Юха Метсола: «Хочется, чтобы болельщики в нас верили»
Финский голкипер «Амура» уверенно подбирается к рекорду «Амура» по количеству «сухих» матчей. Уже сейчас можно говорить, что Юха Метсола – один из сильнейших вратарей, защищавших последний рубеж хабаровской команды. Отличная скорость, фантастическая реакция и стабильность – его визитные карточки. Помимо этого, он очень интересный человек, который не даёт скучных интервью. Можете убедиться сами.
- Ты – один из самых стабильных вратарей в КХЛ. Твоя статистика и в прошлом сезоне, и в этом, одинаково впечатляющая. Как удается постоянно выступать на таком уровне?
- Я играю много, и мне это нравится. В таком режиме легче проводить успешные серии игр. Как будто попадаешь на волну: сыграл хорошо сегодня, на этих же эмоциях повторил это в следующий раз. Конечно, бывают и неудачные вечера. Но я умею про них забывать. Я много играл в Финляндии, много играл в прошлом сезоне, в этом, так ты постоянно держишь себя в тонусе.
- Но ведь и устаешь при этом больше. В нынешнем чемпионате даже был период, когда тренерский штаб дал тебе возможность отдохнуть и ты не выходил на лёд в трёх матчах.
- Мы много путешествуем, меняем часовые пояса, а это не так уж и просто. В Финляндии я бы легко мог сыграть все 60 матчей в регулярном чемпионате. Но в КХЛ такое невозможно, ведь на каждую игру ты должен выходить в оптимальном физическом состоянии, полностью сконцентрированным. Если ты чувствуешь себя уставшим, то ничего хорошего из этого не выйдет.
- А что насчет психологической усталости? От вратаря в нашей команде, как и в любой другой, зависит очень многое. Это ведь постоянный стресс.
- Я понимаю, о чём речь. Но я стараюсь не забивать этим голову. Мы не самая результативная команда в Лиге, поэтому я знаю, что если пропущу три шайбы, то мы вряд ли сможем победить. Но я это воспринимаю как вызов, а не как проблему. Иногда, конечно, хочется взять паузу, но наш календарь очень интенсивный, времени на отдых практически нет. Вот сейчас перерыв на Евротур, но мы будем играть. Ничего не поделаешь. Всё нормально.
- Нынешний сезон ты начал на скамейке запасных. Как отнесся к этому?
- Нормально. Это решение тренеров, они видели ситуацию под таким углом. Никаких проблем. Если напарник играет хорошо, то никаких проблем. Всё по-честному. Думал лишь о том, что когда наступит моя очередь играть, я должен быть полностью готов.
- Какие у тебя отношения с вратарями «Амура»?
- Всё замечательно. Сколько себя помню, с этим никогда не было проблем. Мне очень нравится «Печа» (Александр Печурский – прим.), простой парень, у нас с ним похожая вратарская психология. Сейчас вот Илья [Андрюхов] здорово выглядит. Мне нравится смотреть, как он играет. Очень быстрый. И очень громкий, ха-ха. Аликин очень талантливый, отличный парень. Да они все отличные ребята.
- Со стороны ты кажешься очень спокойным. Причём как на льду, так и в жизни. Сложно представить, что может вывести тебя из равновесия. Это – приобретенное качество или ты был таким с самого детства?
- И то, и другое. Мой подход такой – это всего лишь хоккей, это не важнейшая вещь в мире. Конечно, мы занимаемся этим очень серьезно, профессионально, выкладываемся по полной. Но есть в жизни и кое-что поважнее.
- Немецкий автогонщик Нико Росберг в этом году выиграл чемпионат Формулы-1, и сразу после победы заявил о завершении карьеры. В 31 год. Решил, что семья важнее. Ты понимаешь его мотивацию?
- Ну, я о завершении карьеры точно не думаю, ха-ха. Хотя у меня и родилась дочка. Для меня хоккей – отдельно, семья – отдельно. С появлением Маллы в нашей жизни ничего глобально не изменилось. Я и до этого считал, что семья важнее хоккея.
