14 мин.

Этот эпичный финал

Стамбул. Одно лишь упоминание о нем дарит мне улыбку и навевает воспоминания, славные и невероятные воспоминания.

Когда дело касается трофеев, на Ливерпуль оказывается огромное давление. С первого появления в клубе, осознав масштаб истории Ливерпуля и выходя в дебютном матче, чувствуешь, какая большая ответственность возлагается на тебя. Не говоря уже, о победе в самом крупном клубном турнире, даже когда на команду никто не ставил.

За день до финала я не мог уснуть. Я слишком взбудоражен перед большими матчами и каждый раз бессонно ворочаюсь в кровати. Мне также не удалось поспать и после обеда в день матча. Зато сейчас, я могу вздремнуть после любой тренировки 40 раз на дню. Этому, возможно, поспособствовало появление трех моих детей, ведь необходимо было как-то высыпаться после бессонных ночей.

И  совсем неудивительно, что в день игры я то и дело зевал и чувствовал себя измотанным. Поэтому мне потребовалось некоторое время, чтобы адреналин разогнался по всему телу, как и у всей команды, по ряду причин. Из-за этого нас застали врасплох с самого начала. Наша мечта на глазах стала превращаться в настоящий кошмар.

Милан был командой выдающихся игроков, но и мы позволили себе выглядеть на их фоне не лучшим образом. Мы оставляли им слишком много пространства для маневра.

К голу Паоло Малдини, забитым на первой минуте матча, добавились еще два мяча Креспо, благодаря выдающийся игре Кака в полузащите. После свистка на перерыв, я отправился в раздевалку с бардаком в голове. Над нами просто издевались и все это происходило в финале. Нас вынесли вперед ногами, будто мальчиков, пытавшихся противостоять команде мужиков.

Многое было сказано, о чем же нам говорил Рафа в перерыве, но там не было ничего необычного. Он говорил, что нужно биться ради чести, упомянув, что нас приехало поддержать множество болельщиков, которые потратили солидные деньги на билеты на матч и на приезд в Стамбул. Он так же призвал нас продолжать верить до последнего. «Давайте забъем – сказал он – и посмотрим, что будет дальше». Затем он пробежался по тактическим перестановкам. Стивен Финнан получил травму и во втором тайме его заменил Диди Хамман. В связи с этим Рафа хотел, чтобы я играл чуть более активнее впереди.

Я в свою очередь тоже старался поддержать ребят, но в тот момент я и сам пытался не потерять оптимизм. Лично я думал, что игра уже закончена и молился, чтобы счет не стал еще более разгромным. «Пожалуйста, только не 6-0» - вот такие мысли были у меня в голове.

Но для меня было не совсем понятно, что же произошло дальше. А именно почему в игре, где все было против нас, вдруг наступил поворот. Да, конечно, мы сплотились в перерыве, да и перестановки, которые сделал Рафа тоже дали свои плоды, но нужно спросить у игроков Милана – почему они так резко сбавили? Почему в первые шесть минут после перерыва они были так расслаблены и физически измотаны? Почему оставляли столько неприкрытых зон? И это все было после того первого тайма, где они бились как львы. Казалось, будто их словно подменили.

Но, нас, то точно. Я забивал голы и покрасивее, но мяч, залетевший от моей головы прямо в верхний угол с передачи Йорна Арне Риисе– вне всяких сомнений важнейший в моей карьере. Этот гол был фундаментом, с которого мы начали свое возвращение и что самое главное лучиком надежды, который был нам так необходим.

Находясь в раздевалке мы слышали, как по стадиону эхом разносится наш гимн «You’ll Never Walk Alone». Наши болельщики продолжали верить, не смотря ни на что. Такая поддержка трибун наполняет надеждой. А как иначе? И после того, как Владимир Шмицер забил гол дальним ударом, Ататюрк буквально взорвался. Мы вернулись в игру. 

Милана Бароша часто критиковали за плохое взаимодействие с партнерами по команде на поле, но его пас пяткой в моменте с пенальти был просто потрясающим. Дженнаро Гаттузо толкает меня рукой в спину, я теряю равновесие, судья показывает на точку. Хаби Алонсо подошел к одиннадцатиметровому и пробил, но Дида отбил удар, но Хаби был хорош на добивании и вколотил мяч прямо под перекладину. Невероятно.

