«Морской Эверест»: все, что нужно знать о легендарной The Ocean Race
Прошлое, настоящее и будущее командной кругосветной гонки
The Ocean Race — главная командная кругосветка, не теряющая в своей популярности. Но регата за последние несколько лет сильно изменилась — у нее новое название, в гонках теперь участвуют два разных класса яхт, а еще появилось ответвление, в котором участники гоняются только в Европе. Рассказываем об истории гонки, ее изменениях и о том, в каких условиях живут ее участники
Что такое The Ocean Race
Для всех, кто увлекается парусным спортом, The Ocean Race — это финал Чемпионата мира по футболу, «Формула 1» и Олимпийские игры одновременно. На протяжении нескольких месяцев весь парусный мир завороженно следит за командами, огибающими планету в несколько этапов. Во время прошлых регат гоночные деревни в портах по всему миру посещали в среднем два-два с половиной миллиона туристов. а в соцсетях у гонки сотни тысяч подписчиков.
The Ocean Race называют «морским Эверестом». В гонке постоянно принимают участие олимпийцы и чемпионы мира. Лучшие яхтсмены не могут успокоиться, пока не покорят эту вершину парусного спорта. Дистанция гонки делится на этапы, в каждом из которых может победить любая из команд. За места начисляются очки, а побеждает тот, кто наберет наибольшую сумму.
С 2005 года регата стартует в Испании, с 2008 — из Аликанте. Город финиша каждый раз отличается от предыдущего — это были Санкт-Петербург, ирландский Голуэй, Гетерборг, Гаага и Генуя. Маршрут вокруг света проходит через Кабо-Верде, Кейптаун, Итажаи, Ньюпорт, Аархус, и Гаагу. В прошлом гонка останавливалась в Мельбурне, Гонконге, Окленде, Кардиффе, Лиссабоне, Абу-Даби, Сингапуре, Бостоне и многих других городах.
История
О том, как все когда-то начиналось, ходит много разных легенд. Говорят, идея создать кругосветную гоночную регату для команд родилась за кружкой пива в прокуренном английском пабе. Организовать регату решили Билл Уитбред, наследник фамильной пивоваренной компании Whitbread, и адмирал Королевской яхтенной ассоциации Отто Стейнер. Первая командная кругосветка под названием Whitbread Round The World Race стартовала 8 сентября 1973 года. Тогда на старт вышло 17 яхт, и 167 человек отправились в гонку длиной 27 тысяч морских миль. Яхты стартовали из Англии и прошли по маршруту Портсмут — Кейптаун — Сидней — Рио-де-Жанейро — Портсмут.
До 1997 года гонка называлась Whitbread Round the World Race, а затем эстафету спонсорства приняла Volvo Car Group. Гонка стала настолько популярной, что ее решили проводить чаще. Сперва Volvo Ocean Race проводилась каждые четыре года, с 2008 — каждые три, сейчас же, после пандемии, дистанция между гонками снова увеличивается на четыре года. В середине десятых Volvo Car Group планировала проводить гонку каждые два года, но в итоге было решено на компромиссном варианте в виде The Ocean Race Europe, проходящей по европейской части маршрута: в 2021 году участники стартовали от североатлантического побережья Франции, после чего финишировали в Италии, обогнув Пиренейский полуостров.
Сменила регата и название: в 2018 году компания Atlant Ocean Racing выкупила ее у Volvo Car Group и переименовала ее в The Ocean Race. Двое из руководителей AOR — люди, близкие парусному спорту: Ричард Бризиус и Йохан Сален. Оба участвовали в гонке раньше, и как члены экипажа, и как менеджеры команд: в том числе благодаря ним пришли к победе в 1998-1999 годах EF Language, а Ericsson 4 — в 2008-2009 годах.
Количество яхтсменов, желающих бросить вызов себе и стихии, только приумножилось. Надо отметить, что за время существования TOR организаторы проделали значительную работу для того, чтобы превратить ее в самую интернациональную гонку в мире: за 50 лет в регате приняли участие 178 яхт с представителями 43 национальностей на борту.
Победителем первой в мире кругосветной гонки для команд стал мексиканец Рамон Карлин. В юности он стучал в двери случайных домов и продавал кастрюли и сковородки, а затем открыл свое дело и разбогател на производстве стиральных машин. В 1973 году Рамон переехал из Мексики в Англию, увидел объявление в газете и спонтанно решил принять участие в первой кругосветной командной гонке Whitbread Round the World Race. Начинающему шкиперу Карлину было уже за 50, у него вообще не было опыта гонок, тем более океанских, а экипаж состоял из его жены, сына и еще нескольких членов семьи. И они победили!
