Шарын, Гол! Как играют в хоккей в Монголии
Вероятность того, что я окажусь в субботу, 10 февраля 2018 года, в городке Шарын Гол в Монголии, была исчезающе мала. Все это напоминало игру «закрой глаза, крутани глобус и ткни пальцем куда-нибудь»; но тем не менее происходило на самом деле.
«У нас было два пакета травы, семьдесят пять таблеток мескалина, пять упаковок кислоты, полсолонки кокаина и бесконечное множество транквилизаторов всех сортов и расцветок. А также – текила, ром, ящика пива, пинта чистого эфира и амилнитрат. Не то чтобы это был необходимый запас для поездки, но раз уж ты начал коллекционировать дурь, то остановиться сложно. Единственное опасение вызывал эфир. Нет ничего более беспомощного, безответственного, испорченного, чем эфирные зомби. Я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь…», – вспомнились мне слова из легендарной книги Хантера С.Томпсона «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Так бы я еще понял.
Но шутка в том, что мы ничего такого не употребляли, а все равно оказались в Шарын Голе. «Нет, только кумыс», – как гласит известный плакат.
Конечно, можно было бы чуть-чуть упростить себе задачу и посетить хоккейный праздник, который почему-то в тот же день проводило в Улан-Баторе канадское посольство. Возможно, мне бы понравился их double double coffee и я бы смог разобраться, является ли обещанный Shinny тем, во что в Москве играют в Street Hockey League. Но зачем сидеть в Улан-Баторе (и грозить Южному Централу), если в это самое время в Шарын Голе проходит финальный турнир чемпионата Монголии по хоккею?
Несолидно как-то.
За Монголией мы следили давно. Я в свое время побывал на матчах сборной Монголии на чемпионатах мира в группе III в Люксембурге и Армении. Суперигру Монголия – Малайзия я посетил на зимней Азиаде-2012 в Астане. Разумеется, не обошлось и без хоккея с мячом. Рыбинская группа «Врун» записала культовую песню «Сборная Монголии». Мы ходили когда-то на проходивший в добрых домашних условиях в городке «Лужников» матч Монголия – Канада. Переживали, когда лучший бомбардир сборной Болдбаатар Мунгху остался в Ирландии разносить пиццу. Но пришли новые герои – например, 13-й номер Даваадорж Мунгунхуяг. Когда я менял свою старенькую Нокию на смартфон, я сфотографировал самые важные сообщения на ней, в том числе SMS от Антона Снятковского: «Взял автограф Мунгунхуяга на статье о нем!».
«Зато мы хорошо играем в хоккей с мЯчем», – деликатно говорит мой гид Темуулен по дороге в Шарын Гол. Тут все говорят «мЯчем» – даже те, кто отлично общается по-русски.
В Шарын Голе финал проводится, потому что, во-первых, местная команда в прошлом сезоне стала чемпионом страны; а во-вторых, перед турниром открыли новенький каток прямо в центре поселка. Открыли с фейерверком и народными танцами. Старый деревянный, что характерно, не снесли, а передвинули. Степь, места много.
Последние 35 километров – фирменные монгольские колеи по степи, которые тут считаются улучшенной дорогой без покрытия.
«Most of my customers are really keen on UAZ-Buhanka», – говорит по этому поводу Темуулен.
Шарын Гол (население около 8 тысяч человек) живет хоккеем, поскольку это тут единственное развлечение. Угольное месторождение, все очень небогато. Большинство зрителей (а их немало) – конкретные такие работяги, некоторых я бы даже не хотел встретить в темном переулке. Своих поддерживают бурно и по-монгольски импульсивно.
Впрочем, свои особо не радуют. Формула турнира в Монголии довольно хитра – сначала два тура на несколько дней в каком-то городе; в плей-офф выходят четыре из шести команд чемпионата, а наиболее важной стадией становятся полуфиналы, которые играются аж серией из трех матчей. В последний день финального турнира – понедельник – проводятся собственно финал и матч за третье место из одной игры. Такого я еще не видел.
Первый матч шарынгольцы уже проиграли команде «Blast» из Улан-Батора, в составе которой играют два не очень-то монгольских человека. Второй оказывается американцем, у которого где-то в Монголии какой-то бизнес, а в свободное время он обучает детей хоккею. Но его уровень игры, кажется, не очень далеко ушел от моего. А вот в рослом русском защитнике сразу виден человек, окончивший спортшколу. Знакомьтесь – Никита Суворов, воспитанник школы «Ермака» из Ангарска.
Официальные лица сказали, что легионеров заявлять можно, но у меня сложилось впечатление, что по неписаному договору они не должны очень выделяться. Оба наших защитника, хоть почти не уходят со льда, играют строго stay-at-home и по пять человек не накручивают, хотя, кажется, могли бы.
Второй выступает за команду Эрденета и приехал из Улан-Удэ.
– Романа Писарева знаешь?, – спрашиваю у него я.
– Конечно, – отвечает.
– Я в том году у вас был, статью писал.
– А, ты этот… блогер что ли?
Ну допустим.
Потом оказалось, что это не просто защитник из Улан-Удэ, а сам Руслан Скородумов – один из героев моего прошлогоднего репортажа, персонаж романтической истории. Любопытно, что Скородумов на одном из турниров даже дебютировал за сборную Монголии – неплохой путь развития для ребят, которые не попали в КХЛ. Вот только в Бурятии, помнится, Руслан играл в нападении, а тут за красную линию почти не заходил.
