9. Битва за Канаду: последние годы Шестерки, 1962-1967
Впрочем, одними только звездами не чашки не выигрываются. У Детройта, вон, Хоу и Дельвеккио по 30-40 минут каждый матч стату набивают, а толку? Что в обороне проходной двор, что на воротах не понятно кто. А проходной двор начался с того, что Джейк Адамс еще в 1959 посрался с Редом Келли. В своем стиле, Адамс уже подготовил сделку с ментами из Нью-Йорка. Однако Келли не особо стремился погружаться на это дно, и объявил о завершении карьеры.
Вот здесь стоит сделать лирическое отступление, в рамках которого настоятельно рекомендую просто встать и похлопать тогдашнему главному тренеру Торонто Панчу Имлаху (Punch Imlach). После двух финалов, в глухую слитых тогда еще несокрушимым Хабам, Имлах внимательно оглядел обстановку и проделал неплохую работу над ошибками. Во-первых, после беспросветной середины 50-х, команда смогла встать на ноги и всерьез заявить о себе, как о второй силе в лиге. Значит, пора брат, пора бить красных, за Колчака Конна Смайта. Во-вторых, структура нынешнего Торонто очень напоминала команду 1947-1951 годов своим упором на оборону. Великолепное соцветие защитников - Алан Стэнли, Тим Хортон, Карл Брюэр и Боб Баун идеально дополнялось вратарем Джонни "Китайская стена" Брауэром. Брауэр дебютировал в НХЛ в 29 лет, всю молодость прошлявшись по низшим лигам. Кстати, шлялся не просто так - Джонни до сих пор держит вратарский рекорд АХЛ в 359 побед. Первую Везину он выиграл в 36 лет, а в 37 поднял чашку. В двадцать первом веке довольно удачный косплей Брауэра получился у Тима Томаса. Капитаном команды был форвард Джордж Армстронг, мастер по мотивации товарищей пламенными речами в раздевалке, кроме факта своего капитанства не запомнившийся ничем.
Теперь подробней о таком факте, как МОЯ ОБОРОНА. Надо упомянуть, что Зал Славы НХЛ считает защиту Торонто 1962-1967 лучшей не просто, а вообще в истории. Раз уж пришло время цитаток, приведу высказывание Бобби Халла о лидере Торонто Тиме Хортоне:
"Были защитники, которых приходилось бояться, потому что они были жесткими и готовы были припечатать тебя к борту, атакуя сзади, например, Эдди Шор. Но Тима Хортона уважали за то, что ему не нужно было никого запугивать таким образом. Он пользовался своей невероятной силой и своим талантом, чтобы держать тебя под опекой."
Напарником Хортона был Алан Стэнли. Честно говоря, судить о статистике отдельных защитников всегда сложно. Ибо циферки очков о многом не скажут, а показателя плюс/минус или этих ваших корси в те времена попусту не было. Более того, даже откопать видео с игрой МОЕЙ ОБОРОНЫ весьма проблематично. Посему придется довольствоваться весьма скромными пруфами, а именно - Хортон и Стэнли в будущем войдут в Зал Славы НХЛ. Занятный факт - ни один из игроков "лучшей обороны" ни разу не выигрывал Норрис Трофи. В те годы трофей сперва постоянно оказывался у хаба Дага Харви, затем - у ястреба Пьера Пилота. А первым в истории владельцем введенной в 1954 году награды лучшему защитнику был Ред Келли.
Ред Келли, который в начале статьи поругался с Адамсом и якобы завершил карьеру прям по ходу сезона. Да, аплодисменты Панчу Имлаху мы берегли для этого момента. В 1960 тренер Листьев уговорил Келли перейти в Торонто. Здесь можно долго вспоминать о ненависти между командами (а ведь Келли играл за Крыльев еще с 1947 года) и о том, как красочно описывал эту ненависть Тед Линдсей. Однако факт остается фактом - сезон 1959-1960 Келли завершал в Листьях, причем за своего лучшего защитника Джейк Адамс получил даже не мешок шайб, а пакетик льда.
