8. Как закатали каток: плей-офф за «Чикаго», 1961
Перед сезоном 1960-1961 из хоккея ушли сразу две легенды - капитан и уже просто Отец Монреаля Морис Ришар, а так же известный по Детройту, но закончивший в Чикаго Тед Линдсей. Кстати, последний вернется на лед в 1964, и по фану откатает сезон за родной Детройт, набрав 28 очков в 68 матчах. Однако, про Линдсея в Детройте сказано уже много, а в рамках непосредственно сегодняшней темы разговора нас интересует его игра за ястребов. Игра эта, надо сказать, была хорошая. Клюшкой и авторитетом, Тед помог одному из главных аутсайдеров лиги хоть как-то стать на ноги. Если раньше клуб 10 лет не выходил в плей-офф и был близок к банкротству, то регулярный сезон 1959-1960 закончился для чик на 3 месте. Такие дела.
Впервые за последние шесть лет, в сезоне 1960-1961 у Монреаля дела пошли не очень - потеря капитана оказалась более чувствительной, чем ожидалось. В игровом плане Хабы потеряли не много - на закате карьеры Ришар стал средним форвардом топ-6, и уже не накидывал по пятьдесят банок за сезон. На льду командой рулили Берни Жоффрион и Жан Беливо. Однако, поделить руль в раздевалке они так и не смогли. После долгих раздумий, взвешиваний всех "против" и их сравнений со всеми "за", капитанскую нашивку получил Беливо. "Бум-бум" же считал, что он гораздо более предан клубу, лучше умеет в забивание голов и вообще кто такой это Беливо. Впрочем, некоторая правда в его мнении есть. Заменить такого лидера, как Морис Ришар, Жан Беливо тогда еще не мог. Другое дело, что и самому Жоффриону это вряд ли удалось бы.
Глядя в весну, как в будущее (хотя почему как), можно сказать, что именно с этого несогласия у Монреаля все пошло через заднее место. Чуть позже, ситуацию в клубе довольно красочно опишет известный классик: "Однажды лебедь, рак и щука тянуть с поклажей воз взялись..." Кто именно был раком, выяснять не будем. Однако, как известно, "когда в товарищах согласья нет", тогда и вратарь играет хреново. Впервые за последние пять сезонов Жак Плант уступил Везину - обладателем награды стал ВНЕЗАПНО не Савчук и не Гленн Холл, а 36-летний голкипер Листьев Джонни Бауэр, который станет одним из ГГ следующей статьи.
Однако говорить мы будем именно про Гленна Холла. Вы его, возможно, помните - один из перспективных игроков Детройта, зачем-то слитый Джейком Адамсом в Чикаго. В обратном направлении проследовал мешок шайб/картошки. В кои-то веки тогдашний менеджмент Чикаго не лоханулся, а заполучил настоящую стену для последнего рубежа. Вспоминая Холла, хочется сказать, что странности есть у всех вратарей - кто со штангами разговаривает, кто с экипировкой, кто просто много жрет (Турк Брода stile). Холл много (и обильно) блевал. Именно, Гленн до того волновался перед игрой, что в раздевалке ястребов даже ставили специальное ведро. Жаль, что его (ведро в смысле) не поставили в Зал славы - тоже атрибут легенды, почему нет? В рассматриваемый сезон играл он (в смысле, Холл) уже довольно хорошо, и даже удостоился места во Второй сборной всех звезд сезона. Туда же попал и капитан Чикаго - защитник Пьер Пилот.
Трехкратный обладатель Норрис Трофи (1963,1964,1965) трехкратным тогда еще не был - пост лучшего оборонца лиги из года в год занимал Даг Харви. А был Пилот всего лишь лидером Чикаго, достаточно молодым, но жестким и надежным оборонцем. Впрочем, и атаку поддержать не брезговал, хотя особо ей и не увлекался - 498 (80+418) очков в 890 играх с 1955 по 1969 год. Времена Бобби Орра еще не наступили, так что результат весьма кошерный. Впрочем, из статистических показателей капитана Чикаго куда больше интересовали минуты штрафа - в сезоне 1961 он стал лучшим забиякой лиги, отсидев 165 этих самых минут. Да, время Теда Линдсея прошло...
Вспомнив Линдсея, нельзя не вспомнить о Хоу. В том же 1961 Горди стал первым игроком, набравшим 1000 очков в НХЛ, тем самым заставив общественность задуматься - а так ли крут был Морис Ришар?
