14 мин.

«Паруса для меня – это легкие, которые позволяют дышать»

Интервью с Ольгой Костиной, инструктором Школы капитанов Силы ветра.

Ольга Костина – инструктор нашей Школы капитанов с почти 20-летним стажем, через практику у которой прошли сотни учеников. Мы поговорили с ней о первых походах, необходимости брать на себя ответственность и любви к Южной Корее и ее культуре.

— Как получилось, что ты попала в парусный спорт? И как ты впервые оказалась в море?

— В яхтинг я попала совершенно случайно. Мы прилетели с подругой отдыхать на Корфу и взяли машину напрокат. Когда ехали вдоль берега, я увидела объявление об аренде лодки. Как и у всех, у меня возникло ощущение, что это очень дорого. Но я приняла решение, что нужно будет проверить это по возвращении в Москву. Выяснилось, что для женщины есть два пути: либо стоять на носу лодки с бокалом просекко, либо стать самостоятельным капитаном. История про просекко — немножко не про мой характер, поэтому решение пришло моментально.

Где-то через месяц я сидела на курсах и изучала теорию, а уже через полгода была на практике в Турции. Мне было почти 30 лет, и я не могла найти свое хобби в жизни, а впервые попав на яхту, поняла, что это мое. Так начался очень долгий путь, который привел меня к инструкторству.

— Самая запоминающаяся история из твоей парусной практики.

— Вспоминается, как я попала в первый и, надеюсь, последний шторм за всю мою практику. Мы были неопытные, капитаном на лодке была не я, мы шли шесть часов до порта. Волна была трехметровая, половина команды была «под градусом». Преодолев шторм и сопротивление тех, кто был навеселе, трезвая половина команды благополучно довела лодку до марины. Так я поняла, что на море всегда будут люди, на которых можно положиться.

Вторая история связана со студентами. У нас сломалось рулевое управление, мы уже шли в сумерках, штурвал фактически заклинило. Я спокойно хожу по лодке, ищу, в чем проблема. Вдруг мы слышим сигнал тревоги, а потом все стихает. И тут мне звонят из офиса: кто-то на нашей лодке подал сигнал бедствия через айфон, и родственники звонят со всего мира, считая, что их парень тонет посреди Средиземки.

— Как ты стала инструктором? Какие были сложности?

— Я наблюдала за своим инструктором в первый свой день на яхте и поняла, что тоже так хочу. Но мои коллеги-студенты сказали, что это очень тяжелый труд. Мечта об инструкторстве должна была отлежаться. Первые пять лет я ходила капитаном — и в какой-то момент мне пришла информация о том, что набирается инструкторский курс. Я позвонила туда, и мне отказали. Потому что я женщина. Но я не привыкла, чтобы мне отказывали, поэтому я связалась с владельцем бизнеса. Мы долго разговаривали, дядька оказался очень мудрый и в то же время прямой, бывший подводник. Он сказал: «Это бизнес, я возьму тебя. Проявишь себя хорошо — возьмем тебя инструктором». Важным моментом также оказался мой возраст: это была не юношеская блажь. Видимо, я себя показала хорошо: через два года уже была старшим инструктором во флотилии.

Во время обучения на инструктора особых сложностей не было. Были небольшие мальчишеские подколки со стороны остальных обучающихся, потому что я была единственной женщиной в команде. Но это быстро закончилось. Мы были заняты делом, ребята понимали, что я иду наравне с ними. В какой-то момент появилась очень здоровая конкуренция. А когда я уже работала начинающим инструктором в своей первой школе, мальчишки были как старшие братья: всегда помогали, хотя и подшучивали немножко. Когда сейчас встречаемся, они, наоборот, уже просят у меня совета.

— Кстати, о предубеждениях: как часто ты сталкивалась со снисходительным отношением со стороны мужчин, мол, как может женщина быть наставником?

Если бы я послушалась этого человека, я бы не оказалась там, где сейчас нахожусь. Когда мы с ним встречаемся, он уже говорит по-другому, улыбается, мы взаимодействуем на равных.

