Ян Коларж: «Я не люблю быть в центре внимания»
Он является лидером обороны «Амура», занимает первую строчку по количеству проведенных силовых приёмов, любит хабаровские автобусы и отлично говорит по-русски. Пресс-служба ХК «Амур» представляет вашему вниманию интервью с чешским защитником - Яном Коларжем.
- Ян, сейчас ты являешься одним из лидеров команды и показываешь очень качественный хоккей. Но прошлый чемпионат тебе откровенно не удался. Что ты изменил в своей подготовке летом?
- Ничего не менял. Я уже несколько лет играю в КХЛ, и до этого всё получалось. Прошлый сезон действительно сложился для меня неудачно, но после него я поехал на Чемпионат мира со сборной Чехии и сыграл там на хорошем уровне. Тогда и решил, что ничего в своей подготовке менять не буду.
Скажу честно, год назад я не чувствовал доверия от тренеров в «Амуре». В начале сезона чувствовал усталость, потому что летом мы очень много тренировались и практически не отдыхали. Потом я провёл несколько неудачных матчей и появилась неуверенность в себе, голова не работала так, как надо. Началась, как это будет по-русски?
- Цепная реакция?
- Да, вот именно. В этом сезоне сменились тренеры и я почувствовал себя комфортно. Они приняли во внимание нашу отдаленность и стали давать больше времени на отдых. Скажу лично за себя, на каждый матч я приходил с огромным желанием играть и отдохнувшим. Вы не подумайте, что у меня желания в прошлом году не было. Но постоянно ощущалась усталость.
Вот, например, был недавно перерыв в чемпионате на Евротур. Обычно в это время команды много тренируются, и у нас так было. Но потом мы провели специальные тесты, которые показали, что парни очень устали. Тогда наши тренеры дали нам отдохнуть и сделали занятия покороче. После паузы мы поехали на выезд и физически чувствовали себя очень хорошо.
Понятно, что болельщики оценивают нас по результатам и турнирной таблице. Но ведь легче всего сказать, что тренер плохой, а не 20 игроков.
- Хорошо, если главный тренер и весь тренерский штаб многие вещи делали правильно, то в чём причина такого положения в турнирной таблице?
- Мы забиваем полторы шайбы за игру. Это очень мало. У нас хороший вратарь, который постоянно выручает, но он не может каждый матч пропускать один гол или не пропускать совсем. Еще я смотрел таблицу наших выездных и домашних матчей. Так, в гостях мы вообще практически не забиваем. Вот и сейчас из Братиславы и Загреба вернулись с одной заброшенной шайбой. С такими показателями тяжело добиваться результатов.
- Защитники предъявляют претензии нападающим?
- В этом смысле у нас нет разделения. Мы одна команда. Защитник может забросить 20 шайб, а нападающий – ни одной, но пользы от него будет гораздо больше, чем от этого защитника. Надо, чтобы все помогали друг другу. У нас пока это не получается. Не могу сказать, что кто-то не старается. Но у нас точно есть парни, которые просто приходят поиграть в хоккей, а не работают и пашут на команду. Ответственности не хватает.
- Ты сейчас третий в списке снайперов команды. Как так получилось?
- Мы с ребятами придумали розыгрыш большинства в начале сезона, когда я играл в центре зоны. Моя роль была в том, чтобы открываться под партнеров и отвлекать на себя внимание соперников. А потом у нас начали проходить прострелы в центр с моими подставлениями. Я так три шайбы забросил. Еще одну – с добивания. Вот отнимите от восьми эти четыре, и получится четыре. Обычный, средний результат для защитника.
- Хотелось бы узнать, что ты думаешь о прогрессе своего друга, Томаша Зогорны?
- Я его знаю уже много лет, с тех пор, как мы в Чехии начали играть за взрослые команды. В прошлом сезоне он только адаптировался в лиге, в новой стране, не знал язык. Сейчас он уже игрок сборной Чехии, приобрёл уверенность. Думаю, он может играть ещё лучше.
- Вы с ним на льду абсолютно разные: ты всегда спокоен, а он играет по-спортивному нагло. Как относишься к его стилю игры?
- Такие хоккеисты нужны в каждой команде. Он приезжает на пятак, его там бьют, но в следующем эпизоде он опять там. Это поднимает боевой дух команды, настроение парней. Да и болельщикам такой стиль нравится.
- Поговорим о тебе. Вот уже третий сезон ты играешь на Дальнем Востоке. Когда в 2014 году ты ехал во Владивосток, для тебя это была неизведанная земля. Что сейчас ты рассказываешь о наших краях дома в Чехии?
- В хоккейном плане рассказываю о перелетах. Это достаточно тяжело. Каждый, кто летал из Хабаровска в Москву или обратно, об этом знает. А мы еще и играем при акклиматизации и сменах часовых поясов. Сложно для организма. Поэтому надо очень внимательно следить за собой, за распорядком дня, за сном. В этих условиях можно добиваться результата. Нам проще играть дома с приезжающими командами, а на выезде нужно грамотно выстраивать тактику. У нас, к сожалению, пока не получается. Думаю, «Амуру» нужны 20 игроков, которые понимают все эти сложности и готовы к ним.
