Петер Бондра
8 марта 2004 года столичный клуб принимал у себя дома "Оттаву Сенаторз"(1:4) - это был не рядовой матч, в джерси "Сенаторз" на лед вышел Петер Бондра., "Веризон Центр" стоя приветствовал свою легенду. "Это игра была не совсем обычной для меня, - признался Петер. - "Я пытался подготовиться к ней, как к простому матчу, но ,очевидно, что все это было не совсем так, как я привык. Мое сердце делится на две половинки, одна принадлежит Словацкому народу,а вторая, моему родному клубу-"Вашингтон Кэпиталз", так было, и будет всегда".
Волынь никогда не была хоккейным регионом. И вряд ли когда-нибудь станет им. Но именно здесь, 7 февраля 1968 года, в небольшом селе Баковцы Луцкого района появился на свет - Петер Бондра, будущая легенда клуба "Вашингтон Кэпиталз" (легенда, но видимо не для руководства клуба) и...сборной Словакии.
Петер начал заниматься хоккеем в Попраде, откуда в 1986 году перешел в "Кощице", с которым в сезоне-1987/88 стал триумфатором Чехословацкого первенства. В 1990 году, в возрасте 22 лет, Бондра был задрафтован клубом "Вашингтон Кэпиталз" под общим 156 номером, вперед него клуб выбрал - Джон Слэйни, Род Пасма, Крис Лонго, Рэнди Пирс, Брайан Сакич, Марк Уимет, Андрей Ковалев (играл в Динамо Минск в середине 80-х), Роман Контцек и лишь потом пришла очередь Бондры. Кто-нибудь из вас слышал про этих парней?
В своем родном клубе, с небольшими перерывами, он пережил самые замечательные мгновения своей профессиональной карьеры. Короткий период времени он, также защищал цвета "Оттава Сенаторз", "Атланта Трэшерз", "Чикаго Блэкхоукс" и клуба АХЛ "Детройт Вайперз".
За океаном его считали и считают выдающимся нападающим. В сезонах 1994/95 (47 игр, 34 шайбы) и 1997/98 (76 игр,52 шайбы), он становился лучшим снайпером лиги. В столичном клубе его имени принаддлежит до сих пор ряд рекордов. Его имя по-прежнему на первом месте в списке лучших бомбардиров в истории клуба: по колличеству шайб- 472, по набранным очкам- 825, заброшенным шайбам в большинстве - 137, победным шайбам - 73, заброшенным шайбам в меньшинстве-32, по колличеству хет-триков-19. Петер, пять раз участвовал в матче "Всех Звезд", а в 1997 и 1999 годах признавался самым быстрым игроком этих выстовочных дуэлей (те кто видел, как катается Бондра, могут сказать, что в скорости этот парень не уступал самому Павлу Буре).
В 2004 году, он вошел в тридцатку самых выдающихся игроков в истории "Кэпиталз". Один рекорд он подарил и "Чикаго", став в его составе - пятым европейским игроком в истории НХЛ, перешагнувшим рубеж в 500 шайб. 5 февраля 1994 года в матче "Вашингтон"-"Тампа"-6:3, Бондра оформил самый быстрый покер в истории лиги, для этого ему понадобилось - 4 минуты и 12 секунд (в той игре он забросил пять шайб - четыре Даррену Пуппе и одну Пэту Джаблонски).
Его отец - Иван Бондра, был этническим украинцем, проживавший в ЧССР, а после ВОВ перебравшийся в Волынь. Он поверил в идеалы социализма и хотел заняться фермерством, но не получилось и Иван устроился водителем грузовика в колхоз. Его мама - Надежда Бондра, была из местных красавиц, она работала фельдшером в местной амбулатории. Петер был третьим сыном в этой дружной семье. В середине 70-х в числе других переселенцев они уезжали обратно в Чехословакию.
Первым катком для будущей звезды НХЛ, стал пруд в Баковцах, расположенный прямо возле отцовского дома. В этом неуклюжем пацанчике, мало кто мог углядеть будущего чемпиона. По свидетельству очевидцев, он лишь путался под ногами у старших ребят. Но, как видим, та школа не прошла даром, малыш Пепо дорос до признанного мастера. В НХЛ он считался одним из самых скоростных хоккеистов и обладателем одного из самых мощных и точных бросков. В его метрике было написано: "Гражданин СССР".
