20 мин.

Как переехать из России в Канаду: плюсы и минусы, документы, дорого ли жить

В настоящее время геополитические отношения между странами находятся на довольно низком уровне, а политический диалог ограничен. Однако лица, имеющие основания для получения ВНЖ в Канаду, все равно могут подать заявку в консульство. Небольшой нюанс – работа канадского представительства в РФ приостановлена на неопределенный срок, поэтому есть смысл выехать в одну из стран СНГ или ЕС, чтобы лично принести пакет документации и заявку в посольство.

Правила въезда в Канаду в 2024 году для россиян: нужна ли виза и загранпаспорт

В статье рассмотрим все вопросы о ПМЖ в Канаде и что нужно сделать, чтобы его получить.

Почему стоит выбрать Канаду для переезда: плюсы и минусы страны

Государство стабильно входит в число наиболее привлекательных стран для иммигрантов, включая граждан России. Эта тенденция обусловлена сочетанием ряда факторов, которые делают Канаду благоприятным местом для жизни, работы и развития. Ниже мы рассмотрим основные причины привлекательности страны для россиян, а также проведем детальное исследование преимуществ и недостатков этой страны с точки зрения потенциального иммигранта.

Начнем с плюсов:

  • Характеризуется высоким уровнем жизни, который выражается в стабильной экономике, развитой социальной инфраструктуре, доступном здравоохранении и образовании, а также низком уровне преступности.

  • Это демократическое государство с устойчивой политической системой, уважающей права и свободы граждан. Общество региона отличается высокой степенью толерантности и открытости к различным культурам. Иммигранты из разных стран мира успешно интегрируются в социум, сохраняя при этом свою культурную идентичность.

  • Обладает диверсифицированной экономикой, которая демонстрирует стабильный рост. Страна богата природными ресурсами и имеет развитый промышленный сектор.

  • Система социального обеспечения предоставляет гражданам доступ к бесплатному здравоохранению, образованию, а также различные социальные пособия.

  • Канадская система образования считается одной из лучших в мире. Дипломы местных университетов признаются во всем мире. Также страна занимает лидирующие позиции в области охраны окружающей среды.

Но наравне с плюсами есть и недостатки, хоть их не так много:

  • Цены на жилье, продукты питания и транспорт здесь выше, чем во многих других странах.

  • Большая часть территории характеризуется холодным климатом с продолжительной зимой. Это может быть непривычно для иммигрантов из более теплых стран, в том числе, с юга РФ.

  • Канада – огромная страна с большими расстояниями между городами. Это может создавать трудности при передвижении и общении с родственниками и друзьями.

  • Несмотря на то, что государство нуждается в квалифицированных специалистах, конкуренция на рынке труда может быть высокой, особенно в топовых отраслях.

Дополнительный и основной минус – если у вас нет родственников с канадским гражданством или вы не относитесь к категории высококвалифицированных экспертов, попасть в страну, а тем более переехать жить в Канаду будет очень сложно.

Способы иммиграции в Канаду, доступные россиянам

Государство продолжает принимать иммигрантов, однако процесс становится все более конкурентным. Для успешного переезда необходимо тщательно изучить доступные способы и выбрать наиболее подходящий вариант. Ниже приведем основные.

Экономическая иммиграция – это лучший способ уехать в Канаду, является аналогом долгосрочной трудовой визы, которая применяется в США или ЕС. Выделяют четыре основных вида въездных разрешений.

Федеральная профессиональная программа (FSWP)

Ваш запрос будет оцениваться по балльной схеме СRS. Чтобы попасть в пул кандидатов, вам нужно набрать проходной балл, который периодически меняется. Затем IRCC проводит отбор из пула, приглашая кандидатов с наивысшими баллами подать заявку на постоянное место жительства. FSWP — один из самых надежных способов иммигрировать. Вы можете включить в свою заявку мужа/жену и детей.

Федеральная рабочая программа (FSTP)

Направлена на привлечение специалистов в рабочих отраслях. Вы должны отработать не менее 2 лет в одной из подходящих профессий за последние 5 лет. Также нужно иметь предложение о работе от местного работодателя или сертификат квалификации от канадской провинции или территории.

FSTP делится на несколько категорий:

  • Группа 72: промышленные, электрические и строительные специальности. Сюда входят такие профессии, как электрики, сварщики, сантехники, плотники, механики и другие.

  • Группа 73: специалисты по техобслуживанию и эксплуатации оборудования. Это механики по обслуживанию самолетов, операторы тяжелой техники, техники по обслуживанию поездов и другие.

