Заемный капитал
Вдруг стало понятно, что сезон сборной России завершен. Остался товарищеский матч, который команда почему-то проведет в Воронеже (почему не в Саранске или Тынде?), и в нем наверняка примут участие молодые футболисты. Ну или не обязательно молодые, а новые — в большом количестве. Во-первых, о такой возможности несколько раз говорил Адвокат. Во-вторых, это просто логично: для игроков основы сборной на этой стадии сезона товарищеский матч — лишняя и совершенно ненужная нагрузка на фоне решающих игр чемпионата и еврокубковых встреч. Ну а в-третьих — просмотр потенциальных новичков сборной просто-напросто нужен.
Так что сейчас сезон де-факто завершен. Что я тут рассуждаю — товарищеский матч вообще имеет отношение к будущему. Всегда. Таким образом, мы имеем полное право итожить.
А подытожить интересно, потому что это переходный год. От Мутко к Фурсенко, от Абрамовича к «Газпрому», от Хиддинка к Адвокату — последнее и есть предмет данной заметки. После того как наши выиграли в Дублине, разговоры о том, кто круче — Гус или Дик, кто у кого на самом деле и что именно заимствовал, активизировались со страшной силой. Ведь раньше, после обидного поражения дома, было бы глупо концентрироваться на этой теоретической и бесконечной теме.
Точка зрения Сергея Фурсенко, как обычно, эмоциональна. Он высказался после дублинской победы в том смысле, что принципы игры, в частности в середине поля, которые Адвокат учредил в тот год в «Зените», и стали главным источником усиления сборной России перед Евро и зерном ее комбинационного стиля. На примере этого высказывания Сергея Александровича очень удобно рассудить спор хиддинкистов и адвокатианцев навсегда. А спор есть, потому что другая точка зрения формулируется очень просто: сборную выстроил Хиддинк, а Адвокат эксплуатирует этот багаж.
Конечно же, неверно и то и другое. Считать, что Хиддинк перехватил идею у Адвоката, особенно забавно. Это имело бы какой-то смысл, если бы Дик в «Зените» изобрел что-то новое. Но этого не было, конечно. Этого вообще давно не происходило в мировом футболе. Но главное даже не в этом.
А в том оно, главное, что профессия тренера — такая вещь, что чем выше квалификация, тем больше ресурсов тренер умеет освоить и использовать. Все, все в дом… Конечно, Хиддинк использовал наработки Адвоката в клубе — как использовал все успешное и сильное. В меру своего понимания, в меру сочетания со своим вкусом и видением игры нашей команды. Хиддинк, начинавший с листа, весь отборочный цикл, например, проводил с армейской линией обороны — по той же причине. Такова работа тренера. То же самое сейчас будет делать Адвокат — и уже делает, — используя наследие Хиддинка. Ну, он же не дурак — игнорировать такое наследие! Все разумно.
Площадь для реального сравнения появляется на совершенно другом поле. Нужно понимать, что задачи, стоящие перед тренерами, один из которых наследует другому, серьезно разнятся. Иначе и быть не может, в общем-то… Цель Хиддинка была в том, чтобы создать команду, вывести ее на качественно новый уровень. Непосредственно перед Евро у Хиддинка была еще одна интересная задача — отойти от игры в три центральных защитника на игру в два, это была очень серьезная перестройка.
Задача Адвоката стратегически — в том, чтобы встряхнуть команду, не дать ей окончательно застояться, найти для нее новую мотивацию. А также в том, чтобы умело выбрать для нее новичков — таких, которые сумеют реально усилить конкуренцию, а в ближайшем последствии и завоевать место в команде. Когда (или «если») сборная пробьется на очередной Евро, у Адвоката появится конкретная задача оттачивания, доведения до идеала игровой системы.
Насколько тонко справляется тренер с этими задачами, насколько полно использует все, что под рукой, какого добивается результата — вот тут происходит состязание между Хиддинком и Адвокатом, а точнее — погоня второго за первым.
Кстати, эта погоня во многом составляет сюжет всей карьеры Адвоката. В общем, пока не догнал.
Вера, одежда, любовь
Первая ракетка России москвичка Вера Звонарева признается, что плачет только на корте, дает советы защитникам Химкинского леса и жалуется на фальшивых двойников в «Одноклассниках».
Дядя сам
Владимир Дядюн, очередной незнакомец из Нальчика, забивает голы, боксирует и смеется над «Джабулани».
Сборная России 2.0
Футбольная сборная России ушла на зимний перерыв лидером отборочной группы Евро-2012, но успела проиграть на своем поле главному конкуренту, получить пенальти в половине сыгранных матчей и заинтриговать таинственной потерей сил и нервными концовками игр. PROспорт отследил появление новых веток и пристроился в хвост комментариев.
Натуральное окрашивание
Пока спартаковец Веллитон никак не станет россиянином, PROспорт встретился с бразильцем, который давным-давно играет за сборную России. Мини-футболист Сирило – о расизме, солянке и Эрмитаже.
Что-то из области
За полтора месяца в КХЛ появилось семь тренерских вакансий – от «Амура» до СКА. PROспорт, стараясь во всем искать позитив, побывал на первых тренировках Андрея Назарова и Милоша Ржиги в их новых клубах – подмосковных «Витязе» и «Атланте».
Горячий Лёб
Себастьен Лёб только что стал семикратным чемпионом мира по ралли. PROспорт изучает биографию феномена, поражается его стабильности и ставит Лёба выше всех прочих. Выше Сайнса и Ориоля, выше Росси и Шумахера. Выше уже некуда.
Хозяева лагеря
В Претории состоялся детский футбольный турнир «Кубок Наций Данон», который получился совсем как у взрослых, только со слезами, танцами и мороженым. А.Н. Текстов посетил мероприятие лично, полюбовался цветущей жакарандой, наслушался историй об ограблениях и пришел к выводу, что детский чемпионат честнее и веселее настоящего.
Юрий Белоус: «У нас есть социальная база – работники РЖД»
Вице-президент ФК «Локомотив» по аналитической работе и спорту – о планах, задачах, мечтах и о том, что в его обязанности не входит роль миротворца между президентом и главным тренером клуба.
Красава-борцуха
Душераздирающая история о том, как человек тонкой душевной организации вплотную подобрался к рингу, на котором душили друг друга участники «Битвы под Москвой-2».
«Заикам на футбольном поле делать нечего»
Мифы о разговорах на поле комментирует полузащитник «Днепра» Максим Калиниченко.