11 мин.

Патрик Руа

Уроженец селения Сан-Фуа в пригородах Квебека в 15-летнем возрасте не смог даже попасть в десткую юношескую команду. В главной квебекской юниорской лиги Патрику нашлось место лишь в составе клуба-аутсайдера "Грэнби Байзонс". Как следствие, ничем особенным любительская карьера Руа отмечена не была:в своем последнем сезоне в "Грэнби" будущий король пропускал в среднем по пять-шесть шайб за матч. На долговязом и худощавом пареньке вратарские доспехи болтались подобно веригам. Его прыщавая физиономия вдохновила одного журналиста написать: "Он выглядит так,будто вот-вот поинтересуется,можно ли сводить вашу дочь на выпускной бал".

 (250x356, 28Kb)

Дебютировал Патрик в сезоне-1984/85: сыграл один период, отбил два броска. Слава Богу ничего не пропустил. Больше в этом сезоне на лед его не выпускали. Искрометным такой дебют не назовешь. Лемье в это время уже вовсю занимался деловитым распихиванием шайб по воротам всех без исключения команд лиги. Весь остальной сезон Руа играл в "Грэнби", а как пришла пора плей-офф, был отправлен в АХЛ, в клуб "Шербрук Канадиенс". Там новичок выглядел великолепно, привел команду к победе в Кубке и был взят на заметку.

В следующем сезоне Патрик уже был приглашен в основу, правда, пока лишь третьим вратарем. Первым он стал уже ближе к плей-офф: костлявому подростку поначалу трудно было справиться с физическими нагрузками в НХЛ. Зато в плей-офф новичок стал непробиваем! "Монреаль-86" выглядел неплохо. Но, элитной командой "Канадиенс" не назовешь и 23-го в истории клуба чемпионства не предрекали.

Но, в первом раунде был сметен с дороги "Бостон", а во втором был убран очень сильный "Хартфорд" (победы канадцы добились лишь в овертайме седьмого матча). В полуфинале Руа выдержал натиск остроатакующих "Рейнджерс". В третьем матче серии, он отразил 44 броска, 13 из них в овертайме. Дожать в финале "Калгари" было уже делом техники и худосочному голкиперу красно-белых-синих пришлось изрядно попыхтеть, поднимая сначала Кубок Стэнли, а затем тяжеленный "Конн Смайт Трофи".

 Пройдет семь лет и Руа поднимет их снова. К тому времени он будет уже не мальчиком но мужем: кости обрастут мышцами, лицо безобразной кубковой бородой, имя-легендами, образ-эпитетами. За эти семь лет Патрик успеет оттеснить на второй план кумиров того времени гранта Фюра и Билла Рэнфорда, стать лучшим голкипером лиги и поставить все представления о вратарском искусстве с ног на голову. Точнее на колени. Руа часто (и ошибочно) называют изобретателем вратарского стиля "баттерфляй" (бабочка). Это не совсем так. На самом деле первым "бабочником" был великий Глен Холл по прозвищу "Мистер Голкипер", игравший в НХЛ (главным образом за "Чикаго") в 50-60 годы. Холл стал первым вратарем принимавший броски, стоя на коленях, что в те годы было черевато болезненными и неприятными на вид травмами лица.

В этом же стиле иногда поигрывал Тони Эспозито. Однако именно Руа удалось сделать этот стиль популярным, причем до такой степени, что к концу его карьеры примерно 90 процентов всех вратарей лиги стояли в стиле "баттерфляй". Суть "бабочки" довольно проста: голкипер выдвигается вперед, уменьшая угол обстрела и не задолго до броска резко садится на колени, расставляя ноги в стороны-наподобие крыльев (во времена Холла эту стойку иногда называли "Парящий Орел"). Нижняя часть ворот таким образом перекрывается напрочь. Под опорную ногу голкиперу уже не бросишь. Даже  объехать проблематично, потому-что расставленные ноги "держат" углы. Остаеться попытать счастье на "втором этаже", куда бросать труднее, да и там не так уж и много места, не занятого здоровяком вратарем.