Так вот, шарынгольцы первый матч проиграли Улан-Батору и сразу же пропустили во втором. Потом игра надолго засушилась. С одной стороны, велика была цена ошибки; с другой, команды играли импульсивно и никак не могли собраться и что-нибудь реализовать.
Гостями руководит Человек-На-Стиле, который встает как Наполеон (или Чингис-Хан) на ледяной куб и оттуда раздает указания.
Минут за пять до конца точный бросок капитана хозяев дарит им надежду на третий матч; но практически в следующей атаке защитники глупо упускают Тамира – тоже, кстати, капитана, а он один из немногих тут, у кого щелчок что надо.
В оставшиеся несколько минут команды полностью забивают на оборону, происходит порядка шести выходов один на один (не говоря уже о других моментах), но счет так и не меняется.
Работяги разочарованы. В Монголии будет новый чемпион.
А вот следующий матч меня удивил. Во втором полуфинале играли «Эрденет» и «Баганур» – и они как начали носиться с первой минуты, так и пробегали до 60-й.
Тут я столкнулся со сложностями оценки уровня. Мозг закипал. Судите сами:
– Это полуфиналы, то есть команды должны быть плюс-минус равны по классу;
– При этом уровень первого матча выглядел таким, что мне еще пару лет подучиться – и я спокойно смогу играть тут; а уровень второго – какой-то космос, за исключением, может быть, чуть большего количества невынужденных ошибок, чем в российских лигах. Но все носились, толкались, разыгрывали многоходовки и т.д. Грамотную видеонарезку, существуй она, можно было бы выдать за матч НХЛ.
– В Бурятии мне рассказывали, что несколько монголов к ним приезжают поиграть и они весьма и весьма в порядке
– Бодания с условной Малайзией на Азиатских играх, которые я видел вживую, меня не слишком впечатляли.
И как тут разобраться?
В общем, «Эрденет», каким-то образом выигравший первый матч, как получил 3:0 к пятой минуте, так и продолжил получать дальше. Закончили 10:4, хотя я могу ошибаться в подсчетах и на самом деле было 11:5 или 12:6. Кроме того, обе команды обстучали все штанги, создав небольшой колокольный концерт (concrete music) над площадкой.
Один из этих эпизодов вышел забавным. Нападающий «Баганура» мощно бросил со средней дистанции, раздался привычный звон штанги, но ближайший к воротам судья (любопытно, что матчи обслуживают аж четверо судей – на любительском уровне я такого тоже еще не видел) уверенно показал на центр. На исход матча это событие никак уже не влияло, но хоккеисты «Эрденета» активно возмущались и спорили. В итоге главному судье надоело, он съездил куда-то к представителям федерации в раздевалку, вернулся и показал, что гол не засчитан. Баганурцы переглянулись, выиграли вбрасывание, откинули тому же нападающему, и он попал уже без всяких вариантов. Не прошло и двух секунд. Мужики.
В общем, Эрденету и Багануру предстоял третий матч, а программа этого дня была окончена.
Идем брать интервью к тренеру Джаргалу в больницу. Джаргал вроде здоров, просто в больнице живут все участники соревнований.
– Мы только приехали с чемпионата мира по хоккею с мЯчем, в Харбине, – говорит тренер. – Многие у нас играют и в шайбу, и в мяч.
Кажется, не только Темуулен считает, что в хоккей с мячом монголы играют заметно лучше. Вот, победили Украину 3:2 в матче за пятое место в группе Б. В целом они правы – в бенди конкуренция пониже и можно даже зацепиться за победу на азиатских турнирах, если не выступает Казахстан.
Судьба монгольского хоккея с шайбой на международной арене существенно более драматична. По словам Джаргала, ИИХФ стал требовать наличия в стране хотя бы одного искусственного катка минимум на 500 зрителей, а Монголия с Грецией и Ирландией этом критерию не соответствуют, поэтому на чемпионат мира более не попадают. Зато всякий Бахрейн – да. Не очень понятен смысл такого критерия – лучше бы помогли деньгами на строительство.
На обратном пути подъехали к шахтному разрезу ради потенциально интересных кадров. Около памятника чему-то вроде БЕЛАЗа стояли огромные буквы «Шарын Гол ХК». Мало того, что «Гол», так еще и ХК. Понятно, что имелось в виду не это, но символизма в этой надписи все равно было выше крыши.
Важный постскриптум.
Книга «Россия через хоккей» на основе лучших текстов и фотографий блога «Периферия» практически готова. Чтобы напечатать и распространить ее, мы на этой неделе начали краудфандинговую компанию. Без лишней скромности, книга должна быть хорошая, потому там много интересного материала, на который мы много лет тратили свои деньги, свои силы и свое время.
Призываю вас поспособоствовать изданию книги. На мой взгляд, есть два простых варианта: купить лот и получить книгу; а также пожертвовать любую, даже самую небольшую сумму в пункте «произвольное вознаграждение». Ну а уж если обстоятельства позволяют, то за бОльшее пожертвование мы вообще будет сильно благодарны.
На любые вопросы мы готовы ответить. Играйте в хоккей!
Я был знаком с некоторыми игроками из Монголии
Эрдэнэт все таки пишется.
Хоккей там, конечно, привили советские строители и работники добывающих предприятий.