Про Везину и Норрис я уже сказал. Леди Бинг достался игроку теперь уже Торонто Реду Келли. Лучшим новичком признали центра опять таки Торонто Дейва Кеона. Остались только Харт и Арт Росс Трофи, борьба за которые шла нешуточная. Кстати, подаренный Кем-то Когда-то Харт Трофи был заменен на новый, ибо на первоначальном тупо не осталось места для великих имен. И в гонке за него не обойдется без Листьев - Берни Жоффрион, стремящийся доказать общественности свое превосходство над Беливо (аки Хоу над Ришаром), боролся с Френком Маховличем из Торонто. Кто такой Маховлич и чем он так крут, расскажу, по традиции, потом, тем более что оба трофея достались "Бум-Буму", который вновь оформил гроссмейстерские 50. Столь рьяные усилия лидера привели к тому, что Хабы снова закончили регулярку на первом месте. Вторыми, с небольшим отставанием, расположились Листья, третьими - Шика. На четвертое место кое-как заползли Крылья, коих, учитывая возраст Хоу, в пору называть Дедами. Таким образом, в полуфинале под, как думали в Квебеке, катком Хабов оказались ястребы. Даже не спрашивайте, 1-3, 2-4, упоротая сетка.
Каток за ястребами так и не угнался. Начавший трескаться еще летом, весной супер-коллектив Хабов раскололся совсем, словно лед на речке в то же время года. Многолетнего лидера не было, в перерывах между периодами бывалые, казалось бы, игроки ждали, что скажут Жоффрион и Беливо, а те молча смотрели друг на друга или говорили наперебой. Взять индивидуальной игрой тоже не вышло - вдруг оказалось, что Пьер Пилот не особо хуже Дага Харви; Стэн Микита разрывает оборону соперника лучше, чем Жан Беливо; Гленн Холл ташчит как Жак Плант когда-то и лучше, чем Жак Плант сейчас. Кстати, два голкипера еще встретятся - в 1969 они вместе будут выступать за "Сент-Луис Блюз" (о, чет новенькое; расширенье близко, зовите Старков) и даже выиграют Везину - третью для Холла, седьмую для Планта. И наконец, главное - у Чикаго была своя "Ракета". А именно - Роберт (Бобби) Марвин "Золотая ракета" Халл. Словом, в плей-офф 1961 великий Монреаль выиграл всего две игры и, впервые за последние шесть лет, уехал домой без profita.
Кстати, был один игрок команды-династии, которого радовал этот факт - защитник Доллар Сен-Лоран (о нем в предыдущей части). А радовался он потому, что уже был игроком Чикаго.
Впрочем, лохонулись в этот раз не одни Хабы. Горди Хоу со словами "это вам за мои сороковые" почти в одиночку вынес весь блистающий трофеями состав Торонто со счетом 4:1. Маховлич уехал играть в гольф и строить планы по захвату мира(зачеркнуто) Кубка Стэнли, Келли обиделся на старого друга и просто уехал играть в гольф. Таким образом, финал проходил без двух основных контендеров, что в эпоху пары раундов плей-офф вещь вообще уникальная. К сожалению, афиши до нас не дошли, но уверен, что помимо "Город ветров против города моторов" там было что-то вроде "Два дуэта: опыт или молодость?", то есть Хоу и Дельвеккио супротив Халла и Микиты. В шести играх затащила молодежь. "Чикаго Блэк Хокс" выиграл третий в истории трофей, и первый - с 1938 года.
На протяжении всей карьеры эта молодежь будет жечь напалмом, поэтому не сказать о них - себя не уважать. Центрфорвад Стэн Микита, для которого прошедший сезон был третьим, проведет в Чикаго все двадцать два года своей карьеры. Микита и по сей день является лучшим бомбардиром в истории клуба - 1467 (541+926) очков в 1394 матчах. Кроме того, в 1967 году он выбьет никому еще не удававшийся челлендж, своеобразный трофи-трик, получив Харт Трофи+Арт Росс Трофи+Леди Бинг Трофи. Звуку аплодисментов Стэн ответит, что, мол, для него это вообще обычное дело, и повторит челлендж на следующий год.
Микита хорошо клал шайбы в ворота соперников, а еще клал на чужое мнение. Например, он стал одним из первых полевых игроков НХЛ, которые начали носить шлем. Правда, здесь обошлось без изобретений в духе кулстори от Жака Планта. Зато без насмешек и общественного порицания (в духе кулстори от Жака Планта) понятное дело, не обошлось. По этому поводу Стэн Микита оставил цитату, в которой предельно кратко и ясно выразил свое мнение о факте наличия столь дискуссионного предмета экипировки: «Я хочу проводить лето, подстригая траву вместо того, чтобы покоиться под травой». Как видно, звездный форвард был еще тем еще троллем, и между упражнениями с клюшкой любил поупражняться в остроумии, а его интервью могли бы конкурировать с монологами Брызгалова и шутеечками Панарина. Однажды в 80-х, один из журналистов решил расспросить завершившего карьеру хоккеиста:
- Что вам больше всего понравилось во время выступлений в НХЛ?
- Зарплата.
- А что - меньше всего?
- Размер зарплаты.
- ... Скажите, что изменилось с того момента, как вы закончили играть?
- Размер зарплаты.
- ...
(на фото: слева - Халл, справа - Микита; радуются чему-то)
Если Стэн Микита был крут как горы и яйца, Бобби Халл был круче первых, вторых и самого Микиты.