Став игроком первого дивизиона чехословацкого хоккея, но не мог участвовать в международных турнирах, так - как не был "Гражданином ЧССР", так что налетавшие из-за океана в поисках молодых дарований НХЛовские скауты его не видели и понятия не имели о том, что существует на свете такой одаренный молодой форвард. И он, мечтавший о карьере профессионала и веривший, что путь в НХЛ с его талантом ему не заказан, был в отчаянии...
Попал он в Северную Америку и НХЛ в результате счастливого стечения обстоятельств. В один прекрасный день Жак Баттон скаут "Вашингтон Кэпиталз" приехал в Витковице, чтобы просмотреть Рихарда Шмехлика (который чуть позже будет задрафтован "Баффало Сэйбрз"). Но он был очарован игрой Петера Бондры (который набрал в том матче 2+2), после матча Жак зашел в раздевалку, чтобы лично познакомиться с Пепо. Баттон был поражен его стартовой взрывной скоростью, которая позволяла ему оставлять защитников у себя за спиной, а также резким броском, Пепо крепко стоял на коньках и не боялся силовой борьбы.
Именно по рекомендации Баттона "Кэпиталз" выбрали на драфте Бондру, и с того дня все помыслы Петера были устремлены к Северной Америке. Он был готов мчаться туда немедленно, однако молодому игроку в то время было не так просто вырваться из Чехословакии на Запад. Но вскоре в стране сменился режим и Бондра оставив дома жену Любу и годовалую Петру, поспешил в "Вашингтон", чтобы не опаздать к открытию тренировочного лагеря. Жену он успокоил: если все будет в порядке, она приедет к нему, если он не приглянется тренерам клуба, то вернется назад.
На первых парах ему очень помогал Михал Пивонька, который уже прожил несколько лет в Вашингтоне. Петер своей игрой приглянулся главному тренеру "Кэпиталз" Терри Мюррею и тот оставил молодого чешского нападающего в основе клуба. Бондра сразу же подружился с европейскими легионерами "Вашингтона"- Дмитрием Христичем, Михаилом Татариновым и Калле Юханссоном. Ему понадобилось всего два сезона, чтобы стать лучшим бомбардиром клуба, и влюбить в себя преданных болельщиков "Вашингтон Кэпиталз".
Но не смотря на всеобщую любовь вентиляторов его по-прежнему не узнавали не улице. Однажды репортер "Вашингтон Пост" Рашель Александер проделала такой эксперимент, вскоре после окончания хоккейного матча с участием "Кэпиталз" она вышла на улицу, прилегающую к стадиону, держа в руке фотографию Петера Бондры. Она показал ее нескольким болельщикам наугад и попросила их ответить, кто на ней изображен. Как и предполагала журналистка, все лишь пожимали плечами, в том числе и полицейский дежуривший на стадионе и человек, только, что смотревший игру по телевизору в баре.
В том матче Петер Бондра забросил свою 50-ю шайбу в регулярном чемпионате и его неоднократно показывали по видеокубу крупным планом. Да, отношение к хоккею в американской столице раньше было прохладное,чем скажем сейчас. Представляете если сейчас показать, вот таким же образом фотографию Александра Овечкина. Думаю, что реакция будет с точностью до наоборот. Чем объяснить незаметность одной из крупнейших европейских звезд НХЛ и вне всяких сомнений, самой крупной в истории "Вашингтон Кэпиталз", на тот момент.
Возможно, причина, которую я назову, не единственная, но по-моему существенная. Бондру и на льду далеко не сразу узнавали, тем более когда он был без шайбы. Он и катался стремительно и коньками владел безупречно и бросал по воротам с редкой точностью и силой, но все его действия были начисто лишены внешнего эффекта. От них у зрителей не захватывало дух, как от силовой манеры Александра Овечкина или от бросков с кистей Александра Семина. Но не эта ли незаметность делала Бондру неуловимым на площадке? О нем подчас словно забывали, а он словно человек-невидимка оказывался в нужном месте и наказывал соперника за неуважение к своей скромной персоне.