По полю пронесся ураган, который затянул и выбросил нас, но времени, чтобы все окончательно осознать у нас не было. После того, как на табло стадиона загорелся счет 3-3, я стал думать: «Серия пенальти. Доживем до серии пенальти».

Шок от потери столь солидного преимущества, похоже, привел Милан в чувство, как боксер приходит в себя после вдоха нашатырного спирта. Они снова устремились вперед.

А мы закрылись в обороне, пластались под их удары, надеясь, что удача не отвернется от нас. Джейми Каррагер был настоящей глыбой – раз за разом он отбивал передачи и прострелы игроков Милана. Но даже если вдруг его ноги сводили судороги – в воротах был надежен Ежи Дудек.

Даже сейчас, он не сможет дать ответ, как ему удалось отразить удар Андрея Шевченко, шедший прямиком в ворота. Но видеть на лице Шевченко, что он не может поверить в произошедшее – бесценно.

В ту самую секунду Милан осознал, что сегодня не их вечер и эта неуверенность отразилась на серии пенальти.

Диди, Влади и Джибриль реализовали свои одиннадцатиметровые и хотя удар Риссе был парирован, Милан уже не мог позволить себе еще одного промаха.

Рафа назначил меня бить пятым, что означало, что мой пенальти мог оказаться решающим, даже не смотря на неудачи игроков Милана. Нет проблем. Я и сам был не против. Но когда говорят, что-то вроде: «О, тебе так повезло, что ты футболист» и «Я бы отдал все, что угодно, чтобы быть футболистом, ведь у тебя все так просто и тебе платят так много денег», про обратную сторону всего этого тоже не стоит забывать. Я скажу откровенно. А вы бы смогли справиться с нервами, находясь лишь в пяти секундах от своей очереди в серии пенальти в финале Лиги Чемпионов? Я скажу даже более того – в пяти секундах от удара, который принесет Ливерпулю кубок Лиги Чемпионов? Вы можете себе это представить? Каково вам будет, зная, что о вашем промахе будут вспоминать до конца ваших дней?

И вот, наблюдая, как Шевченко подходит к точке для судьбоносного удара, я думал только о том, что вслед за ним наступит моя очередь. Я думал только об этом и не обращал внимание на происходящее. Я был уверен, что у меня все получиться и планировал ударить не на силу, а на точность.

В решающей ситуации, в которой оказался Шевченко, последнее, что пришло бы мне в голову, так это пробить парашютиком.

И когда Ежи отбил тот пенальти, прошел лишь миг, чтобы осознать, что мне не нужно подходить к точке, ведь мы стали победителями Лиги Чемпионов или Кубка Чемпионов, как этот турнир именовался раннее, в пятый раз в истории клуба.

И вот я наконец осознал, что же только что случилось. И я сошел с ума. Вне себя от счастья я ринулся к Карре и ребятам, чтобы разделить радость триумфа вместе друг с другом и с нашими болельщиками.

Мы праздновали до раннего утра и нам было не до сна. Все до единого пытались осознать в полной мере, чего нам удалось достичь. Эйфория с чувством облегчения – такие эмоции преобладали у меня на душе, но после, в течение нескольких дней, я чувствовал себя как выжатый лимон. Ведь давление перед и во время игры было просто колоссальным. Но все же, иметь в послужном списке галочку напротив графы «Победитель Лиги Чемпионов», ни с чем не сравниться. 

Кубок Чемпионов, который мы тогда выиграли, сейчас выставлен на ресепшне нашей тренировочной базы и я каждый день хожу мимо него. И когда я его вижу или когда смотрю Лигу Чемпионов по вечерам у себя дома, я всегда вспоминаю счастливые моменты того матча против Милана в финале. Но я уже перестал постоянно смаковать и уповать на стамбульский триумф. Никогда не забуду тот вечер, но это было уже достаточно давно. Сегодня я больше думаю, какие еще победы я могу одержать, пока не повесил бутсы на гвоздь, и какие трофеи мне еще удастся поднять над головой до конца моей карьеры.