Прозвище "Золотая ракета" он заработал благодаря реактивному катанию, убойному удару (клюшкой и не только) и развевающейся светлой шевелюре. Шайбу после броска Халла как-то раз унесло со скростью 190,4 км/ч (118,3 миль/ч), и этот рекорд не побит до сих пор, не справились ни Уэбер, ни Хара, ни Овечкин. Наличие рекорда говорит о том, что Халл был не прочь покосплеить Берни Жоффриона (приложиться щелчком). Ради фана, можно вывести такую формулу: Ракета + Бум-Бум = Золотая ракета. Кстати, по стопам великих Халл пойдет буквально в следующем году, став третьим в истории игроком, которому покорилась отметка в 50 голов за сезон, а всего полтосов наберется четыре. Естественно, общие циферки у Халла тоже были великолепны - 1170 (610+560) очков в 1063 матчах НХЛ. Могло бы быть и больше, но в 1972 Бобби ВНЕЗАПНО кинет ястребов, а заодно и лигу, свалив за большой деньгой в ВХА. Микита одобряэ сбор лута и не одобряэ сам кидок. Пара слов про Всемирную Хоккейную Ассоциацию - это всего лишь попытка создать лигу, конкурирующую с Национальной Хоккейной (кое-что напоминает). Играя в ВХА, Халл пересечется с все еще обманывающим возраст Горди Хоу, который оставит такое описание "Золотой Ракеты":
"Этот дивно сложенный парень обладал превосходно вылепленными мышцами, плечами, широкими, словно дверь, руками, несокрушимыми, словно алмазы, и крепостью плотно набитого шкафа, «Когда он раздевается, то становится только больше» — ноги как корабельные мачты, валуны бицепсов, грудь и шея, до которых было далеко и Сонни Листону, и всем прочим современным чемпионам в тяжелом весе."
За 8 сезонов в ВХА Бобби Халл наберет еще 638(303+335) очков. Если сложить показатели по голам, вышло бы 913, и это больше, чем 894 - нынешний рекорд не скажу чей (действительно, трудно догадаться). Однако, уровень ВХА все-таки был пониже НХЛовского, а потому такие операции сложения нафиг никому не нужны и активно банятся боссами лиги. Посему, Золотой Ракете пришлось довольствоваться 610 шайбами, и другими на тот момент еще рекордами для левых нападающих. Позже его достижения будут переписывать Люк Робитайл и Александр Овечкин. Один из лучших левых крайних в истории хоккея (что примечательно - первые два сезона в лиге Халл провел в центре, и лишь потом был переведен на фланг) оставил после завершения карьеры книжку "Моя игра - хоккей". А еще оставил четырех сыновей, один из которых, Бретт, подобно Ови и Робитайлу, превзойдет НХЛовские достижения отца.
После традиционного описания особо великих мужей, читатель, захватив ведро попкорна, уже наверняка приготовился слушать про их дальнейшие подвиги. Простите, но кина, к сожалению, не будет, ибо на большее число кубков тогдашнее поколение ястребов не разродилось. По этому поводу устрою небольшой экскурс в хоккейные рассуждения, аки заправской диванный эксперт (которым, по сути, и являюсь).
Как показал 1961 и не только, для выхода в финал достаточно пары звезд, и чтоб остальные игроки им особо не мешали. Чтобы выиграть титул, нужна хорошая команда. Для создания династии, в первую очередь, нужен грамотный генеральный менеджер, который не только наменяет в команду годных игроков, но и соберет вокруг себя стоящих людей. Этими людьми являются заместители, дающие правильные советы, скауты, находящие яркие таланты, тренерский штаб, способный слепить команду из материала, который собрали вышеперечисленные, и еще куча народу. У Монреаля таким человеком был Фрэнк Селке, в честь которого позже назовут приз лучшему форварду оборонительного плана. У Чикаго же функционеров масштаба Селке просто не было.
Едва ли стоит винить в этом организацию Блэк Хокс - самыми разбирающимися в хоккее людьми в то время (да и сейчас) были, само собой, канадцы. Которые, следуя светлому чувству патриотизма, куда больше хотели вести к славе канадские клубы, чем каких-то там америкашек. Понятно, что ключевую роль все равно играли деньги - однако, для завлечения экспертов командам США приходилось переплачивать. А с деньгами у них и так было туго - Чикаго, Нью-Йорк, да и Бостон проигрывали довольно часто, а народу интересно смотреть только на победы и красивый хоккей. Детройту в этом плане повезло - у них были Джейк Адамс и Горди Хоу. Причем, Горди Хоу в далекие времена появился благодаря тому, что был Джейк Адамс, который и привел Хоу в большой спорт. Причем, забавный случай - во время первого просмотра Хоу в Крыльях, для форварда не нашлось джерси. Тот было скорчил обиженную мину и собирался свалить, однако подоспевший Адамс разрулил ситуацию. Так что, на самом деле Адамс был не так уж плох, как я обычно про него пишу.
Однако, команда у Чикаго в то время уже была, и довольно сильная. И звезды были, и с обменами не тупили особо. Поэтому, отметая два абзаца рассуждений, поставлю на первое место удачу. А ястребам после 1961 не везло конкретно...