  • Группа 82: руководители и специалисты в области природных недр, сельского хозяйства и схожих производств. Сюда относятся, например, лесорубы, рыболовы и фермеры.

  • Группа 92: менеджеры и директора перерабатывающих, производственных и жилищных предприятий, а также операторы главного управления. Это, например, начальники смен на производстве, управляющие водоочистных сооружений.

  • Группа 632: повара.

  • Группа 633: мясники и пекари.

Здесь более низкие требования к языку и образованию, чем в FSWP, а к недостаткам относят ограниченный список вакансий и высокую конкуренцию.

Canadian Experience Class (CEC)

Программа для лиц, имеющих опыт работы в Канаде. Плюсы: более быстрый процесс обработки заявок, чем в FSWP и FSTP. Минусы: необходимость уже иметь трудовой стаж в стране.

Provincial Nominee Programs (PNP)

Региональные программы, которые номинируют кандидатов на иммиграцию в соответствии с их потребностями в рабочей силе. Плюсы: более низкие требования к языку и образованию, чем в федеральных тендерах, возможность иммигрировать в конкретную провинцию. Минусы: необходимость соответствовать требованиям отдельного штата, ограниченные квоты.

Бизнес-иммиграция

Этот способ переезда подойдет для хорошо обеспеченных россиян, которые успели накопить крупный капитал и могут доказать, что их финансы получены легальным путем. Здесь есть две группы виз.

Start-Up Visa Program: для начинающих талантов, которые хотят создать инновационный бизнес в Канаде. Плюсы: возможность получить постоянный вид на жительство для себя и своей семьи, поддержка от канадских инвесторов и инкубаторов. Минусы: высокие требования к бизнес-плану и квалификации бизнесмена, значительные финансовые вложения.

Provincial Entrepreneur Programs: провинциальные квоты для лиц, которые хотят инвестировать в экономику в регионах и создать рабочие места. Плюсы: более низкие требования к инвестициям, чем в городской программе. Минус – квот мало, а требования сильно варьируются в зависимости от региона.

Семейное спонсорство

Аналог европейской или американской визы на восстановление семьи или репатриацию. Существует Spousal Sponsorship – она используется для граждан государства и постоянных резидентов, которые хотят спонсировать своего супруга или гражданского партнера на иммиграцию в Канаду. Плюсы: высокие шансы на получение постоянного вида на жительство, возможность иммигрировать вместе с детьми. Минусы: необходимость доказать подлинность отношений, также необходима финансовая ответственность спонсора. То есть, если канадец недостаточно (по мнению консульства) обеспечен материально, то и приглашать в страну иностранцев на ПМЖ он не может.

Parent and Grandparent Sponsorship – этот способ позволяет спонсировать переезд своих родителей или бабушек и дедушек. Также действует на совершеннолетних и несовершеннолетних детей. Здесь также большая часть ответственности за мигранта лежит на принимающей стороне – у нее должны быть деньги, место для проживания родственника. Иностранец должен быть как минимум не судим. Минусы способа: ограниченные квоты, длительный процесс обработки заявок, высокие требования к финансовой обеспеченности спонсора.

Учеба в Канаде

В качестве долгосрочной образовательной визы здесь используется Study Permit. Получить его могут далеко не все, а только самые одаренные претенденты, имеющие высшие баллы по ЕГЭ, а также прошедшие вступительное тестирование в выбранный ВУЗ или колледж страны. После окончания учебы иностранные студенты могут получить рабочую визу и в дальнейшем подать заявку на постоянный вид на жительство.

Преимущества: возможность получить канадское образование, улучшить знания английского или французского языка, получить канадский опыт работы. Минусы: высокая стоимость обучения, необходимость получить разрешение на учебу, конкуренция на рынке труда.

Какой бы способ вы ни выбрали для иммиграции в Канаду, вам придется потратить не один месяц на сбор нужного пакета документов. Отнеситесь к этому этапу крайне ответственно – даже если вы идеальный кандидат для ВНЖ, вам могут отказать из-за неправильно заполненного бланка. Больше способов миграции можно узнать в видео ниже.

Дорога в Канаду из России: как добраться и сколько это будет стоить

В связи с отсутствием прямых авиарейсов между Россией и Канадой в 2024 году, путешествие в эту страну представляет собой многоэтапный процесс, требующий тщательного планирования и выбора оптимального маршрута. На данный момент можно добраться только с пересадками в ЕС или южных странах.