Многоходовочка Имлаха на этом не заканчивается. И правда, места в топ-4 обороны уже забиты, обе пары были прекрасно сыграны. Неужели тренер Листьев просто решил урвать халяву? Не так просто. Вдоволь насмотревшись на игру Беливо и Анри Ришара, Панч понял, что его собственные центры не катят, от слова никак. В то же время, на руках был седьмой защитник, стабильно забивающий 10+ шайб за сезон. Первый матч за Листьев Ред Келли начал на точке вбрасывания, имея на фланге не быдло из боттом-6, а немного немало Фрэнка Маховлича. В следующем сезоне Келли набрал 70(20+50) очков за 64 матча, а его левый крайний забил 48 голов. И это не считая того, что главной функцией Келли оставалась работа в обороне, с которой тот блестяще справлялся. В надбавку, Имлах привел в команду молодого Дейва Кеона, который с ходу закрепился на позиции второго центра команды, выиграв Колдел-1961. Абсолютный profit.
И все-таки, главной звездой обновленного Торонто был Фрэнк "Большой М" Маховлич. Во всяком случае, должен был быть. Фрэнк провел хорошую карьеру, но от него требовали отличной. Если проблемой Мориса Ришара стали травмы, то проблемой Маховлича - желание болельщиков Торонто видеть в нем Мориса Ришара. Хотя, стата у них довольно схожая - 1103 (533+570) очка в 1181 матче у Френка против 965 (544+421) за 978 игр Мориса. Да и первый сезон (1957-1958) Маховлич провел великолепно, забив двадцатку и отобрав Колдер Трофи у самого Бобби Халла. А затем началось то, с чем и по сей день сталкивается молодежь Листьев.
Дело в том, что в Торонто очень требовательные болельщики. Если все канадцы больны хоккеем, то в Торонто на нем просто помешаны. Имея под боком вечно напичканного звездами и штампующего кубки соседа в лице Хабов, они требуют от своей команды еще большего (чего же?). Пресса здесь нещадно поливает хоккеистов отборнейшей грязью, а фанаты свистят по поводу и без него. Плюс, к 60-м годам они уже были немного обижены на жизнь за то, что у других, вон, Хоу, Ришар и Жоффрион, а тут унылая игра от обороны и какой-то АХЛовский дед в воротах. И вот, появился "Большой М", еще в подростковом возрасте считавшийся будущей легендой.
"Теперь оторвемся!" - типичный болельщик Торонто.
В столь любимом мной сезоне 1960-1961 Маховлич, как уже кучу раз говорилось, забил 48 шайб. Однако, ни разу не говорилось, что до конца регулярки на тот момент оставалось еще 14 игр. Все ждали еще парочки голов и повторения челленджа Ришара. Фрэнк не забил ни разу. Зато забил заклятый враг Берни Жоффрион из Монреаля, ставший вторым в истории владельцем полтоса и получивший Арт Росс и Харт. Как легко догадаться, общественность говорила далеко не о том, как хорош перспективный новичок. На каждом углу спрашивали, что это вообще за крендель, как он посмел и нахрен он тут такой нужен.
"Даже моя бабка забивает два гола за четырнадцать игр" - типичный болельщик Торонто.
Если сезон 1960-61 был сезоном Жоффриона, то следующий стал сезоном Планта. Легендарный голкипер вернул себе Везину и Харт, франкокоманда вновь заняла первое место по итогам регулярки. И как было не занять? Атака Монреаля была такой же звездной, как и оборона Торонто. Вот здесь уже можно судить по стате, поэтому в скобочках буду приводить число очков за карьеру. Рекомендую сравнивать не с Гретцки, Босси, Мессье и прочими господами из 80-х (когда забивалось по 10 шайб за матч), а хотя бы с тем же самым Морисом Ришаром (965). Итак, переходим к описанию l'attaque. Вокруг центральной оси из Жана Беливо (1219), Анри Ришара (1046) и Ральфа Бэкстрема (502) летали Берни Жоффрион (759), Дикки Мур (594), Клод Прово (589), Бобби Руссо(522). Все это дополнялось Тоу Блейком на тренерском мостике (кстати, в бытность свою игроком первый центр Ракеты набрал "всего" 527 поинтов) и Фрэнком Селке в кресле генменеджера. Впрочем, была ли l'attaque круче МОЕЙ ОБОРОНЫ, покажет плей-офф.
