7 мин.

Экспедиция на дальний восток: кран для яхты, подводная съёмка и морские ангелы

Режиссер фильма про Курильские острова – о документалистике, героях и помощи.

Недавно на ютьюб-канале «Хочу домой» вышел фильм из цикла «Как спасти мир», который рассказывает о Владимире Николаевиче Бурканове — ученом, который изучает экосистему Курильских островов.

Мы поговорили с режиссером фильма Александром Федоровым о том, как разговорить героя, который не умеет давать интервью, автостопе по Монголии и о том, как лучше всего помогать Курильским островам.

— Как ты вообще пришел к документалистике?

— Я закончил Бауманку и не планировал становиться журналистом — просто поехал автостопом на Восток. Почему поехал? Мне говорили, что лучше взять перерыв перед устройством на работу. Тогда казалось, что инженерная работа это очень бесперспективное занятие. Когда побывал на десяти заводах, то думаешь: нет, не хочу этим заниматься. То есть инженерией хотел бы заниматься, но не такой.

Еще тогда недолго торговал альпинистским снаряжением — у меня из-за Бауманки еще и альпинистское прошлое. Накопил так на первую камеру — и поехал на поезде на Байкал, а оттуда автостопом в Монголию. И в какой-то момент прошел 180 километров пешком, дороги не было. Ну, так и планировал. У меня были трекеры Garmin, прошел без страданий. Ел по пути, еды с собой не было. И вот как-то дошел до Хатгала, а оттуда доехал до Улан-Батора. Думаю: так далеко заехал, поеду в Китай. В Китае стало понятно, что особо назад не поехать, решился на Непал через Тибет — но из Тибета меня выгнали обратно в Китай.

Александр Федоров

Во время поездки потихонечку знакомился с разными людьми. И все это время снимал по пути. У меня был друг из Запорожья, Димка Волочай, он учил меня фотографировать и был первым человеком, который сказал: у тебя, кстати, классные фотографии получаются. Может, ты когда-нибудь станешь журналистом. Я тогда был в Бангкоке, денег не было, начал всех резко мучить, кто кого знает? Сначала в какой-то челябинский журнал публиковал фотографии из путешествий. Потом пробился в Geo, там была смешная история: один редактор сказал: «ваши фотографии просто кошмар, мы в журнал их никогда не возьмем», а через день отправил второму и он говорит: «да, берем».

Так стал работать в пути. Устроился в Малайзии в Министерство туризма, обрабатывать концепцию туристического потенциала штата Пирака. Был там почти год — фотографировал места и животных. Через Geo подружился с журналом Discovery, оттуда вышел на National Geographic, работал со всеми, в том числе с «Вокруг света». Один раз поехал к оленеводам для National Geographic, в итоге съемка пошла в «Афишу-Мир» и принесла мне партнерку с Apple. Именно там познакомился с музеем кочевой культуры и антропологом Егором Староверовым, он еще и оператор, закончил ГИТР. Мы поехали в Иран снимать фильм про кочевников, потом вулкан в Латинской Америке… И в итоге появляется один, другой, третий контакт, уже есть какая-то сфера, в которой ты профессионал.

— Фильм про Курильские острова это часть твоего проекта «Как спасти мир» — будет ли там много эпизодов?

— Пока что посмотрим. Начну с предыстории. Во время начала пандемии меня эвакуировали из Перу, не получилось доснять там фильм (но надеюсь, еще его закончу). В итоге сижу дома и думаю, о чем хочу снимать. Понял, что мне всегда нравилось снимать про природу, написал в одну из крупных экологических организаций, предложил им что-то сделать вместе. Мне предложили съездить на Колыму, на Север. Тогда как раз в The Washington Post вышла отличная статья про аномальное изменение климата в этом районе. Они проплыли вдоль реки, фиксировали разрушение берегов — и мы решили сделать фильм о климатологической станции, которая этим тоже занимается. Сам фонд туда не поехал, а я решил, что мне не жалко. Они дали мне денег, но их не хватило, потому что это стоит очень много — часть пути все равно стопил, это помогло сэкономить. И фильм получился классным, получился быстро, без сильных мучений.