Что касается студентов — бывает недоверие, когда ко мне приходят мужчины, но все заканчивается буквально в первый же день, с выходом в море. Очень многие студенты с высоким социальным статусом, наоборот, хотят, чтобы у них была женщина-инструктор. Не так важно, кто перед вами — женщина или мужчина. Важно, что это профессионал.

— Почему ты в итоге осталась в этой профессии? Что любишь в работе инструктора?

— Возможно, дело в корнях: у меня бабушка с дедушкой и тетя с мамой были учителями, я и сама умею преподавать, а первое мое образование — управление персоналом.

Что мне нравится в профессии: за три дня люди, которые до этого абсолютно не знали лодку, начинают ей управлять. А мне лишь остается немного шлифовать их знания и направлять их. Самое главное — видеть, как ученики радуются, что они могут управлять этой махиной, что она их слушается. Это дорогого стоит.

В парус в основном приходят взрослые люди с определенным жизненным опытом. Для кого-то это мечта молодости, кто-то просто хочет научиться управлять лодкой. Поэтому мне не приходится заставлять людей учиться и работать. Они понимают, что они попали на достаточно серьезное обучение, что нужно работать вместе с инструктором, чтобы лодка слушалась капитана.

— Что для тебя яхтинг, что он тебе дает? Не превратился ли парус для тебя в рутину за долгие годы?

— Яхтинг — это свобода.

Или даже крылья, которые позволяют обрести ту свободу, ради которой мы все созданы. Это похоже на миссию. Дарить мечту людям — это для меня и есть яхтинг.

Именно поэтому парус для меня не превратился в рутину, хотя я почти 20 лет в парусе. Максимум неделя на берегу — начинаю скучать по лодкам. Каждый выход в море — это что-то новенькое. Даже ветер дует по-разному.

— У тебя есть любимая лодка?

— Любимая рабочая лодка — Beneteau 40.7 Sweet Aloha. Серьезный гоночный болид, получаю колоссальное удовольствие, управляя именно ей. Когда попадаю на круизные лодки, больше отдыхаю. А гоночные лодки мне интересны, потому что у каждой из них свой характер, нужно их обуздывать каждый раз, как красивую дорогую лошадь. И вот когда ты с ней «договорился» о том, что вы сейчас пройдете под вот этим прекрасным ветром и выжмете из него все, — это прекрасное чувство.

— Гонки или походы?

— Больше предпочитаю походы. Я выросла в семье военных, мы очень много переезжали, поэтому я очень легко к этому отношусь. Для меня яхтинг — это удовольствие. В гонках я тоже могу поучаствовать, но только в течение какого-то короткого периода. Не хочу заниматься этим на постоянной основе.

— Где тебе больше всего нравится ходить? Куда мечтала бы отправиться?

— Самая любимая акватория — Турция, где я работаю. На мой взгляд, это очень развитая яхтенная страна, в которой есть все для комфортного отдыха. На втором месте — Хорватия, тоже красивая страна: огромное количество островов и марин, прекрасная акватория, отличные ветровые условия в сезон. Также очень понравились итальянские Сицилия и Сардиния, в отличие от материковой части.

Страна, о которой я мечтаю, — Южная Корея. Мне нравится культура, нравятся фильмы. С точки зрения яхтинга там тоже все отлично — я бы хотела, чтобы мы провели в Южной Корее учебный курс.

— Расскажи немного про то, как ты попала в Силу ветра.

— Один из администраторов в моей бывшей школе порекомендовал Силу ветра. Я пришла на собеседование к Максиму Пинигину и Саше Сколкову, мы долго разговаривали. Сначала они спрашивали меня, какой я вижу методику преподавания. Потом я задавала вопросы: какой методикой они пользуются, может ли Сила ветра подарить права за красивые глаза. Когда ребята мне ответили, что права у них действительно нужно заработать, я поняла, что нам по пути.

Сегодня мне по-прежнему нравится работа: я всегда знаю, что Школа меня полностью поддержит. Руководители слышат нас — я могу позвонить и спросить любые вещи про изменение методик или введение новых курсов.