Руа, кстати, все усилия к тому, чтобы места этого осталось, как можно меньше. Его худощавая фигура с покатыми плечами и болтающимися у колен руками производила обманчивое впечатление.Почти любую шайбу,пущенную верхом. Патрик мог "слямзить" своей неуловимой, как язык жабы, ловушкой. А под те, которые не мог, подставлял туловище, благо позиционное чутье у него было феноминальное. Не менее феноменальным был и его безразмерный свитер-гибрид монашеской рясы и древне-римской тоги которым он пользовался, как силком. НХЛ даже пришлось впоследствии ввести ограничения на размеры вратарской формы.

Но, не "бабочкой" единой брал свое "Святой Патрик" (франкоканадцы, как истинные католики, просто не могли придумать ему другое прозвище).Руа до мельчайших деталей понимал игру, знал стратегические нюансы нападения лучше иных форвардов, обладал сверхъестественным чутьем, прекрасным периферийным зрением. "Где-нибудь на трибунах кто-то уронит горсть поп-корна,-сказал как-то один из его тренеров, -и Патрик скажет вам,кто уронил,где и сколько".

А вдобавок ко всему этому у Патрика был его темперамент. И какой темперамент! В зависимости от болельщицких и человеческих пристрастий его можно было, не погрешив против истины назвать: пламенным сердцем, болтливым хвастуном, неукротимым воином,самовлюбленным эгоистом, сорви-головой и бешенной фурией. При таком характере карьера Руа просто не могла протекать безоблачно. Слишком он болезненно реагировал на свои командные неудачи.

 И когда в  "Монреаль", выдохшийся после кубковой победы 93-го, пришел главный тренер Марио Трамбле стало ясно: что то произойдет. Трамбле хотел строгой дисциплины,полного подчинения своему авторитету.Руа хотел чтобы оставили его в покое,чтобы дали быть самим собой, уважали, лелеяли. А больше всего Патрик хотел убраться из бесперспективной команды. Назревала буря...Это случилось в декабре 95-го, когда "Монреаль" был уничтожен у себя дома "Детройтом"- 1:11!

В последний раз над франкофонами так поглумились в 1939 году и хоккей тогда был ни причем. Алтарь Святого Патрика был разграблен, осквернен и сожжен варварами: за первые два периода Руа пропустил девять шайб. Это было нечто невиданное и неслыханное. В пору было снимать с Королевской горы гигантский крест, установленный там отцом-основателем города Майзонневом, вешать амбарный замок на местный собор Нотр-Дам и поголовно переходить на английский язык.

Самым страшным даже было не то, что Великий Руа напропускал "плюх" (в конце концов, уж один-то раз в карьере подобное случается практически с каждым) а то, что ему вообще позволили это сделать. Любой нормальный тренер, видя что голкипер не в форме, сменит после четвертой шайбы. Ну,максимум пятой. Ну,шестой но, только если запасной вратарь слишком долго зашнуровывал коньки, или потерял ловушку, или упал и не смог встать. Трамбле оставил Патрика на площадке лишь из-за вредности, из желание унизить строптивого игрока. Трамбле решил выставить Руа на посмешище, решил показать кто в доме хозяин. Какую же глупость он совершил!

Надо быть слепцом, чтобы уметь предугадать к какому результату может привести этот психологический эксперимент с Руа. Патрик точно знающий себе цену, с Патриком не признающего авторитетов, с Патриком обладающего стоицизмом, терпеливостью и податливостью гремучей змеи. Когда Трамбле наконец-то сменил Руа, тот демонстративно прошел вдоль скамейки запасных, миновал тренера и приблизился к президенту клуба Рону Кори, сидевшему в первом ряду трибун, непосредственно за спинами игроков. "Это была моя последняя игра за "Монреаль!", -крикнул Патрик боссу.

