9 мин.

Назад для будущего

О перспективах Марио Гетце в его новой старой команде рассуждать сейчас будут очень и очень многие. А вот мы немного выбьемся из тренда и поговорим сперва о другом – вспомним не такое уж далекое прошлое. Во-первых, Нури Шахина, который первым в свое время бодрой рысью ускакал из Дортмунда в Мадрид и прихромал обратно через полтора года. А во-вторых, Синдзи Кагаву, который по велению семьи отправился на Туманный Альбион и приехал домой через два.

Один раз – случайность, второй – закономерность. Ну а третий, пожалуй, окончательно подтвердил: возвращение блудных детей стало прямо-таки жизненным кредо «Боруссии». Но какой в этом высший смысл? Конечно, с учетом того, что на них троих Дортмунд наварил в общей сложности около 17 миллионов евро, сделки нельзя назвать неудачными. Но ведь ни Шахин, ни Кагава сейчас не играют в Дортмунде таких ролей, какие играли в свои лихие годы, а Дортмунд продолжает звать домой всех своих бывших игроков, заплутавших на карьерных дорогах. Итак, для чего же «шмелям» именно старая, родная кровь?

1

Конечно, в случае с возвращениями первых двух искателей приключений дело было во многом в Юргене Клоппе. Кто, если ни он, знал, как обращаться с Шахиным и с Кагавой, с которым по собственному признанию рыдал в обнимку перед отъездом японца в Англию. Знакомый тренер, знакомая команда, знакомая атмосфера – все это играло роль в адаптации самих игроков, растерявших на чужбинах уверенность в себе. Да и несмотря на то, что так ярко они уже не играют, оба вновь пришлись ко двору с точки зрения формирования состава. Шахин приехал обратно на закате карьеры Келя, а заменивший Нури Гюндоган уже тогда напоминал кота Шредингера – не то жив, не то мертв, не то лечится в Крыму, не то переходит в «Реал». Впрочем, по мнению многих следящих за его карьерой и историей болезней, второй и четвертый вариант были синонимичны.

Что до Кагавы, то и он вернулся тогда, когда стало ясно, что способность отыграть сезон без травм тому же Марко Ройсу поистине неподвластна. Да и не только ему – нагрузки Клоппа на тренировках действительно превышали допустимые пределы, и потому «Боруссия» вечно играла без половины основного состава. В то время любое усиление для команды было кстати.

Однако нынешняя ситуация в рамки предыдущих укладывается плохо. В конце концов, Дортмунд сейчас – совсем не та команда, из которой уходил Марио Гетце. Лазарет ее не переполнен, скамейка, даже с учетом потерь этого лета, стала пошире. А главное, Томас Тухель со своей манерой игры и работы – совсем не Юрген Клопп. Со спортивной точки зрения этот трансфер не выглядит однозначно беспроигрышным, и начинает казаться, что у «Боруссии» в этой трансферной саге есть и другая цель.

2

Увидев шесть лет назад, какие результаты демонстрирует тогда еще юная банда Клоппа, и почуяв реальную возможность сменить статус середнячка Бундеслиги на нечто большее, Ватцке и Цорк не стали ее упускать. Разумеется, они прекрасно знали, каким тяжелым и долгим будет путь. И понимали главное: для того, чтобы стать топ-клубом нужно не только добиваться топ-результатов – нужно начать вести себя как топ-клуб. Работа над статусом «Боруссии» все эти годы шла полным ходом. Именно ради этого статуса в Дортмунде еще в 2010-м году поставили и потенциальным покупателям, и потенциальному товару условие – каждое лето «Боруссия» продает не больше одного ключевого игрока. Условие вполне соответствовало реальному на тот момент положению Дортмунда в футбольных кругах, но в то же время и его амбициям.