А в плей-офф Хабы опять слились Шике в полуфинале, 4:2, как и в прошлом году. А вот Торонто... Торонто с Шикой справилось за шесть матчей. Как говорят в народе, если на каждого журналиста найдется свой Стэн Микита, то и на каждого Бобби Халла найдется свой Тим Хортон. Панч Имлах начал вкушать плоды своей работы, подняв над головой первый кубок Стэнли. Кстати, после этой победы случился один интересный, и даже мистический факт, в который я сам не слишком-то верю. Как помнит читатель, свой уже не последний кубок Торонто выиграло в 1951, а победный гол в овертайме финала забросил Билл Барилко, трагически разбившийся вскоре после победы. Тело Барилко было найдено на следующий день после победы в 1962. Магия!
В следующем году наконец состоялась долгожданный канадский версус в по. Правда, борьбы не получилось - Листья смяли Монреаль в пяти матчах, а в финале столь же легко переехали старперов из Детройта. Второй кс для Френка Маховлича, который за весь плей-офф не забросил ни разу, зовите "типичного болельщика Торонто". За что был освистан фанатами во время вручения кубка, а так же во время чемпионского парада. Вот где-то с этого момента карьера Френка в Листьях пошла через задницу. Началась жесткая депрессия, в смысле не та, при которой сидишь весь такой романтичный с cup of tea и смотришь в окно грустными глазками под песни Сплин, а которая психическое заболевание. Маховлича до того задевало негативное общественное мнение, что он мог во время выезда команда слезть с поезда и уехать домой, рыдать в подушку. Этим самокопанием "Большой М" довел себя аж до госпитализации.
А мы, аки тот поезд, едем дальше. В сезоне 1963-1964 Горди Хоу забил свою 545ую шайбу, тем самым побив рекорд Ришара-старшего. Причем, забил он ее именно в ворота Монреаля. У самих же Хабов произошли серьезные изменения в составе. Из-за очередного срача Тоу Блейка и Жака Планта последний был обменян в Рейнджерс. Вратарскую позицию занял Чарли Ходж, с ходу выигравший "Везину". В команде появился перспективный новичок Иван Курнуайе, один из самых быстрых хоккеистов в истории. О нем мы еще успеем наговориться в семидесятых и во время суперсерии. Кстати о суперсерии - в тот же год дебютировали Фил "Профи" Эспозито и Пол "Палач" Хендерсон. Англоканадцы тоже на месте не сидели. Из Нью-Йорка был получен многолетний лидер ментов Энди Батгейт, который заменил Реда Келли в первом звене и стал лучшим ассистентом регулярки (58 передач).
Третий кубок Листья брали потом и кровью. Канадский полуфинал наконец-то выдал экшон, и лишь в седьмом матче МОЕЙ ОБОРОНЕ удалось превозмочь l'attaque. В другом полуфинале Крылья вернули Шике должок за финал-61, выиграв со счетом 4:3. И вновь сине-белые против красно-белых, Спартак против Динамо. Заруба вышла на славу, что еще сказать. Защитник листьев Боб Браун из-за полученной в той серии травмы вне площадки передвигался на костылях, а на льду не пропускал ни одной смены. В седьмом матче Джонни Бауэр оформил сухарь, а команда выиграла 4:0 (теги: Тим Томас, седьмой матч, Ванкувер, 2011). "Торонто Мейпл Лифс" стали первым клубом в истории лиги, дважды создававшим команду-династию.
От таких событий в Монреале произошел небольшой Ie бугурт, после которого господин генеральный менеджер Френк Селке ушел в отставку, а Берни Жоффрион завершил карьеру игрока. В честь Селке назовут введенный в 1977 приз лучшему форварду оборонительного плана. А введенный в нынешнем (1964-65) сезоне приз лучшему игроку плей-офф назовут именем Конна Смайта. Так что теперь мне будет проще выделять героев кубковых баталий, хех. Кроме всего вышеперечисленного, лига придумала еще одно нововведение - теперь в каждой команде должно быть два вратаря. Листья пошли по знакомой схеме "опыт решает", и выменяли у Детройта своего многолетнего врага Терри Савчука (Ред Келли одобряэ). В итоге, два деда смогли выиграть Везину. Правда, и Крылья обиженными не остались - вратарь-новичок Родже Крозиер взял Колдер. Об альянсе Савчук-Бауэр расскажет последний:
"Я не носил маску до последних игр, на мое лице было около 200-х стяжков, а у Терри их было в два раза больше, и он носил маску. У него был фирменный прием, он нырял головой навстречу игроку, и пытался выбить шайбу с его клюшки. Риск был очень большой, так как сама голова в любой момент могла быть разрезанной лезвием коньков. Свой стиль он называл pokecheck. Однажды я попробовал этот трюк в матче с "Монреалем", выбитая шайба из клюшки Ивана Курнуаей отскочила к Джону Армстронгу и тот забросил шайбу".