- Вы разговариваете с женой о хоккее? После матчей и вообще.
- Ни-ког-да. Вот совсем никогда. Нет.
- А она разбирается в правилах?
- Ха-ха, думаю, сейчас получше, чем 10 лет назад, когда мы познакомились. Наверное, знает, что такое «вне игры» или проброс. Хотя я не уверен. Мы ведь не разговариваем о хоккее.
- Давай поговорим о сборной. Ты регулярно вызывался в национальную команду в прошлом сезоне, претендовал на попадание на Чемпионат мира. Но, в итоге, туда не поехал. Расстроился?
- Конечно, у меня была цель попасть в окончательный состав сборной Финляндии, раз уж пригласили на сборы перед Чемпионатом мира. Но я ведь знал расклад, что если приедут вратари из НХЛ, то я стану лишним. Ничего не поделаешь. В конце концов, было весело потренироваться и поработать с парнями.
- В нынешнем сезоне тебя вызвали в финскую сборную на первый этап Евротура в экстренном порядке, из-за травмы Коскинена. На «Кубок Первого канала» ты вообще не поехал. Почему?
- Меня, вообще-то, вызвали на этот турнир. Но я сказал ребятам из сборной, что не поеду, потому что у «Амура» сейчас очень важные игры. Это было моё решение. Надеюсь, что пригласят на Шведские игры в феврале, если, конечно, не слишком разозлились на меня из-за этого отказа. Позовут – поеду с удовольствием.
- Отыграв отличный сезон в «Амуре», ты принял решение подписать с клубом контракт ещё на два года. Как принимал это решение?
- Мне и семье нравится здесь. Я никогда не любил часто менять клубы, это не моё. Всегда проще играть там, где ты всех знаешь, все знают тебя. В общем, меня все устраивает в «Амуре», поэтому я и здесь.
- Скажи честно, у тебя было много предложений от других клубов прошлой весной?
- Честно говорю, я понятия не имею. Даже не спрашивал своего агента об этом. Может, кто-то интересовался. Но я хотел остаться в «Амуре».
- Команда пока находится вне зоны плей-офф. Болельщики хотят большего. Чувствуешь дополнительное психологическое давление в связи с результатами команды?
- Все хотят выигрывать. Если такого желания нет, то лучше уж вообще на лёд не выходить. Я понимаю болельщиков, мы побеждаем гораздо реже, чем им хочется, да и нам самим. Это прозвучит как клише, но мы просто должны работать над собой, больше ничего не остаётся. Не существует никаких магических трюков, которые способны мгновенно изменить ситуацию. Просто нужно пахать и «быть в одной лодке», верить друг в друга, в то, что мы попадём в плей-офф. Хочется, чтобы болельщики тоже в нас верили. Это очень помогает.
- Ты следишь за своей статистикой?
- Тренеры постоянно вывешивают индивидуальную статистику в раздевалке. Вот там иногда смотрю. А иногда и прохожу мимо.
- Успел заметить, что у тебя уже две результативные передачи?
- Мне абсолютно всё равно, серьезно. А разве в прошлом сезоне у меня не было передач?
- Была. Но одна. А тут две, да еще и в двух матчах подряд.
- Ух ты, потрясающе, ха-ха. Слушайте, мне действительно всё равно. С радостью бы обменял эти передачи на очки в таблице. Не так давно журналисты мне намекнули, что у меня больше очков, чем у некоторых партнеров по команде. Не забывайте, я играю весь матч, а они – по сменам. Так что у меня есть серьезное преимущество.
- Есть вратари, которые очень хотят забросить шайбу в чужие ворота. У тебя нет желания таким образом войти в историю «Амура»?
- Если бы мне представилась такая возможность, я бы попробовал. Но шанс бросить по пустым воротам от своих выпадает очень редко. А если и выпадает, то нужно нанести практически идеальный бросок, чтобы попасть. Посмотрим. Хотелось бы, конечно.