И долгое время дортмундцы неукоснительно его соблюдали. Даже летом 2013-го, когда не прогнуться впервые было действительно тяжело. Тогда единственной потерей должен был стать Левандовски, которого планировалось отдать в «Баварию». Однако после того как мюнхенцы неожиданно отобрали у «шмелей» Гетце, боссы клуба, едва придя в себя, наотрез отказались отпускать в Мюнхен еще и поляка. Этим решением они лишили себя неплохих денег – то, что Левандовски через год уйдет из Дортмунда свободным агентом, причем именно в Мюнхен, уже тогда было ясно. Поэтому своим упрямством Ватцке тогда многих удивил, но причина у его непреклонности была. В том году «Боруссия» впервые осталась в Бундеслиге второй за «Баварией», вылетела из Кубка Германии от «Баварии» и «Баварии» же проиграла финал Лиги чемпионов. И «Баварии» же вынуждена была отдать своего лучшего игрока. Уступи Ватцке тогда и отпусти в Мюнхен сразу и второго, Дортмунд сразу потерял бы в глазах всех завоеванный с таким гигантским трудом авторитет. Очередным халифом на час стали бы воспринимать «Боруссию» и болельщики, и функционеры, и тренеры, и что хуже – все футболисты. Как уже играющие в команде, так и потенциальные новички.

Нынче статус клуба уже основательно подкреплен временем, хотя именно сейчас, впервые за годы, Дортмунд действительно сильно прогнулся. Впрочем, ошибкой будет считать, что отпустив Хуммельса, Мхитаряна и Гюндогана, «Боруссия» официально подняла руки и сдалась – она лишь взяла тайм-аут. После того, как обидные серебряные медали в очередной раз больно обожгли ладони, «шмели» впервые за несколько лет решились разжать стиснутые зубы. Слишком долго они бились с самой сильной за свою историю «Баварией», тщась отобрать у нее хоть один трофей. Слишком долго, слишком безуспешно и вымотались в итоге настолько, что в пылу этой войны проиграли даже вполне реальную к завоеванию прошлогоднюю Лигу Европы.

3

В итоге, переварив все случившееся за последние годы, Дортмунд принял решение: на шаг отступить. Остаться в лидерах, но снять с себя давящее бремя борьбы за трофеи. Немного передохнуть, подождать подходящего момента и перегруппироваться для нового прыжка. Тухель готов ждать, трансферы совсем молодых игроков вроде Эмре Мора и Усмана Дембеле об этом ясно говорят. Именно поэтому «шмели» без большого страха расстались сразу с несколькими лидерами, но ведь оставшимся по-прежнему необходимо демонстрировать серьезность амбиций.

Именно поэтому сейчас «Боруссия» по мере сил старается не только вынюхивать очередных молодых и перспективных, но и проворачивать трансферы «с именами», важные не только с игровой, но и со статусной точки зрения. И возвращение Гетце бесспорно является одним из таких. Да, Марио нынче считается «сбитым летчиком», и на первый взгляд кажется, что «Бавария» словно возвращает по гарантийному чеку не подошедший товар. Однако менее талантливым этот товар не стал, пусть даже подзапылившись. Гетце сейчас в самом расцвете сил, прошлый невзрачный сезон он закончил в последнем туре дублем, да и в сборной часто проводил неплохие матчи. Многие говорили о том, что в Мюнхене Марио просто не хватило человеческого отношения и доверия Гвардиолы. Потеряв же в процессе провального Евро даже доверие Лева, Гетце решил, что еще год в «Баварии» при отсутствии гарантий может стать для его карьеры приговором.

Обидно должно быть болельщикам мюнхенцев, потому что Анчелотти-то как раз – совсем не Гвардиола. Как раз папа Карло известен умением выстраивать отношения с игроками, как раз он мог бы, познакомившись с Марио поближе, зарядить его той верой, которой ему не хватало. Однако их первый телефонный разговор не сложился, Марио не захотел рисковать, а «Бавария» не захотела терять возможность заработать хоть какие-то деньги. Впрочем, даже несмотря на потерю лишь 10 миллионов, покупка автора золотого гола немцев на Чемпионате мира все равно войдет в список трансферных проколов «Баварии». Вдобавок, Гетце забрал назад еще и главный конкурент – в надежде через какое-то время понимающе улыбнуться рекордмайстеру со словами: «Вы просто не умеете с ним обращаться».