Круто развернулся и снова прошел мимо Трамбле на этот раз задержавшись и смерив тренера уничтожающим взглядом, полной холодной ненависти. "Ну, погоди, - говорили голубые глаза Патрика, - ты меня еще припомнишь!"  После чего двухкратный обладатель Кубка Стэнли и национальный герой Квебека медленно ушел со стадиона. Эта сценка транслировалась в прямом эфире на всю Канаду.Слова, сказанные президенту,  услышала вся страна.

Патрик сдержал свое слово: его спина, скрывшаяся под трибунами, дала возможность монреальским болельщикам в последний раз увидеть номер 33 на свитере любимого клуба. Мелодрама длилась всего четыре дня: ровно столько, сколько нужно было Кори для того, чтобы подыскать Патрику новую команду. Но,если бы за четыре дня началась третья мировая война или приземлились инопланетяне в Ванкувере, в монреальских газетах этим событиям было бы отведено место в "подвале". 

Как ни странно, но, но обмен Руа в Монреале восприняли с пониманием.Никто не плевал вслед ушедшему голкиперу но, и остаться не умоляли. Возможно, болельщики так никогда и не смогли принять уроженца Квебека за своего, возможно им надоели его эгоизм и чванливость, а может, все прекрасно понимали, что решения голкипера окончательно и слезами горю не поможешь. Да и ничем другим, вплоть до отставки Трамбле. Такие люди, как Патрик не бросают слова на ветер, а слова были недвусмысленными: Руа больше никогда и ни за что на свете не наденет прославленный свитер "руж-блю-э-блан".

Патрик с детсва мечтал играть за любимый "Квебек Нордикс", клуб который провозглашал себя командой истинных франкофонов. Когда-то вратарь "Северян" даниэль Бушар подарил юному Руа свою клюшку и впечатлительный мальчуган потом долго таскал ее за собой повсюду, даже ложился с ней спать. Мечта сбылась: Патрика продали именно в этот клуб. Но, сбылась слишком поздно: перед началом сезона "Северяне" оставили провинциальную столицу и рванули на юго-запад в Денвер, где стали называться "Колорадо Эвеланш". Руа (впридачу с Майком Кином) отдали в обмен на очень приличных трех игроков - Мартина Ручински,Жоселина Тибо и Андрея Коваленко. Учитывая категорический отказ Руа оставаться в Монреале, сделка получилась весьма достойной.

Кроме того, вполне было ясно, как гордец Патрик, знаменитость номер один в Монреале, будет чувствовать себя в нехоккейном Денвере. Оказалось,даже неплохо. Обмен Руа в "Колорадо" едва не стал самым значительным событием в НХЛ последнего десятилетия. Сначало болельщик получил сочный скандал, потом лига обрела новый суперклуб. Патрик выбрался из деградирующего "Монреаля" и получил возможность сразиться за еще парочку Кубков Стэнли .А мы обрели соперничество "Колорадо" и "Детройта": противостояние замешанной на такой искренней ненависти, на какую могут только быть способны незнакомые с культурой ультрас американские болельщики.

Конечно же, после 1:11 Патрик не мог не иметь зуб на "Красных Крыльев". Зуб этот разросся до размеров вставной челюсти, когда приехав в Клорадо, Руа был вновь больно бит "Детройтом"- 0:7. Но,в плей-офф, в стихии Патрика был заложен фундамент страшной вражды. "Лавины"  нагло и уверенно давили блистательный "Детройт" не чураясь откровенной грязи жестокости. Клод Лемье едва не убивший Криса Дрэйпера (он швырнул его лицом на угол бортика) перерезал своего рода красную ленточку, с тех пор отношения двух американских клубов стал доминировать кавказкий закон кровной мести. Однако без Руа это противостояние потеряло бы многое. Чего только стоили его две драки с вратарями "Ред Уингз"- Майком Верноном и Крисом Осгудом. Благодаря этим дракам битвы "Детройта" и "Колорадо" и без того суперзрелищные,превращались в триллеры со спецэффектами и морем крови.

