5. Песнь о кленовых листьях: Династия Торонто, 1947-1951
Помнится, в одной из начальных статей я называл первой династией "Оттаву Сенаторз", в 1920-1924 взявших три КС. От слов своих не отказываюсь, ибо с династиями в НХЛ есть непонятки. Так, официальный сайт лиги признает династиями только клубы, выигравшие три титула строго подряд. Общественное же мнение сходится на формате "три из четырех". Это дело усугубил нынешний комиссионер лиги Гарри Бэтмен, объявив династией Чикаго, хотя у тех на тройку КС ушло аж шесть лет. На субъективный взгляд автора, более правильным (для него) будет придерживаться официальной версии. Лишь потому, что три из трех звучит наиболее величественно.
"Лицом" Торонто был уже знакомый нам Конн Смайт (тот самый, который слепил франшизу ментам, а потом уехал в Канаду). К 1940-вым он стал живой легендой клуба - создатель франшизы "Мейпл Лифс", владелец и генеральный менеджер успел так же построить для своего клуба новую арену. Прошедший через две войны, Смайт был диктатором, правда, отнюдь не поехавшим (в отличие от "кофейного майора" из Чикаго). Его главным хоккейным постулатом было безразличие к успехам в регулярном сезоне - настоящий хоккей для Смайта начинался в плей-офф. Наши дни идеально подтверждают верность этой мысли. Да и дни минувшие тоже.
Непосредственно на льду звездой Торонто был голкипер Уолтер Эдвард "Турк" Брода (кстати, игравший в финале 1942). Веселый толстяк (Турк весил около 90 кг, и это не мышцы) был любимцем болельщиков и душой раздевалки, а в 1941 и 1948 становился обладателем "Везина Трофи". Несмотря на все это, суровый Конн Смайт как-то объявил: "Мой вратарь слишком толстый. Если он не похудеет до следующей игры, придется искать другого голкипера". За несколько дней Брода сбросил около 7 футов - и остался в команде.
Перед Бродой играла молодая, но лучшая в лиге оборона. Первую пару составляли Гас Мортсон и Джим Томпсон, получившие прозвище "Gold Dust Twins" (Близнецы золотой пыли). Капиталисты - в межсезонье Томпсон занимался угольным бизнесом, а Мортсон был его главным продавцом. Второю пару составляли ветеран Гарт Беш и новичок Билл Барилко. В те времена еще играли двумя парами обороны при трех звеньях атаки. Первое звено зачастую было "играющими", во втором собирались новички, а в третьем - тафгаи, провокаторы, специалисты по меньшинству. Правда, отгреси по лицу можно было и от первых двух (привет Морису Ришару). На этом окончим лирическое отступление и перейдем к атакующим подразделениям Торонто.
Центром первой линии был капитан Сил Эппс (Syl Apps; в именах возможен неправильный перевод, так как автор английским не владеет, от слова никак, а Гугл обозвал кэпа Листьев "Сильное приложений"), а по краям у него бегали силовые форварды Гарри "Гигант" Уотсон и Билл "Дикий" Эзиниски (Ezinicki). Во втором звене играл будущий капитан Тэд Кеннеди с Виком Лином и лучшим новичком прошедшего сезона Хоуи Микером (Vic Lynn и Howie Meeker). Третьим блоком атаки Торонто были Гай Стюарт, Гус Боднар и Буд Пойл (Poile), прозванные "Летающие форты" - все трое были родом из Форт-Уильяма. Именно в таком составе Листья выиграли КС в 1947.
На фото: верхний ряд - Тед Кеннеди, Вик Линн; нижний - Гас Мортсон и Буд Пойл. Фотку Сила Эппса можно найти в предыдущей статье, он там довольный такой, с кубком.
Не долго радуясь успеху, Конн Смайт начал искать искать замену стареющему Эппсу. 7 ноября 1947 из Чикаго был получен лучший бомбардир прошлого сезона Макс "Dipsy Doodle Dandy" Бентли, но дорогой ценой - все звено "Летающих фортов" перелетело в город ветров. С тремя топ-центрами в лице Эппса, Кеннеди и Бентли Листья выиграли свой второй кубок, разгромив в финале невезучий (пока) Детройт в четырех играх.