Авиаперелет

Самые распространенные маршруты из России в Канаду пролегают через страны Европы, Ближнего Востока или Азии.

Например:

  • Москва – Стамбул – Торонто (Turkish Airlines);

  • Москва – Дубай – Торонто (Emirates);

  • Москва – Доха – Монреаль (Qatar Airways);

  • Санкт-Петербург – Хельсинки – Торонто (Finnair);

  • Москва – Абу-Даби – Ванкувер (Etihad Airways).

Цена авиабилета в эконом-классе в обе стороны может составлять от 100 000 до 250 000 рублей и более, в зависимости от выбранного маршрута, авиакомпании и даты покупки. При выборе маршрута необходимо учитывать возможные требования к транзитным визам. Рекомендуется бронировать билеты заранее, особенно в период высокого сезона.

Морской круиз

Лайнеры из Европы в Канаду обычно отправляются из портов Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов. Для россиян этот вариант предполагает дополнительный перелет или переезд в Европу. Цена круиза зависит от продолжительности, класса каюты и выбранной круизной компании. В среднем, стоимость 10-дневного круиза из Европы в Канаду может составлять от 1000 до 5000 долларов США на человека. Морской круиз – это более длительный и дорогостоящий способ путешествия, но он позволяет посетить несколько стран и насладиться морским путешествием. Независимо от способа путешествия вам необходима виза. Ее цена составляет около 100 канадских долларов, но дополнительных расходов в разу больше.

В Канаду можно добраться и другими маршрутами, например, через Мексику и Бразилию. Однако каждая пересадка увеличивает и цену и длительность проезда, поэтому важно выбирать наиболее комфортный маршрут в зависимости от вашего текущего местоположения.

Документы, которые требуются для переезда

Теперь подробнее остановимся на перечне документации. От него зависит успех всего «мероприятия». Есть базовый пакет бумаг, а есть дополнительный. Первый собирается в любом случае и не важно, на какой тип визового разрешения вы претендуете. Второй – специфический, он формируется строго в соответствии с целью визита за рубеж. Чтобы переезд в Канаду прошел легко, прочтите статью далее, а также не забудьте предварительно созвониться с консульством и уточнить, не нужно ли вам собирать другие бумаги.

Правила въезда на Маврикий в 2024 году для россиян: нужна ли виза и загранпаспорт

Чтобы все документы были корректно укомплектованы, лучше подстраховаться и нанять эксперта из визового центра.

Базовый пакет документов включает следующие пункты:

  • Действительный заграничный паспорт с достаточным сроком действия.

  • Заполненная иммиграционная анкета с указанием личных данных, образования, опыта работы, семейного положения и другой информации.

  • Фотографии, соответствующие требованиям иммиграционной службы Канады.

  • Свидетельство о рождении или иной документ, подтверждающий личность и гражданство заявителя.

  • Бланк, подтверждающий отсутствие судимостей в России или другой стране.

  • Документ, подтверждающий состояние здоровья заявителя и отсутствие заболеваний, представляющих угрозу общественному здоровью Канады.

  • Финансовые документы – выписка с банковского счета, справка о доходах, спонсорское письмо (при необходимости).

  • Дополнительные документы (в зависимости от программы) могут включать документ, подтверждающий эквивалентность российского диплома канадским стандартам образования (ECA), трудовую книжку, справки с предыдущих мест работы, рекомендательные письма, приглашение от работодателя, бизнес-план. Если планируется репатриация, нужно собрать полный пакет документов, которые укажут на родство и смогут его подтвердить.

Абсолютно все формы нужно заверить нотариально. Иммиграционная служба оставляет за собой право запросить дополнительные документы в зависимости от конкретной ситуации.

Дорого ли жить в Канаде

Вопрос о дороговизне жизни за рубежом для россиян является одним из базовых при принятии решения об иммиграции. Ниже рассмотрим основные категории расходов и оценим их в рублевом эквиваленте по курсу на октябрь 2024 года (1 канадский доллар ≈ 58 российских рублей).

Аренда жилья

Мегаполисы, такие как Торонто и Ванкувер, известны своей динамичной жизнью и широкими возможностями, но и высокой стоимостью жилья. Например, аренда уютной студии в центре Ванкувера может обойтись вам примерно в 2300 канадских долларов в месяц. Если же вы предпочитаете более спокойную атмосферу и доступные цены, стоит обратить внимание на небольшие города и пригороды.