Голкиперы вообще народ, мягко говоря странный. И Патрик Руа не исключение. Взять хотя бы его предрассудки. Выходя на площадку, Патрик никогда не наступал на красную или синию линию, просто перепрыгивал их. А приехав в свою зону, становился лицом к воротам, и некоторое время стоял неподвижно:разговаривал со штангами. Можно только попытаться представить себе о чем. В последние годы Патрик начал колдовать над клюшкой: перед каждым матчем писал имена своих детей и обматывал гриф ровно на 60 оборотов изоленты,по одному на каждую минуту матча,не менее любопытны его игровые чудачества.

Не будучи виртуозом игры клюшкой. Патрик вечно лез за ворота, пытаясь выковырить шайбу около бортика и отдать пас партнеру. Иногда это приводило к катастрафическим последствиям. Подобного рода "кунштюки" стали фирменным знаком Руа наровне со всеми его достижениями. В финале 2001 года с "Нью-Джерси" ошибка Руа стоила его команде гола, но, голкипер сумел тогда собраться и привести команду к победе в серии. А год спустя в полуфинале с "Детройтом" (с кем же еще?!) случился постыднейший конфуз. Патрик, прижав шайбу ловушкой, резко встал и поднял руку вверх, словно статуя Свободы, - продемонстрировать, что дескать, вот она родимая, у меня. А "родимая" возьми да и выскочи из перчатки...Кошмарный гол, от которого любой вратарь выработал целый набор нервных тиков. Тем более, что гол принес победу "Детройту", сравнявшему счет в серии. Два дня спустя. Патрик,что называется был разорван и "Детройт" отправился завоевывать еще один Кубок Стэнли.

При том, что Руа сумел добиться для себя в Денвере, такого же статуса, как и в Монреале, негативной прессы у него всегда хватало. Причем не только подобного рода ошибок.В частности, политически корректной американской публике не нравилось то, что Руа всегда был готов критиковать своих партнеров, но, никогда не признавал своей вины. Впрочем, время от времени ему удавалось достучаться до американского чувства юмора. Так, однажды, когда ему передали критику в свой адрес от Джереми Реника. Руа ответил: "Я не слышал,что он сказал,потому-что заткнул уши двумя чемпионскими перстнями". Намек на отсутствие у Реника даже одного такого перстня был ясен, но,все равно становилось страшновато. Перстней на тот момент у Патрика было три. Куда он дел третий, лучше было и не предполагать.

Руа ушел из хоккея не на победной ноте. Его клуб не сумел удержать преимущество в серии с "Миннесотой" и последним матчем его великой карьеры было поражение в овертайме- 2:3. В его копилке лишь отсутствуют победы на крупных международных турнирах. В Нагано он был повержен в полуфинальных буллитах Гашеком. А в Солт-Лейк-Сити Патрик попросту не поехал. Говорят, что назло Гретцки, который не включил его в список "неприкасаемых". В Канаде , где к вопросам спортивного патриотизма относятся безумно серьезно, на него за это очень обиделись. И до сих пор не простили.Святому Патрику, кстати, не могут простить на удивление многое. (Странно,не так ли? Святой ведь вроде). И ссору с Трамбле и черезмерную гордыню и не большой семейный скандал, когда Патрик поссорился с женой из-за тещи (как же это по нашему!).

Он ушел, хотя мог ведь еще играть. Его три Конн Смайт Трофи,до сих остаются рекордом НХЛ всех времен. Личности такого масштаба имеют право уходить, тогда когда им это заблагорассудится.Уходить гордо, громко и величественно. Как король. И как рояль тоже. Потому-что без него теперь в хоккейной мире чересчур просторно и очень пусто. В 2006 году Патрик Руа был введен в Зал хоккейной славы в Торонто. Его 33-й номер выведен из обращения в "Канадиенс" и "Эвеланш". Сейчас Святой Патрик совладелец и главный тренер команды "Квебек Рэмпартс" которая выступает в юниорской хоккейной лиге Квебека.Но,в будущем он видит себя тренером одной из команд НХЛ. Поскорее бы..

 

 (400x430, 35Kb)