Я отправился в раздевалку с бардаком в голове. Над нами просто издевались. 

 

                                                                              Шок и трепет 

Фото вместо тысячи слов. Мы словно контуженные, стоим и ждем розыгрыша мяча после очередного гола Милана. По моему лицу можно прочитать: «Они слишком сильны для нас. Нам не победить. Над нами просто издеваются». Как часто за последнее годы вы видели, чтобы Хаби Алонсо выглядел таким беспомощным, уставившимся куда-то вдаль? Но ведь с ним такого не бывает, правда? Можно орать и пытаться достучаться до команды, что еще не все потеряно, но будет проблематично заставить себя услышать, когда все разваливается на части. Трудно сказать, что-нибудь действительно воодушевляющее и чтобы это не выглядело, как просто слова утешения. Мы проигрывали 0-3 к перерыву и проигрывали с шумом и треском. 

alt

 

                                                    Разговор о кошмарном первом тайме

Зная Рафу, можно предположить, что на этой фотографии он говорит мне об опеке Кака и чтобы кто-нибудь начал присматривать за Андреа Пирло. Предположу, что я ответил: «Это невозможно». Мы проигрывали центр поля и это был просто кошмар. Своим выступлением за сборную Италии на Евро-2012 Андреа заработал множество хороших отзывов, особенно в четвертьфинальном матче против сборной Англии, закончившимся победой итальянцев в серии пенальти. Если не лишить Андреа времени и пространства, то он будет демонстрировать прекрасный футбол, ведь благодаря его техническому арсеналу и чувству паса, Пирло является одним из лучших в мире футболистом. Не думаю, что он силен физически, поэтому, считаю, что при должном прессинге, его можно будет догнать и накрыть, но вот в этом, то все и дело. Сильная сторона Андреа как раз в том, что он ведет игру за счет паса, особенно если соперник позволяет. 

alt

 

                                                                               Точный удар 

За свою карьеру, я забивал более выдающиеся голы по красоте и исполнению, но вне всяких сомнений, нет гола важнее, чем этот. Он не только вернул нам чувство собственного достоинства, но и дал нам немного надежды. Но, все же, я не думаю, что этот гол был катализатором, послужившим началом выдающегося камбэка. Я вбежал в штрафную, но сбросил скорость, после того, как первая подача Йона Арне Риисе была заблокирована, но, все таки, решил доиграть эпизод до конца. Что удивительно, этот гол я забил из свободной зоны, прямо между Япом Стамом и Алесандро Нестой, на тот момент являющимися лучшими защитниками в мире. Пробить головой из центра штрафной, охраняемой двумя этими парнями, тем более в игре такой важности, было действительно бесценно для меня. Удар получился инстинктивным. Я попытался исполнить его на точность, не вкладывая много сил, ведь подача была просто идеальна. 

                             

alt

 

                                          Если болельщики не отчаялись, то и мы не будем 

Находясь в раздевалке Ататюрк Стэдиум после первого тайма, будучи полностью подавленными, до нас донеслись слова гимна «You’ll Never Walk Alone», который пели наша болельщики на стадионе. Отправляясь к центру поля после забитого гола, я стал махать руками нашим болельщикам, чтобы показать – игроки с вами и мы тоже не собираемся сдаваться. Тысячи людей прилетело в Ливерпуль поддержать нас и поэтому биться до самого конца, было лишь малым, что мы могли для них сделать. И наши болельщики ответили нам, создав еще большую стену шума. Вы самые лучшие и этот триумф был достигнут ради вас.  

alt

 