Так, в Монреале можно найти студию за 1500 CAD, а переехав за город, сэкономить еще больше. Однокомнатная квартира в оживленном Торонто будет стоить в среднем 2000-3000 CAD, а в Калгари — на 500-1000 CAD дешевле. Мечтаете о собственном доме с зеленым газоном? Будьте готовы выложить не менее 2500 CAD в месяц, а в престижных районах Ванкувера — и все 4000 CAD.

Питание

Цены на продукты в Канаде в целом сопоставимы с российскими, хотя некоторые позиции могут оказаться дороже. Например, за литр молока вы заплатите около 2.50 CAD, а за буханку свежего хлеба — около 3 CAD. Если вы любите готовить дома, то килограмм курицы обойдется вам примерно в 10 CAD, а говядины — в 15 CAD. Перекусить в небольшом кафе можно за 15-20 CAD, а ужин в ресторане обойдется в 30-50 CAD на человека.

Транспорт

Общественный транспорт в стране развитый и комфортный, но готовьтесь к тому, что проезд недешев. В Торонто, например, разовая поездка обойдется вам в 3.25 CAD. Если вы планируете активно пользоваться метро и автобусами, лучше приобрести проездной. В Монреале он стоит около 90 CAD в месяц. Путешествие между городами на автобусе тоже не самое бюджетное удовольствие: билет из Торонто в Монреаль, например, будет стоить около 50 CAD. Владение автомобилем связано с дополнительными расходами: бензин (около 1.50 CAD за литр), страховка (от 100 до 300 CAD в месяц) и техническое обслуживание.

Связь и интернет

На канадском рынке доминируют три крупных оператора – Rogers, Bell и Telus. Они предлагают широкий выбор тарифных планов, но цены у них достаточно высокие. Например, безлимитный тариф с неограниченным количеством звонков, SMS и мобильным интернетом может стоить от 75 до 100 CAD в месяц. Есть и дочерние компании. К ним относятся Fido (Rogers), Koodo (Telus) и Virgin Mobile (Bell). У них можно найти безлимитные тарифы за 50-65 CAD в месяц. В некоторых провинциях работают региональные операторы, которые могут предлагать более выгодные условия. Например, в Квебеке популярностью пользуется Videotron.

Важно обратить внимание на то, что включает в себя безлимитный тариф. Некоторые провайдеры могут ограничивать скорость мобильного интернета после использования определенного объема трафика. Также в тариф могут быть включены дополнительные услуги, такие как международные звонки или подписки на стриминговые сервисы. Одним из наиболее выгодных является пакет Infinite Unlimited – от 85 CAD в месяц, безлимитные звонки и SMS по стране, безлимитный мобильный интернет.

Примерные расходы канадца в неделю.

Категория расходов

Стоимость (CAD)

Аренда жилья 

2000

Продукты питания

500

Транспорт

300

Связь и интернет 

80

Развлечения

300

Прочие расходы

300

Дорога из РФ

2145

Итого:

5615

При планировании переезда важно учитывать все категории расходов и составлять реалистичный бюджет. Также учитывайте стоимость гербового сбора, билетов и прочее. Если вам нужно ехать в ЕС, чтобы добраться до канадского посольства, не забывайте и про эти расходы.

Как получить вид на жительство в Канаде

В иммиграционном законодательстве существует четкое разграничение между статусом временного резидента (ВНЖ) и статусом постоянного резидента (ПМЖ). Temporary Residence Visa — TRV или ВНЖ предоставляет иностранному гражданину право на временное проживание в течение 1-5 лет. Срок действия ВНЖ может варьироваться в зависимости от цели пребывания (работа, учеба, туризм и т.д.). ВНЖ не дает права на голосование на выборах, занятие определенных должностей и получение некоторых социальных льгот. Владельцы ВНЖ обязаны соблюдать условия визы, включая сроки пребывания и цель поездки. Как получить долгосрочное разрешение?

Этапы перечислены ниже:

  • Выбор категории визы в зависимости от цели пребывания в Канаде (работа, учеба, туризм, воссоединение с семьей и т.д.).

  • Подготовка пакета документов, подтверждающих соответствие требованиям выбранной категории визы (загранпаспорт, анкета, фотографии, финансовые гарантии, приглашение от работодателя или вуза и т.д.).

  • Заполнение онлайн-анкеты или подача документов в визовый центр Канады в РФ, а также оплата консульского сбора за рассмотрение заявления.

  • Прохождение медицинского обследования выполняется в аккредитованной клинике. Если у учреждения нет государственной сертификации на оказание услуг, справка о медосмотре будет недействительна.

