раковые опухоли были найдены в желудке в 2006 году, но болезнь распространилась слишком далеко, врачи уже ничего не могли с этим поделать.
15 октября 2005 года "Канадиенс" пообещали навечно закрепить 11 марта 2006 года за "Бум-Бум" Джеффрионом номер 5, под которым он выступал в клубе. 8 марта ему диагностировали рак желудка, операция уже не помогла и легендарный игрок умер 11 марта, ровно в тот день, когда клуб навсегда закрепил за ним его номер. По настоянию семьи Джеффриона церемонию отменять не стали.
На торжественной церемонии сын Джеффриона, Боб, вспомнил историю о том, как его родители были на боксе в "Монреаль Форум" и "Бум-Бум" сказал жене, что когда-нибудь и его номер будет висеть под сводами этой арены рядом с именем ее отца, неподражаемым Хови Моренцом. Предсказание сбылось и оба номера (Моренца и Джеффриона) висят теперь рядом под сводами родной для них арены, где оба были счастливы, смелы, необыкновенно ярки и талантливы, где оба поражали воображение виртуозной игрой и преданностью любимому делу.
Берни Джеффрион навсегда останется в памяти болельщиков, как один из самых харизматических игроков в истории НХЛ.
Трофеи и награды: "Калдер Мемориал Трофи" (1952), "Арт Росс Трофи" (1955, 1961), Кубок Стэнли (1953, 1956–1960), "Харт Мемориал Трофи" (1961), в 1998 году под номером 42 имя Джеффриона появилось в списке "100 Величайших Хоккеистов".
Думаю Ваши читатели будут рады, что у Вас теперь появится больше времени для интернета.
Но я желаю поскорее выздороветь)