Вне хоккея мне очень нравится то, что в Хабаровске очень много солнца. Я такого нигде не видел. Конечно, не курорт, не Египет и не Турция, ха-ха, но очень здорово. Люблю, когда постоянно светлые дни. Это настраивает на позитив.
- Ты вообще человек очень позитивный и легко соглашаешься на различные необычные акции. В прошлом межсезонье, например, целый день вёл официальный аккаунт КХЛ в Твиттере.
- На самом деле, я не люблю быть в центре внимания, после каждого матча раздавать интервью и ходить на встречи с болельщиками. Но если меня просят принять участие в какой-то акции, я практически никогда не отказываюсь. Понимаю, что это часть работы. По секрету скажу, когда сотрудники пресс-службы клуба приходят с очередной идеей, я не очень-то хочу в ней участвовать, но всегда соглашаюсь, ха-ха. Мы ведь делаем всё для людей и мне это нравится.
- В Твиттере КХЛ год назад ты написал, что у тебя отобрали паспорт и вернут его только тогда, когда ты напишешь определенное количество сообщений.
- Ха-ха, это шутка, конечно. Кстати, я действительно вёл аккаунт сам, со своего телефона. Советовался с работником клуба, если не был уверен, что пишу правильно. Но вообще самостоятельно справлялся.
- Как ребята в команде отнеслись к работе такого «шпиона» как ты?
- Они же понимали, что я это делаю для КХЛ, в интересах команды и клуба. Так что нормально отнеслись, не «тормозили» и не мешали, даже помогали. Если бы я такой «день с Коларжем» делал для своего личного Твиттера, меня бы, наверное, послали куда подальше.
- Перед Новым Годом ты и вовсе взял в руки микрофон и вместе со съемочной группой местного телеканала катался на муниципальном автобусе и опрашивал пассажиров. Как ты на это согласился?
- Я не очень понимаю, почему вы так странно относитесь к городским автобусам. Мы и дома ими пользуемся, и в Хабаровске регулярно. Это нормальная жизнь. Вышел из магазина, не хочешь ждать такси, остановка рядом, сел и поехал. Ничего особенного. Меня в хабаровских автобусах даже не узнали ни разу.
- Что запомнилось из этого «автобусного интервью»?
- Одна женщина начала со мной обсуждать историю Хабаровского края. В деталях и подробностях. Когда мы с женой гуляем по Хабаровску, то внимательно рассматриваем памятники, читаем в Интернете какие-то вещи. Я знаю, кто такой граф Муравьев-Амурский и что он сделал для вашей страны, когда и кем был построен город. Но эта женщина устроила мне настоящий экзамен. Наверное, учительница истории, ха-ха.
Еще я у водителя спросил, кто его любимый игрок в «Амуре»? Он меня узнал, но ответил, что Томаш Зогорна. Да, этот парень многим нравится.
- Есть любимые места в Хабаровске?
- Мне весь центр нравится. Здорово, что можно обойти его пешком. Просто идешь спокойно пару часов и приятно проводишь время. Жена еще была в дальневосточном зоосаде, видела тигра Бархата. Ей понравилось. Я тоже хочу съездить, но зимой очень холодно.
- Нравится настоящая русская зима, когда на улице солнечно и -30?
- Да, если только ветра нет, ха-ха.
- Вернемся к хоккею. В регулярном сезоне осталось не так много матчей, отрыв от зоны плей-офф серьезный. В чем лично ты будешь находить мотивацию на финальную часть «регулярки»?
- Не нужно думать о плей-офф, нужно думать о болельщиках и победах. Ты играешь для своих зрителей, для своей семьи и для команды. Это большая ответственность и огромная мотивация.
- Болельщики иногда пишут, что «сегодня хоккеисты не хотели играть». Такое вообще возможно в профессиональном спорте?
- Я могу за себя сказать. Желание есть всегда. Но бывают такие дни, когда соперник лучше. Бывают игры, когда накапливается усталость. Бывает, что всё, вроде бы, получается, но всё равно проигрываешь. Для меня каждый матч – это праздник. Наверное, не всем нравится моя игра, но я стараюсь. Болельщики просто видят только то, что происходит на льду. Они частенько не знают, что мы, например, добирались домой с выезда с задержками и кучу сил оставили там, не спали две ночи, а потом вышли на площадку. В такие дни голова хочет, а тело не позволяет показать хороший хоккей.
- Твой контракт с «Амуром» заканчивается этой весной. Как известно, ты очень не любишь часто менять клубы. Какие планы, Ян?
- Мой агент занимается этими вопросами. На данный момент у меня нет предложений. Но вариант с «Амуром» будем рассматривать очень серьезно. Я хочу играть здесь, мне всё нравится. Надеюсь, что мы сможем договориться.