«Мы были близки к победе. Счет 30:0». Хоккей в Красноярском крае
Хоккей встретил меня в Красноярске сразу около вокзала. Человек двадцать фанатов ангарского «Ермака» в боевой раскраске и с барабаном стояли и ждали троллейбус. У них были основания для оптимизма: счет личных встреч «Ермака» и красноярского «Сокола» к этому моменту был 14:1 в пользу гостей из Иркутской области.
Но мне на этот матч попасть не было суждено. Он был назначен, как назло, на субботу, 28 января – в этот день все хоккейные организаторы по всей России решили что-нибудь да организовать. Играл «Сокол», в Хакасии играли в прекрасных местах Абазе и Черемушках (туда я тоже не попал), да и в других регионах играли тоже буквально везде. Я же на эту дату сделал достаточно рискованную ставку, но об этом чуть позже.
Красноярск знаменит в первую очередь победоносным «Енисеем» в хоккее с мячом – многократным чемпионом всего и, что немаловажно, одним из редких клубов во всех видах спорта, который уважают в стране почти все без исключения. В хоккее с шайбой же самой титулованной командой края в истории является, пожалуй, норильский «Заполярник».
Норииииильск…. Почти каждый, кто бывал в этом странном городе, особенно зимой, навсегда оставляет его в своем сердце и хочет увидеть его вновь. Бескрайнюю тундру, из которой вдруг вырастают сталинские здания, как на какой-нибудь Профсоюзной улице в Москве. Небольшой квадрат посреди бесконечности. Мне довелось там работать какое-то время, и с тех пор я люблю Норильск, несмотря на экологию, заводы и полярную ночь.
Но «Заполярнику» не суждено было подняться в хоккейной иерархии слишком высоко. Чтобы понять, почему, достаточно посмотреть на скриншоты ниже. Их я сделал во время написания статьи.
Аэропорт Алыкель – самый часто закрывающийся аэропорт среди крупных российских. Вечен спор: только ли неудачное расположение при постройке (вкупе вообще с северными условиями) виновато или все-таки менеджмент закрывает аэропорт при любом удобном случае. Спор этот вёлся до меня, велся, когда я там работал, и вестись будет еще долго. Как-то раз на главной странице Яндекса я даже увидел новость: «Самолет Путина не смог приземлиться в Норильске из-за плохой погоды». Позиция!
В любом случае в аэропорту Норильска почти не было авиакатастроф (что хорошо), но в Норильске никогда не будет спортивной команды высокого уровня. Да, был мини-футбольный клуб «Норильский Никель», но он чаще играл в Москве. В итоге «Заполярник» перестал существовать, но осталась детская школа. Центр хоккея переместился в Красноярск, к местному «Соколу».
Автор карты – прекрасный иллюстратор Юлия Пилипчатина. Спасибо ей.
В модном сравнении российских регионов с пятью Франциями и ста десятью Бельгиями Красноярский край упоминается чаще всего. После присоединения Эвенкии и Таймыра его площадь составляет 2 366 797 квадратных километров, что действительно составляет примерно 4,5 Франции – но все же это меньше Якутии. Поэтому написать какой-то единый обзор региона, как я люблю, довольно затруднительно. Красноярский край является одним из крупнейших доноров федерального бюджета, хозяйство там в целом крепкое, а главная его достопримечательность – река Енисей – совершенно великолепна. Очень рекомендую посмотреть фильм «Жизнь на великой реке» или фильмы из цикла «Счастливые люди» про Красноярский край.
Сама краевая столица – весьма загадочный город-миллионник. Многие из встреченных мной местных жителей ворчат на упавший уровень жизни, плохую экологию и не строящееся метро; основные достопримечательности Красноярска находятся, скорее, за чертой города (Столбы, Бобровый Лог, Дивногорск и Красноярская ГЭС); однако все же почти везде чувствуется довольно крепкое хозяйство. Инфраструктура в городе есть, сервис работает, на спорт в Красноярске ходят больше, чем почти в любом другом городе страны.
Помимо «Сокола», в Красноярске целый крупный чемпионат города, на один из матчей которого я и отправился. Ледовый дворец «Сокол» – маленький и весьма уютный (клуб ВХЛ играет сейчас в новом «Севере» и собирает под 2500 зрителей). Что меня порадовало, так это свободный доступ на скамейку штрафников со стороны трибун: хочешь – фотографируй оттуда, хочешь – поговори с удаленным хоккеистом. Над сводами висят майки лучших игроков «Сокола», почти все почему-то первых сезонов в истории команды: 1973-1977. Самой левой висит майка Кулакова, а самой правой – Куликова.
В рамках чемпионата города играют «Такмак» и «Комета». Уровень не то чтобы сильно высокий, но весело. В составе «Кометы» играет человек в майке с надписью «Ванкорнефть» – наряду с «Норильским Никелем» это еще одно крупнейшее предприятие региона. «Комета» даже выходит вперед, но «Такмак» лучше и атакует практически постоянно.
Обращает на себя внимание судья – во-первых, крайне громкий (такого залихватского свиста я давно не слышал), а во-вторых, так торопящий команды, как будто играют при минус 25 на улице. Отдохнуть и потянуть время у «Кометы» не получается, и минут за три до конца третьего периода форвард «Такмака» проводит победную шайбу.
Но основная цель – чемпионат Красноярского края. Красноярск там представляет «Легион», а кроме него в первой группе играют «Факел» из Железногорска, «Пересвет» из Есаулово, «Ачинск-Роснефть» из Ачинска и Алмаз из «Зеленогорска». А вот второй группы нет. По крайней мере, никаких упоминаний о ней я не нашел.