Потом занялся проектом «Как стать мужчиной» — и как раз когда получил с него деньги, на глаза попалась документалка From Kurils With Love с Николаичем. Я просто написал, что посмотрел, чем вы занимаетесь, хочу поехать с вами в экспедицию. Он ответил: а у нас как раз своя лодка теперь, давай с нами. В итоге приехал во Владивосток и провел там месяц, искал в городе кран, чтобы спустить яхту, и в итоге нашел его только у военных. Смешная история, после которой мы наконец поехали.

В тот же год поехал на биостанцию на Белом море с Сашей Семеновым, он снимает подводный мир. Буквально на той неделе смотрел, как его съемки использовали BBC в своем сериале «Планета Земля», в сюжете про морских ангелов. Это его биостанция, он отстроил ее с коллегами и теперь поддерживает там работу. Я походил и поснимал, но там еще будут Сашкины кадры подводного мира — и, по-моему, это делает весь фильм. Еще у нас будет там несколько интервью: главный зоолог европейский, который работал на станции, интервью с прекрасной женщиной, которая изучает микроорганизмы. Будет и немного про то, как экосистемы связаны друг с другом — мы с Сашей общаемся о том, как те же морские ангелы влияют на китов и как их численность может уменьшаться. Истребление самих животных не так сильно на это влияет, как выбивание каких-то других видов из экосистемы, где они существуют.

— Да, это же как раз упоминается в том числе в фильме про Курильские острова. Про то, что экосистемы без хищников гораздо хуже восстанавливаются.

— Тут стоит быть осторожными, потому что все это довольно комплексно, и в фильме про Серенгети, который у меня упоминается, ключевым таким видом были антилопы. А третий фильм я уже монтирую. Посмотрим по успеху второго.

— Вообще, уже прямо сейчас у тебя вырисовывается концепция фильмов про людей, которые горят своим делом. Например, в новом фильме Владимир Николаевич готов лезть хоть куда со сломанной рукой. Сразу вспоминаются фильмы Херцога про подобных героев.

— Я фанат Херцога и да, его частичка в фильме точно есть. Но он ставит безумие людей на первый план. Николаич по сравнению с его героями — устаканенный человек, довольно спокойный. Да и в первом фильме про Колыму — из моих героев все обычно любят снимать отца, потому что он немного похож на создателя парка Юрского периода. А мне интересен и сын, работящий парень.

Вообще не знаю, как это у меня происходит, почему мне так интересны люди. Мне, наверное, проще общаться с людьми, пытаться сократить дистанцию. Я сразу ставлю себя наравне, не выше героев. Сейчас кажется, что именно в этом моя сила. Плюс сложнее, наоборот, себя ставить в фильм — вставки в середине про яхту в самую последнюю секунду поставил уже. Сложно. Думаю, нужен какой-то баланс, чтобы показывать людей и показывать при этом себя.

Важно показывать своих героев, почему они именно такие, показать их образ жизни, их внутренний мир. Это вызывает доверие у зрителя. Когда нам говорят о проблемах, об экологии, уже нет ощущения, что нам что-то навязывают, внушают. Ты видишь Николаича и понимаешь, что это дядька, который делает очень классную работу. Он не из тех, кто готов ради знаний сидеть в каморке и что-то записывать, у него нормальный достаток — это история про то, что тебе не надо мириться с тем, что есть, что художник не должен быть бедным. Про то, что можешь сделать себе жизнь, как в книгах, но при этом не пойдешь на компромиссы, не встроишься в систему. Но мои герои не аутсайдеры, у них просто не системное мышление. И когда мы видим их гнев по поводу чего-то, то понимаем, что этот гнев — праведный.