Плей-офф 1965 аналитике упорно не поддается, от слова совсем. Полуфинальные серии вновь выложились в картинку Хабы-Листья Крылья-Шика, но уже с противоположенным исходом. Казалось бы, Торонто и Детройт однозначно усилились, а Хабы ослабли. Однако, Монреаль без Жоффриона смог то, что не смог Жоффрион. Счет серии - 4:2 в пользу франкоканадцев. Шика, которую тащили самые звездные звезды лиги (в тот год Халл выиграл Харт, Микита - Арт Росс, а Пилот - Норрис) пришла Крыльев, однако на седьмой матч финала силенок не хватило. Первым в истории обладателем Конн Смайт Трофи стал Жан Беливо. Вот такая вот ирония, мол, вы нам трофей в честь функционера Торонто, а мы вам - обладателя из Монреаля.
А ларчик, как говорится, открывать и не надо было. После ухода Дага Харви, у Хабов наконец-то появился топ-защ, и имя ему - Жак Лаперрьер. Кстати, кумиром Жака был как раз таки Харви, чей номер "2" он и унаследовал. Стоит ли говорить, что в розыгрыше КС-1966 некогда грозное Торонто было вынесено в сухую, а очередной канадо-американский финал с Детройтом закончился столь же очередной победой Хабов. Новая чашка стала 14-той по счету для Монреаля (спойлер: больше никто не наберет). Судьба же Конн Смайт Трофи была интересной - приз достался голкиперу Детройта Роже Крозиеру. В дальнейшем такое повториться всего четыре раза (Гленн Холл, 1968; Реджи Лич, 1976; Рон Хекстолл, 1987; Жан-Себастьян Жигер, 2003). Не считая Лича, одни тащеры-вратари. До конца эпохи "Original Six" остался один сезон.
Вдоволь насмотревшись на подвиги своих былых товарищей, Берни Жоффрион решил вернуться в большой хоккей. Легенда легендой, а ЧСВ никто не отменял. Правда, в Монреале своих легенд хватало, и свой же бывший лидер оказался там не нужен. Посему, пришлось Жоффриону отправляться в Нью-Йорк. Былой результативностью Бум-Бум не блистал, однако ему все-таки хватило сил убрать ментов с последнего места, и даже вывести в плей-офф. Правда, лишь за тем, чтобы в сухую влететь Монреалю.
Ожидалось, что остановить Хабов выпадет Чикаге, как в 1961. Впервые за сорок лет Индейцы по-настоящему смогли в регулярку, заняв первое место. Трое форвардов Шики вошли в топ-5 бомбардиров сезона, Глен Холл взял Везину. Однако взять реванш не получилось. В финал заползли деды из Торонто.
Что сказать о последнем финале? Это была попытка засушить дождь. Первый матч Хабы уверенно проехались по Листьям - 6:2. Правда, затем Джонни Бауэр, которому на тот момент было 42 года, взял себя в руки. 0:3 в пользу Торонто, счет в серии 1:1. В третьем матче его мучили аж два овертайма, но Монреаль все равно упустил победу - 2:3. Впрочем, это слегка расслабило Листьев, и в четвертой игре l'attaque снова отгрузили шестерку шайб (6:2). Счет, как вы понимаете, сравнялся. А вот дальше у Беливо и Ришара кончились патроны. 1:4 и 1:3, попытка увенчалась успехом. 2 мая Панч Имлах поднял чашку кофе (скорее, все-таки, чего-нибудь покрепче) в честь победы Торонто Мейпл Лифс в чашке Стэнли.
"Четвертый кубок я считаю самым сладким, никто не верил, что мы можем выиграть. У нас было девять парней в команде, которым было больше 35 лет... Когда сейчас "Детройт" называют командой дедов, у меня это вызывает улыбку." - все тот же Джонни Бауэр. А Конн Смайт достался форварду Дейву Кеону, который набрал всего 8(3+5) очков в 12 матчах, зато умел в оборону лучше, чем все напы Хабов вместе взятые.
В конце я обычно пишу про то, с чего бы вдруг такая славная династия развалилась. Сейчас же все и так понятно, да и не хочется о грустном. Потому оставлю краткий факт-превью: Колдер трофи сезона 1966-1967 выиграл Бобби Орр.