Но это не значит, что больше нигде в хоккей не играют. Среди юношеских команд числятся также Иланский и Агинское, у ветеранов добавляются Бородино, Богучаны, Партизанское и Тасеево. Отдельные кусты команд (кроме упомянутого Норильска) есть около Енисейска, Минусинска и может еще где. Отдельный респект остроумному админу группы про хоккей в Шарыпово, который пишет философские посты вроде:
«Игра прошла очень хорошо, наши были близки к победе. Сокол 30:0 Феникс».
«Игра окончена. «Смена» г.Железногорск 23:3 «Феникс» г.Шарыпово. Наши молодцы, очень старались. И им удалось забросить три шайбы!»
Есть ли хоккей в Эвенкии и на других бескрайних территориях Красноярского края, я так и не понял. Раз регион такой большой, то это значит не только то, что хоккей есть много где, но и то, что много где хоккея нет.
Изучив список играющих в первой группе чемпионата края команд, я обратил внимание, что открытый лед есть только у одной – у зеленогорского «Алмаза». И то там строят дворец. Но Зеленогорск, как и Железногорск – ЗАТО, то есть закрытые административно-территориальные образования. Просто так туда не попадешь. К счастью, мне помогли друзья, связанные с Красноярским краем (спасибо им большое!), и мне сообщили, что пропуск в Зеленогорск будет меня ждать в обозначенный день.
Так что 28 февраля, презрев все остальные интересные матчи, я вышел из электрички на станции Заозерная и сел в местный ПАЗик до Зеленогорска. Опыт общения с ЗАТО до этого у меня ограничивался только историей, когда я шел по Енисею на «Метеоре» и фотографировал себе пейзажи Железногорска, как вдруг «Метеор» резко затормозил и пошел дальше на малом ходу. В этот момент я, признаюсь, струхнул.
В этот раз все прошло спокойно. На проходной меня ждал синий пропуск и уведомление о том, что я не могу находиться на территории больше трех дней. Даже больше я беспокоился о том, что игру перенесут, ибо вопреки прогнозу все холодало и холодало, и в момент матча было -26. Но гости из Ачинска ныть не стали и приехали, за что им спасибо.
Мороз отпугнул и зрителей: на открытой части трибун собралось максимум человек 80, причем многие – по бендийной привычке – пришли с выпивкой и закуской. Почти исторические кадры: открытая площадка в любой момент может потерять свою роль, ибо в Зеленогорске строят большой крытый дворец. Местные говорят, что даже не очень хорошо, что он запланирован слишком большим: вместе с длинным бассейном и легкоатлетическим залом. Если бы был задуман поменьше, то давно бы уже достроили, а по такому крупному объекту кризис ударил во всю силу.
Игра же вышла на славу. Отдельное спасибо за это хочу сказать гостям из команды «Ачинск-Роснефть»: они настолько уверенно вели игру, причем не боялись играть красиво, что это невольно вызывало восхищение, хотя компанию «Роснефть» я не особо люблю. Хозяева не отставали и не давали Ачинску уйти далеко вперед, поэтому матч смотрелся на одном дыхании. Я даже подумал, что команды понабрали легионеров, но нет, все в один голос утверждают, что красноярцев в составах разве что по двое-трое.
Запаса прочности Ачинску хватило (и наличие дворца все-таки сказывается): гости в удалой игре побеждают 5:2.
Довольно скучное видео, которое в конце взрывается красивой второй шайбой гостей.
Иду смотреть город. Слишком много о Зеленогорске тут писать не буду – секретный так секретный; хотя у меня сложилось впечатление, что закрытый статус города обусловлен скорее потенциальной опасностью производства, а не какими-то тайнами. Город под крылом у Росатома, это даже в Википедии открыто написано; да и собственно о производстве информацию можно найти как в интернете, так и в местном музее.
Недавно Зеленогорск прогремел по стране по другому поводу. Жительница города Дарья Антонюк победила в очередном сезоне шоу «Голос», что сразу повысило «узнаваемость бренда». В самом городе о победе Дарьи, впрочем, пока ничего не напоминает.
Зеленогорск выглядит так, как и ожидаешь от молодого закрытого города: чисто, аккуратно, безопасно; дома от пятиэтажек до новостроек и красивые холмы с одной из сторон. Туристу там чуть скучновато, а мне еще ехать в Хакасию, так что покидаю – чуть не написал «гостеприимный» (хотя и приятный) – город и направляюсь на станцию Уяр к поезду на Абакан.
В Уяре меня встречают события вполне в стиле Хантера Томпсона или стихов Владимира Богомякова, только без принятия запрещенных веществ. Со мной поговорила знаменитая двойная водонапорная башня; в пустом вечернем ДК я посмотрел комедию с Джеки Чаном, на седьмой минуте которой вдруг появился черный экран с надписью Somewhere in Siberia, а на пятнадцатой герои напились кумыса в гостях у монголов. Все это сопровождалось эпичным спором периодически пробегавших мимо двух азербайджанцев, один из которых был сторонником интернета, а второй – противником. В общем, Сибирь славна своей энергией. А на поезд я-таки сел благополучно.
…Если вам интересно, «Ангарск» уверенно шел к своей 15 победе в 16 матчах, но пропустил шайбу за 22 секунды до конца третьего периода. В овертайме команды не забили, а по буллитам выиграл «Сокол». Вот так-то.
Небольшое уточнение по поводу Алыкеля, была авиакатастрофа, в 1981 году.
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/groundhopping/1170175.html
Вообще, хотелось бы больше чтива про такие локальные спортивные события, какие-то они душевные, что ли.
А Донбассу - мира.