Яхты
С регаты The Ocean Race Europe 2021 года в гонках участвует не только Volvo 65, но и IMOCA 60 — яхты соревнуются только внутри своего класса, а не друг с другом. Но в 2023 году команды с Volvo 65 участвовали только в трех этапах регаты из семи. Скорее всего, IMOCA 60 постепенно становится главной яхтой The Ocean Race.
Ее, впрочем, необходимо переоборудовать под целую команду. Обычно IMOCA 60 рассчитана всего на одного-двух людей. Из-за этого командам приходится потесниться. Несмотря на возможность смены людей между этапами, на Volvo 65 в одну команду обычно попадают 11 человек, в то время как на IMOCA 60 — всего 7.
Различаются яхты и по техническим характеристикам. Максимальная длина Volvo 65 — 20,5 метров. IMOCA 60 — чуть менее 18,5 метров. На Volvo 65 ставится всего один парус каждого типа (обычно это два стакселя, грот и генакер), IMOCA 60 позволяет размещение целых семи и штормового кливера. Есть у IMOCA 60 и подводные крылья, чего Volvo 65 позволить себе не может. Максимальная осадка у обоих — 4,5 метра. Оба болида получаются максимально легкими, но по скорости Volvo 65 в разы уступает IMOCA 60 и поэтому соревнуется только с яхтами своего же класса.
Баланс
За историю кругосветки на 2000 участников приходилось всего 126 женщин. При этом одна из самых известных команд за всю историю The Ocean Race была полностью женской, первой из подобных — «Мэйден» участвовала в гонке 1989-90 годов на одноименной яхте. Трэйси Эдвардс, которая была шкипером, была признана яхтсменом года. Фильм 2018 года явно вдохновил многих поучаствовать в The Ocean Race, но проблема редкого участия женщин в гонках поднималась и до этого.
Разговоры об изменении гендерного соотношения в гонке впервые начались после окончания сезона 2014-2015. В нем участвовала чисто женская команда SCA, у которой был один из самых больших бюджетов в истории и самый большой пул болельщиков. За девушек так или иначе болели все, даже жены других яхтсменов. Команда неудачно стартовала, но затем набралась опыта и выиграла последний этап. К слову, менеджерами команды были нынешние владельцы гонки, Ричард Бризиус и Йохан Сален. Ситуация в итоге действительно меняется: в сезоне 2023 из ста яхтсменов 30 — женщины.
Происходит это в том числе и из-за ограничения участников чисто мужских команд — вместо 9-11 участников на Volvo 65 могли бы находиться всего 7 мужчин (а на IMOCA 60 еще меньше). Шкипер-победитель 2014 года Ян Уокер заметил: «Идти на Volvo 65 всемером крайне сложно, а тем более тяжело бороться с командами, которые состоят из восьми или девяти человек. Всем будет необходимо брать в свои экипажи женщин». В десятых появилось и другое нововведение: в команде должно быть как минимум два матроса моложе 35 лет. Это также должно способствовать привлечению девушек для участия в гонке.
Команды и препятствия
Условия жизни на яхтах близки к спартанским. На протяжении нескольких месяцев матросы команд, которые идут на Volvo 65, спят на полках с сеткой, положив под голову свернутый парус или сумку с личными вещами. Вместо душа — мощная ледяная волна. На завтрак, обед и ужин — сухой паек из сублимированных продуктов. На IMOCA 60, по признаниям участников, невозможно не тесниться и кому-то часто приходится брать на себя функции повара или попросту спать, чтобы не отвлекать остальных от гонки.
Помимо участника-репортера, берущего на себя документирование процесса, все члены команд The Ocean Race тщательно отбираются среди спортсменов. Важно всё: подготовка, навыки и даже рост. А если учитывать правило, при котором каждая команда должна весить одинаково, то и вес. Кого попало в гонку не берут: это победители «Кубка Америки», олимпийские чемпионы, состоявшиеся атлеты, для которых участие в The Ocean Race это большая честь — и одно из самых главных испытаний в жизни.
The Ocean Race привлекает зрителей (и участников) еще и своей трудностью, ведь в океане всегда можно столкнуться с непредвиденными проблемами. Сразу две команды, JAJO и Mirpuri Trifork Racing, встретились с косатками — и те пытались атаковать яхты. Первоначальный лидер сезона 2023 года, команда Holcim - PRB, была вынуждена пропустить один из этапов — у них сломалась мачта. В сезоне 2017-2018 годов с такой же проблемой столкнулись Dongfeng Race Team. У команд рвутся паруса, как это было с будущими победителями сезона 2023, 11th Hour Racing Team, идут трещины в корпусе — в таких условиях им приходится быстро устранять поломки и идти дальше. Получается не у всех: некоторые команды попросту не доходят до финиша.