Как и ожидал Смайт, старый капитан Сил Эппс перед сезоном 1948-1949 объявил о завершении карьеры. Это повлекло "повышение" Макса Бентли (предыдущий сезон звездный форвард прокатал с какими-то дуболомами в третьей тройке.) На освободившуюся вакансию третьего центра был выменян Кэл Гарднер (Cal Gardner) из Рейнджерс. Правда, уход капитана все-таки сказался - молодому Теду Кеннеди не хватало лидерских качеств. Возможно, именно это стало причиной неудачного, на первый взгляд, сезона - Листья вышли в плей-офф всего с четвертой позиции, а поражений было больше, чем побед - 25 к 22. Главным фаворитом кубка считался все тот же Детройт с тройкой Горди Хоу, Сида Абеля и Теда Линдсея.
В плей-офф команда из Торонто преобразилась, вероятно, сказался опыт. В пяти играх был выбит посеянный вторым Бостон; извечный соперник из города моторов поджидал в финале. Правда, битвы не получилось - Листья, привыкшие жарить крылышки, катком проехались по Детройту, вновь не отдав ни одного матча. Джек Адамс рвал на себе волосы, хоккеисты в красном ломали клюшки. Философия Конн Смайта торжествовала. Торжествовал и он сам, поднимая свой третий подряд кубок под сводами домашней арены "Торонто Мейпл Лифс". Profit.
Следующий сезон свел команды в полуфинале. Великолепный Турк Брода засушил первый матч(5:0), но в конце игры произошло событие, изменившее ход серии. Тед Кеннеди вел шайбу, когда увидел катящегося на него Горди Хоу. Кеннеди резко ушел назад, а продолжавший движение Хоу зацепился за клюшку соперника, перелетел через борт и ударился головой о скамью запасных. Он был немедленно доставлен в больницу, а менеджмент Крыльев обвинил Кеннеди в умышленном нанесении травмы. Лига оправдала капитана Листьев, но дальнейшая игра превратилась в кровавую бойню. И тем, и другим в морду прилетало чаще, чем в ворота. Жестокая серия закончилась в овертайме седьмого матча(1:0) голом защитника "Детройта" Лео Рейза (Leo Reise). Мстя свершилась.
Поражение не могло не повлечь изменения в команде. Защитник Гарт Беш ушел на пенсию, из-за чего Билл Эзиниски (Ezinicki) и Вик Лин (Vic Lynn) были обменяны в Бостон на дефа Ферна Фламана (Fern Flaman). Оборона превыше всего, как же. Однако, костяк остался прежним: Кеннеди, Уотсон, Микер в нападении, "Близнецы золотой пыли" с Биллом Барилко в обороне, и толстяк Брода на последнем рубеже. Правда, очередного замеса с Крыльями в розыгрыше 1951 не вышло - те неожиданно слились в полуфинале Монреалю Мориса Ришара. Канадский финал выдался напряженным - каждая из пяти встреч окончилась в овертайме. Золотой гол в пятом матче забросил Билл Барилко.
Радость от новой победы была не долгой - герой финала, молодой защитник Барилко разбился на вертолете 26 августа 1951. Номер 5, под которым выступал хоккеист, навечно закреплен в Торонто.
За взлетом неминуемо следует спад. После поражения в плей-офф от набравшего силу Детройта в 1952 ушел на пенсию Турк Брода, Гас Мортсон был обменян в Чикаго. Без своего вратаря Листья впервые с 1945 года не попали в плей-офф. В 1954 завершил карьеру Хоуи Микер, а через несколько лет, в тот же Чикаго ушли Гари Уотсон и Джимми Томпсон. Последним клуб покинул Тед Кеннеди - капитан первой в истории НХЛ команды-династии объявил о завершении карьеры летом 1958 года.