Кубок Стэнли-98 начался для Петера неудачно. Половину матчей первой серии плей-офф "Кэпиталз" с "Бостон Брюинз"- он лечил поврежденную спину. Вторую, с "Оттавой Сенаторз", тоже не сыграл целиком из-за тяжелого сотрясения мозга. Перед финалом Восточной конференции с "Баффало Сэйбрз" главный тренер "Вашингтона" Рон Уилсон сказал: "Петер, нам очень нужна твоя помощь. Я прошу тебя выйти на лед, через не могу. Ведь ты один из немногих игроков в НХЛ, кто знает, как играть против "Доминатора".
Уилсон не лукавил, Петер знает Гашека с 17 лет и не раз, и не два, молодой Петер огорчал своего друга в сезоне-1988/89 чемпионата Чехословакии (о матчах между "Кошице" и "Пардубице" до сих пор ходят легенды). Пока Бондры не было "Кэпиталз" приходилось очень трудно, это признавал Рон Уилсон. Вовращение Петера, вратарь "Сэйбрз" очень скоро почувствовал на себе. Бондра прекрасно понимал, какое психологическое давление оказывает на него партнеров -сам факт, что в воротах "Баффало" стоит сам Гашек. И постарался их убедить, что при всех своих достоинствах Гашек не такой уж и непобедимый.
Забитый им в ворота "Сэйбрз" во втором периоде второй игры гол стал первым за 171 минуту и 10 секунд в матчах между "Вашингтоном" и "Баффало". Именно тот успех Бондры положил начало кардинальному повороту в серии. "Кэпиталз" приограл первый матч на своей площадке- 2:0, выиграл второй матч в овертайме-3:2. А за ним и в третьем-4:3, уже в Баффало, причем тройка в которой играл Бондра (2+1), вместе с Николишиным и Зедником, сделала все четыре вашингтонских шайбы.
Четвертая встреча подтвердила, насколько прав был Петер, доказывая партнерам, что "все мы-люди, все-человеки". Гашек в тот раз пропустил "бабочку" от Крейга Беруби, а "Кэпиталз" дожали "Клинков" и вышли в финал Кубка Стэнли. К сожалению на финал с "Детройтом" у "Вашингтона" сил уже не хватило...
18 февраля 2004 года Петер Бондра был обменян в "Оттаву Сенаторз" на Брукса Лайка и право выбора во втором раунде драфта-2005 года. До обмена в "Сенаторз" Петер занимал шестую строчку в списке самых преданных игроков Лиги, проведя все 14 сезонов карьеры в "Вашингтон Кэпиталз". Но,"Сенатором" Бондра пробыл недолго, 19 сентября 2005 года он подписал годичный контракт с "Атлантой Трэшерз", а уже на следующий сезон Петер оказался в "Чикаго Блэкхоукс".
Через тринадцать дней, в матче "Чикаго"-"Торонто"-3:1, Пепо забросит свою 500-ю шайбу в регулярных чемпионатах НХЛ. Он станет 37-м хоккеистом в истории Лиги покорившим эту отметку.
29 октября 2007 года Петер Бондра объявил о завершении своей игровой карьеры,он провел 14 сезонов в "Вашингтон Кэпиталз", сыграл 961 игру,и набрал 825 очков (472+353).
Когда он бывает в Северной Америке, то старается не пропустить домашние матчи своего родного клуба и надеется, что нынешнее поколение игроков, сделает то, что когда-то не удалось сделать ему-поднять над головой Кубок Стэнли. Благодаря матери Петер прекрасно говорит по-украински, с женой Любой они воспитывают троих детей: дочку Петру (названную в честь отца) и сыновей - Дэвида и Миколауса.
Поразительно другое, что именно теперь, когда он уже не выходит на лед в джерси с номером 12, болельщики "Вашингтона" узнают в этом элегантном мужчине свою легенду. Ведь не зря же говорят, что герои без вести не пропадают.
Вечером разберёмся, что и как!