- В твоей спортивной биографии есть совершенно невероятная история. Твоя «Таппара» с 2012 по 2015 годы трижды выходила в финал финского чемпионата и трижды там уступала. Причем в последних двух сезонах это происходило в овертаймах решающих матчей. Насколько тяжело такие поражения переживает вратарь?
- Ничего хорошего вратарь не испытывает, это скажу точно. Это были отличные матчи, незабываемая атмосфера, только вот результат плохой. Третье поражение было особенно тяжелым. Первые два… Ну, это хоккей, всякое может случиться. Но, проиграв в 2015, мы почувствовали огромное опустошение.
- Как ты спал после игры?
- Выпил пару банок пива, так что спал очень неплохо, ха-ха.
- Можно сказать, что именно после этого третьего поражения ты решил перебраться в другую лигу и в другую страну?
- Нет, я уехал бы в любом случае. Даже если бы мы стали чемпионами. Просто пришло время что-то поменять, получить новый опыт. Я четыре года играл за команду родного города, нужно было двигаться дальше.
- Что больше всего удивило в России?
- Я знал, куда еду. Много моих приятелей играли в Хабаровске, я разговаривал с ними и они рассказали, чего ожидать. Конечно, здесь многое устроено не так, как в Финляндии, но ничего шокирующего. Борщ, кстати, в порядке, хотя и не могу сказать, что он стал моим любимым блюдом. Главные различия в хоккее, вот к этому пришлось привыкать.
- Специалисты отмечали, что в первых матчах в КХЛ ты играл так же, как в Финляндии. Далеко выкатывался из ворот, ожидая прямых бросков, но хоккей в КХЛ оказался другим.
- Это уж точно. Какое-то время действительно ушло на адаптацию. В Финляндии играют в североамериканский хоккей, очень много бросают по воротам. Поэтому там я обычно провоцировал нападающих, далеко выезжая из площади ворот, и это работало. А здесь больше поперечных передач, да и вообще передач, что поначалу доставляло мне неудобства. Вроде бы, теперь всё нормально. Я всегда стараюсь «читать» игру, предвидеть, что будут делать соперники. Это даёт большое преимущество, особенно для маленьких парней вроде меня.
- Кстати, говоря о твоих габаритах. Это создаёт проблемы? Ведь сейчас мода на крупных вратарей.
- Эта мода была уже тогда, когда я начинал играть. Все говорили, что я очень маленький и всё в этом роде. Ну да, я маленький, и что я могу с этим поделать? Зато я быстрый и постоянно работаю над тем, чтобы стать ещё быстрее. А вот свой рост у меня точно не получится увеличить. Так и зачем переживать по этому поводу?
- Финская школа хоккея дала миру очень много сильных вратарей за последние 10 лет. В чём секрет?
- Меня часто об этом спрашивают, почему-то. Один из факторов заключается в том, что у нас со всеми детскими командами работают тренеры вратарей. У меня он появился, когда мне было 10 лет и каждый сезон после этого с голкиперами работали специалисты. Других факторов, честно говоря, не могу назвать.
- Кого бы ты назвал лучшим финским вратарём в мире на данный момент?
- Сейчас абсолютно фантастически за «Нью-Йорк Рейнджерс» выступает мой ровесник Антти Рантаа. Я играл против него в финале финского чемпионата в 2013 году. Он выиграл Кубок и просто доминировал на льду. Никогда ничего подобного в своей жизни не видел. Сразу после этого он и уехал в НХЛ и сейчас один из лучших вратарей там. Еще мне нравится, как играет Туука Раск.
- Туука Раск очень эмоциональный вратарь, знаменитый тем, что может легко разнести клюшку о ворота, или подраться с соперниками. Что должно произойти, чтобы подобным образом поступил Юха Метсола? Такое вообще возможно?
- Возможно, поверьте мне. Когда-нибудь это точно случится.
Впервые интервью было опубликовано в журнале «PRO Хоккей»