— Какой совет ты бы дала тем, кто только идет учиться?

— Нужно обязательно ответить себе на вопрос: ради чего ты идешь учиться? Если это мечта, ради которой хочется учиться управлять лодкой, покорять моря и океаны, а не просто желание получить корочку, то заниматься точно стоит.

Перед учебой стоит сходить в поход, чтобы иметь представление о том, что это такое.

Тем, кто уже получил права, советую не бояться и обязательно выходить самостоятельно. Идите и набивайте шишки. Помните, что вы когда-нибудь обязательно ударите лодку, но страх ошибок не должен вас парализовать. Это всего лишь жизненный опыт.

— Что ты можешь посоветовать новичкам, которые во взрослом возрасте пришли в парус и не понимают, как выстраивать систему подготовки, на чем фокусироваться в первую очередь?

— Разницы, в каком возрасте вы пришли в парус, нет. Не нужно сразу пытаться объять необъятное. Невозможно сразу же уложить в голову огромный массив информации. Неважно, какой у вас статус, каких регалий достигли. Считайте, что сейчас вы абсолютно нулевые. Не стесняйтесь того, что вам не хватает опыта.

Когда ко мне приходят учиться, я говорю: «Первые два дня вы рулите лодкой через мои руки, я подруливаю. Вы только кладете руки на штурвал и чувствуете, как я управляю лодкой. Потом я постепенно отпускаю штурвал, и то, как яхта слушается вас, укладывается в голову. В итоге бразды правления переходят к вам».

— Ученики говорят, что ты строгий наставник — в случае чего можешь и прикрикнуть. Расскажи про свой подход. Что нужно сделать, чтобы обязательно сдать тебе экзамен?

— Мне нравится, когда про меня говорят, что я строгий наставник. В нашей Школе есть те, кто говорит: «Я не пойду учиться к Ольге — она строгая». И слава богу, и люди не мучаются, и я не мучаюсь с ними. А есть те, кто приходит ко мне и говорит: «Нам нужно, чтобы ты была с нами строга, встряхнула нас, чтобы мы наконец-то начали работать, потому что в реальной жизни мы достаточно расслабленные».

Я строга с теми, кто не учится. Обычно первые три дня я достаточно мягко и спокойно общаюсь с людьми и вливаю в них очень много информации. Но потом я требую эту информацию назад: задаю вопросы по тем темам, которые я уже дала. И если я слышу, что люди вообще не усвоили информацию, то я расстраиваюсь.

Когда ко мне приезжают студенты, я сразу же говорю: «Ребята, вы взрослые люди, поэтому и общаюсь с вами как со взрослыми людьми. Хотите учиться — учитесь, не хотите — значит, будем кататься». У меня нет задачи зарубить людей. Наоборот, стараюсь увидеть искру и дать им возможность проявить себя.

— Какие качества, на твой взгляд, важны для капитана?

Если сейчас девять утра и мы завтракаем, то капитан уже думает: «А что будет в час дня, как я буду себя вести? Куда пойдем завтра? Что у меня по погоде?»

Это человек, который готов нести бремя ответственности за любые принятые решения. По нынешним временам большая редкость, когда люди готовы брать ее как за себя, так и за команду. Большие города облегчают нам жизнь, предлагают готовые решения, когда не нужно думать. Закажите, купите — будет вам счастье. Море — это реальная жизнь, там решение принимаешь ты и за каждое обязательно несешь ответственность.

Один из моих бывших студентов (сейчас он уже капитан) недавно порекомендовал мне фильм с Томом Хэнксом, называется «Грейхаунд». Он сыграл капитана именно так, как я его вижу.

— Кстати, о фильмах — чем ты увлекаешься помимо лодок?

— Я очень люблю корейские фильмы, мне они кажутся многогранными, сложными. Из последнего выделю «Грязные миллионы». Это фильм о кол-центрах: ты проникаешь в корпорацию, которая занимается отъемом наших денег, и понимаешь, что там сидят не простые люди. Размах просто поражает. Запомнился «Идеальный человек» — ремейк фильма «1+1». Корейцы сделали его другим.