4

Ну а еще Дортмунд просто порадовался возможности провернуть крупный трансфер по маршруту не «в Мюнхен», а обратно. И разумеется, со всеми атрибутами вроде долгих переговоров и громких заголовков в газетах. Конечно, «Боруссия» наверняка предпочла бы обойтись без шумихи с учетом того, что трансфер все же по-прежнему остается рисковым. Однако  во внимании общества есть и позитивный аспект. Хотели «шмели» того или нет, но весной казалось даже, что они дразнят «Баварию» расползшимися слухами о возвращении – примерно так же, как сама «Бавария» пару лет назад дразнила их, беседуя с разными изданиями о том, каким интересным футболистом является Ройс. Впрочем, Ватцке довольно быстро положил конец этим домыслам, заявив, что Гетце все еще игрок мюнхенцев, и он не считает приемлемым для «Боруссии» его обсуждать. Карл-Хайнц Румменигге после такого даже поблагодарил коллегу за уважительное отношение.

И все-таки отношения были выяснены, и трансфер отгремел. Очередной блудный сын использовал свое возвращение как новое начало – ведь Дортмунд для Гетце, пожалуй, действительно был вариантом, который имеет больше всего шансов на успех. Перебираться за границу после пары бесславных лет было бы опасно. Даже в условный «Ливерпуль» к папе Юргену. Даже в клуб средней руки. Прижиться в новой лиге и без того нелегко, для этого надо быть уверенным в своих силах на все сто, а как раз с этим у Марио сейчас проблемы. В Дортмунде же он провел свои лучшие годы, так что родной стадион, родной город, родные клубные цвета должны будут напоминать о лучших днях и вселять уверенность.

Ну а «Боруссия» этот трансфер использовала как очередной маленький ментальный ход. В очередной раз словно бы тонко намекает Дортмунд всем вокруг, что не стоит зариться на его игроков – ведь шмели вне улья, как правило, долго не живут. Особенно пристально после этого хочется следить за развитием карьер новых птенцов, выпорхнувших этим летом из черно-желтого гнезда и отправившихся на поиски счастья в чужие края.

5

Будущее зовет. И попрощавшихся с «Вестфаленштадионом», и вновь вернувшихся на его газон, да и сам «Вестфаленштадион». Иногда чтобы вновь пойти вперед, нужно сделать шаг назад – и Гетце, и сама «Боруссия» это понимают. Однако пока у нас всех есть еще одно дело – похлопать по плечам обитателей дортмундской Зюйдтрибуны. Да, именно по ним этот переход ударит сильнее всего. Вернувшихся Шахина и Кагаву они в свое время приветствовали улыбками и аплодисментами. Ведь их отъезды были пусть и досадными, но вполне понятными – повышение, шаг в карьере. А вот уход Гетце стал настоящим ножом в спину. И разумеется, в Дортмунде его встретят не распростертыми объятиями, а ледяным отчуждением. Если повезет.

И все же холодным прием будет лишь из-за еще не прошедшей обиды. А через какое-то время, при достойной игре и главное – правильном поведении Марио, Зюйдтрибуна вновь понемногу начнет ему аплодировать. Сперва против воли, злясь на себя за мягкость, но с каждым разом чувствуя, что зарубцевавшаяся рана трехлетней давности болит все меньше.

Ведь умея искренне, беззаветно любить и ненавидеть, последние футбольные романтики умеют и прощать.

6

***

Бундеслига. Трансферное окно онлайн. Марио Гётце вернулся в Дортмунд

Смотрите немецкий футбол! «Бундеслига.ру» в социальных сетях: паблик/твиттер.