  • Предоставление отпечатков пальцев и фотографии в визовом центре – для этого нужно предварительно записаться на прием. В ВЦ можно записаться за 2-3 недели, а в консульство за 6-8 недель.

  • Прохождение собеседования с визовым офицером – обязательный этап. В беседе потребуется рассказать о том, почему вы выбрали для миграции именно Канаду, чем вы можете быть полезны стране, как будете развиваться в жизни и т.д.

Далее следует ожидание решения по заявлению и получение паспорта с визой в случае одобрения. Это может занять до 2 месяцев. Получив ВНЖ стоит следить за собой и правильно вести себя за границей. Документ будет аннулирован при нарушении условий визы (превышение срока пребывания, работа без разрешения и т.д.), если вы наврали в бумагах или на собеседовании, также ВНЖ ликвидируют, если вы совершили преступление или представляете угрозу национальной безопасности Канады.

Стоит знать, что ВНЖ не является автоматическим путем к получению ПМЖ. Однако, длительное проживание в стране может дать преимущества при подаче петиции на ПМЖ в будущем, например, через программу Canadian Experience Class.

Как получить ПМЖ в Канаде

Получение Permanent Residence или PR открывает перед иностранными гражданами двери в мир новых возможностей. Статус дает пользоваться практически всеми социальными благами, доступными канадцам, включая бесплатную медицину и образование. Конечно, некоторые ограничения все же есть. В отличие от граждан Канады, вы не сможете участвовать в выборах и занимать государственные должности. Также вам не будет выдан канадский паспорт. Однако эти ограничения незначительны по сравнению с теми преимуществами, которые дает статус постоянного жителя.

Важно помнить, что ПМЖ в Канаде не выдается бессрочно. Первоначально он действителен в течение 5 лет. По истечении этого срока вы можете продлить его, но для этого необходимо выполнить важное условие – прожить в Канаде не менее 730 дней (2 года) в течение каждых 5 лет. Это правило называется правилом резидентства и оно гарантирует, что постоянные жители действительно интегрируются в канадское общество. Если вы прожили в Канаде достаточно долго и выполнили все условия, вы можете подать заявление на получение гражданства. Обычно это становится возможным после 2-3 продлений PR. Процесс получения гражданства включает в себя сдачу экзамена на знание официальных языков (английского или французского) и истории Канады, а также проверку на отсутствие судимостей и других проблем с законом. Перед тем, как переехать в Канаду навсегда, важно знать о процессе получения ПМЖ.

Полная инструкция:

  • Оценка шансов и выбор программы. Лучшие способы для миграции – это Express Entry, Провинциальная рабочая (PNP), Start-up Visa, Family Sponsorship и Quebec-selected skilled workers.

  • Подготовка и подача заявления. Здесь процедура ничем не отличается от оформления обычной визы или ВНЖ. К заявке прикрепляется крайне подробный пакет документов. Даже если у вас есть старые грамоты о победе в каких-либо образовательных или профессиональных конкурсах – приложите их. Не забывайте от переводе на государственный язык Канады. Заявление подается онлайн через официальный сайт иммиграционной службы Канады (IRCC). Иногда целесообразней отнести пакет в консульство лично. Если передаете бланки через курьера, обязательно приложите к документам опись, что именно вы прикрепили.

  • Оценка заявления и получение уведомления. На этом этапе анкета рассматривается иммиграционными офицерами в соответствии с критериями выбранной программы. Соискатели, набравшие достаточное число баллов, получают возможность подать запрос на постоянное резидентство (ITA). Если вам отказали, нужно подать заявление на продление ВНЖ или придется выехать из страны.

  • Подача документов на ПМЖ. После получения ITA необходимо в течение определенного срока (обычно 60 дней) подготовить и подать полный пакет документов на ПМЖ. Перечень уточняйте на месте – он сильно зависит от того, сколько уже прожили в стране, кем вы работаете, есть ли у вас родственники и так далее. Также список зависит от того, подаете вы прошение, находясь на американском континенте или еще в РФ.

Правила въезда в Доминикану в 2024 году для россиян: нужна ли виза и загранпаспорт

Если заявка одобрена, кандидат получает подтверждение о постоянном резидентстве (COPR) и может въехать в Канаду или продолжить жить в этом государстве. Карта резидента (PR card) является документом, подтверждающим его статус. Для сохранения статуса важно соблюдать все законы страны и жить в Канаде не менее 2,5 месяцев в году за период в 5 лет.