Очень люблю читать. Самая главная книга об управлении людьми — «Государь» Макиавелли, периодически ее перечитываю. Еще из любимых: «Скотный двор» Оруэлла и «Парфюмер» Зюскинда. Люблю и книги по психологии — они помогают мне в работе.

Очень люблю путешествовать, открывать для себя что-то новое, забираться в неизведанные места для того, чтобы посмотреть, как живут обычные люди. Когда ты не планируешь свое путешествие от достопримечательности до отеля, то получается увидеть людей. Очень простых, очень искренних.

И еще очень люблю кататься на сноуборде. Он для меня схож с яхтингом. Когда едешь на борде с горы и в ушах стоит звенящая тишина, возникает ровно такое же чувство свободы.

— Без чего никогда не выходишь в море?

— Я никогда не выхожу в море без банданы. Наверное, это единственная вещь, которая мне необходима. Мне без нее некомфортно на лодке, какие бы у меня ни были короткие волосы. Мне нужно полностью убирать их для того, чтобы контролировать все.

У меня все время волосы убраны, это прямо мой рабочий инструмент. Одна моя студентка сказала своей маме после моей лекции на суше: «Когда она утром выходит и начинает натягивать свою бандану, мы понимаем, что работа началась».

Что говорят об Ольге Костиной выпускники Школы капитанов

Ольга была очень требовательной, и это здорово. Структурно все объясняла и давала возможность самостоятельно принимать решения. Было бы здорово, если бы был организован курс уверенного капитана с Олей, чтобы была возможность отработать больше критических ситуаций.

Большое вам спасибо за Ольгу! Интересный человек, прекрасный инструктор, тренер и учитель. Строгий, организованный учебный и тренировочный процесс эффективно построен, но при этом не выматывает, а, наоборот, мотивирует. На практике я получила шикарный жизненный и яхтенный опыт, с ребятами сложилась классная команда, и уже не терпится выйти в море!

Ольга — большой профессионал, увлеченный своей работой на 100%. Внимательная, тактичная, но в то же время настойчивая. План учебы и практики выверен до минуты. Вовремя укладывается (теория плюс практика), и остается время на отдых и подготовку домашней работы. Умеет здорово объединить команду, верит в каждого и дает возможность обдумать свои действия и принять решение. Не давит, имеет к каждому индивидуальный подход. Маршрут невероятной красоты. Надеюсь еще увидеться!

Инструктор — топ из топа! Раскидывала Таро до прохождения практики, постоянно выпадала Императрица. Долго не могла понять, что это за женщина может быть, а потом ка-а-а-ак поняла!

Оля — классный инструктор. За полные восемь дней практики получил, на мой взгляд, максимум из возможного по навыкам управления яхтой. Оля в меру строга и справедливо требовательна. Никакого чилла, только интенсивное обучение. К концу практики был крайне измотан, но зато стало понятно, что к чему, и это бесценно.

Весь этот опыт точно поменял меня — и, я думаю, изменил каждого из ребят. Это практика не капитанская, а жизненная. Как вести себя в сложных условиях, как вязать и распутывать самые сложные узлы в жизни, как ставить паруса на ветер, как идти к намеченной цели в жизни. И даже если ты накосячил с вариацией и жизнь тебе подкинет магнитных девиаций, то ты построишь новый маршрут к своему счастью, включив логику.

Ольга была очень требовательной, и это здорово. Структурно все объясняла и давала возможность самостоятельно принимать решения. Было бы здорово, если бы был организован курс уверенного капитана с Олей, чтобы была возможность отработать больше критических ситуаций.

Большое вам спасибо за Ольгу! Интересный человек, прекрасный инструктор, тренер и учитель. Строгий, организованный учебный и тренировочный процесс эффективно построен, но при этом не выматывает, а, наоборот, мотивирует. На практике я получила шикарный жизненный и яхтенный опыт, с ребятами сложилась классная команда, и уже не терпится выйти в море!

Интервью: Евгений Китаев

Фотограф: Аня Зубкова

Редактор: Артем Макарский

Дизайн и верстка: Аня Волкова