                                                                         Поворотный момент

После гола Владимира Шмицера с дальней дистанции, инициатива перешла на нашу сторону. Следующий опасный момент у ворот Милана начался с паса пяткой Милана Бароша. Я крикнул ему, что врываюсь в штрафную и он среагировал незамедлительно. Милан (игрок) отпасовал идеально, но затем появился Дженнаро Гаттузо и толкнул меня рукой в спину, повалив меня на газон. Пенальти. Я сам хотел пробить одиннадцатиметровый, ведь на протяжении большой части сезона я был штатным пенальтистом. Но у Рафы было заведено на разные игры назначать разных пенальтистов и если кто-нибудь осмеливался не подчиниться его указаниями, то это выводило его из себя и все заканчивалось криками и штрафом. Несмотря на мое желание, на финал ответственным за удар с точки Рафа выбрал Хаби. Но я знал – Хаби не подведет. Не с первого, так со второго раза Хаби вколотил мяч в ворота Диды, будучи первым на добивании. Мы совершили камбэк. И это просто невероятно. 

alt

 

                                                                                Ради вас 

На этом фото я отправляю воздушный поцелуй своей семье на трибуне. Папа с моим братом в компании моих друзей прибыли в Турцию поддержать нас и мне хотелось их отблагодарить. После победы в остросюжетной серии пенальти, последовало самое грандиозное празднование на моей памяти и мне хотелось, чтобы моя семья было частью этого триумфа. Все что я имею, я достиг, благодаря им, благодаря их поддержке и вере в меня на протяжении долгих лет. И я горжусь, что у меня есть, чем их отблагодарить. Красный браслет на моей руке – это знак солидарности с «Фондом поддержки семей Хиллсборо».

alt

 

                                                                                  Чемпионы 

От этой сцены у меня до сих пор дух захватывает. Иногда я задумываюсь: «Как этой команде вообще удалось выиграть Лигу Чемпионов?» У нас было шесть или семь игроков высочайшего европейского уровня и не хочу никого обидеть, но остальные заметно уступали им в мастерстве. Поэтому для меня победа в Лиге Чемпионов до сих пор является невероятным достижением. Это был лучший вечер в моей жизни и сомневаюсь, что когда-либо переживу что-нибудь подобное. Ливерпулю будет очень тяжело в очередной раз стать лучшими в Европе, ведь сейчас в футбол вкладывается огромные деньги, в частности в такие клубы как Челси, Манчестер Сити, Пари Сен-Жермен и Реал Мадрид. Но на сегодняшний день даже попасть в ЛЧ является серьезнейшим испытанием для Ливерпуля.  

alt

 

                                                                      Счастливые скаузеры 

За последние годы мы с Джейми Каррагером стали ближе общаться. Возможно, этому послужил уход Майкла Оуна и Дэнни Мерфи летом 2005 года. Теперь во время выездных матчей мы селимся в одном номере и как капитан и вице-капитан, мы осознаем, какая большая ответственность лежит на наших плечах. Джейми был великолепен в стамбульском финале и даже несмотря на мучавшие его судороги, он пластался под удары, отбрасывая атаки Милана волну за волной. Для двух парней, выходцев из академией Ливерпуля, стоять плечом к плечу, в один из величайших вечеров в истории клуба, было особенным моментом. Карра – это легенда Ливерпуля и мой очень хороший друг. 

alt

 

                                                                         Поцелуй на Кубке

Моя жена Алекс говорит, что я целовал Кубок Чемпионов чаще, чем ее. Радость прошла и пришло облегчение. С детства я воспитывался, зная, какую роль для Ливерпуля играет Лига Чемпионов. Я видел записи, в которых Эмлин Хьюз, Фил Томпсон и Грэм Сунесс поднимали над головой Кубок Чемпионов и мне самому хотелось это повторить. Мне хотелось принести болельщикам Ливерпуля очередной Кубок Чемпионов.  

alt

 

                                                                             Красное море

Можно было почувствовать, как автобус буквально сотрясается по пути сквозь толпу в Сити Центре в Ливерпуле на следующий вечер после стамбульского финала. Болельщики буквально прижали конную полицию к автобусу. Царил хаос, но он был прекрасен. И не думаю, что вы увидите что-нибудь подобное где-то еще. Или, все же, вам знакома подобная картина? Но, тем не менее – это великолепное зрелище. Вау. Дух захватывает. Автобус еле шел по улицам Ливерпуля и у каждого, кто ехал на нем, остались воспоминания, которые не уйдут никогда. Ну а после у нас была вечеринка. Та ночь была очень долгой!

alt