Экономика и идеология
The Ocean Race это не только зрелищный спорт, но и прибыльный бизнес. Каждая остановка собирает от ста до двухсот тысяч зрителей — и власти в Ньюпорте и Кейптауне заявляли о том, как гонка помогает экономике города. От бронирования отелей до походов в рестораны, все это помогает городам-участникам. Старт сезона в Аликанте приносил городу от 70 до 100 тысяч евро в разные сезоны. Сама гонка при этом тоже зарабатывает благодаря многочисленным спонсорам и взносам от городов (которые отбиваются благодаря притоку туристов).
Самим командам тоже требуется много денег, чтобы позволить себе участие в сезоне. Средняя оценка бюджета команды — 20 миллионов евро, даже если учесть, что большинство яхт берутся в лизинг, а не отстраиваются специально для гонки. Как и в «Формуле 1», одна из главных причин для участия спонсоров — огромное количество людей, которые увидят логотип вживую или во время трансляции. Иногда речь идет не просто о компании, а о целой стране. Участники сезона 2017-2018, команда Dongfeng Race Team, помимо прочего показывали об амбициях Китая в парусе. При этом считается, что компании привлекает еще и экологический аспект спорта: The Ocean Race беспокоится о защите окружающей среды, и те, кто ее поддерживает, ведут себя соответствующе.
Большинство команд говорят о важности экологии и сохранения окружающей среды, но некоторые идут дальше остальных. Например, победители сезона 2023 года, команда 11th Hour Racing Team, собирали специальные пробы, которые позволили лучше изучить микроорганизмы в океане. В этом нет ничего удивительного, поскольку их главные спонсоры, Фонд семьи Шмидт, как раз занимается вопросами экологии, а их название призвано напомнить о неумолимом приближении климатических изменений.
А команда Holcim - PRB невольно выступила за идею переработки. Корпус их яхты первоначально планировали использовать во время гонки в 2020 году, которую отменили из-за пандемии. Через два года за нее взялись снова, поскольку во время участия в Vendee Globe у шкипера Кевина Эскоффье внезапно затонула яхта. Так проект яхты, который чуть не отменили, был возобновлен.
Как победить
Как всегда, побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков за этапы регаты, однако с сезона 2023 очки считаются иначе. Во-первых, за победу в этапе команда получает не восемь, а пять баллов. Вторая команда — четыре балла, третья — три, последняя — один. Во-вторых, удваиваются баллы всех участников трансатлантического перехода из Ньюпорта в Аархус — раньше так было только с победителями. В-третьих, должны были удваиваться баллы за переход из Кейптауна в Итажаи, самого длинного за всю историю гонки, однако вместо этого команды получили свои очки дважды — первые и вторые места поэтому получили по девять баллов.
Есть еще и гонки на короткие дистанции (так называемые портовые гонки), которые проходят в городах-остановках до старта и после финиша. Победы в них не учитываются в общем зачете, но могут сыграть на руку командам в случае ничьи. Все это призвано стимулировать экипажи быть изобретательнее при прокладке курса и выборе стратегии. Раньше дополнительный балл получала команда, которая первой обгоняла мыс Горн, в качестве почтительного кивка исторической значимости этого рубежа. Но теперь экипаж получает только трофей «Ревущие сороковые» — почетный, но не влияющий на соревнование.
Победители сезона 2023, команда 11th Hour Racing Team прошли маршрут за 101 день, 8 часов, 3 минуты и 59 секунд. Впервые победителями стала команда из Америки — шкипер Чарли Энрайт привез победу в Ньюпорт. Теперь это не только важная остановка для The Ocean Race, но и город победителей. А уже в 2024 11th Hour Racing Team стала главным спонсором UpWind — новой инициативы, которая призвана улучшить ситуацию с гендерным дисбалансом в парусном спорте и The Ocean Race в частности. Тот самый случай, когда можно говорить о том, что победили самые ответственные — хотя им не сразу удалось выйти в лидеры, их амбиции, тяга к победе и навыки дали свои плоды.
Текст: Мара Агарунова, Артем Макарский Фото: The Ocean Race Image Library (на обложке: команда Team Malizia в гонке 2023 года, фото Antoine Auriol/Team Malizia/The Ocean Race) Дизайн и верстка: Аня Волкова.