Не обделайся. Почему сборная России раз за разом пробивает дно
Можно много говорить верных слов про лимит, натурализацию и тренерский гений Слуцкого, про детский футбол и ноу криминалити. Всё это верно. Но всё это частности.
Глобальную проблему российского футбола лаконично озвучил Константин Зырянов в преддверии матча с Израилем: "Не обос*аться бы".
Не хочет обделаться министр спорта, поэтому ужесточает лимиты и натурализует.
Не хочет обделаться директор футбольного клуба, поэтому для него разница между 8 и 9 местом больше, чем разница между 5 000 и 15 000 болельщиками на трибунах. Как-никак, отчет перед губернатором держать именно за одно место.
Не хочет обделаться футбольный тренер. Поэтому в условиях лимита на самых ответственных позициях будут играть легионеры, в гостях команда будет играть в 9 игроков за линией мяча, а дома - преодолевать такие же редуты (с футбольной точки зрения это влечет за собой господство борьбы в центре поля и пешей позиционной атаки., а значит, низкие игровые скорости). Поэтому же место молодежи в составе заказано. 15 минут в концовке благоприятно складывающегося матча - вот удел молодого футболиста.
Но не хочет обделаться и игрок. Зная, что у него всего 15 минут, и это появление на поле может стать для него последним в составе основной команды, молодой игрок, не чувствуя доверия тренера, выйдет не потерять мяч, присунув его ближнему, не допустить ошибки, вынеся круглого подальше в аут. Рэшфорд выходит на замену в составе МЮ без страха, через каких-то пару месяцев становится игроком основы и воплощает свою мечту детства. Молодые российские игроки (22-23 лет от роду) инфантильно прячутся на поле и ищут комфорта.
Знакомая картина, верно? Любой решающий матч для сборной России превращается в пародию игры в футбол на ватных ногах. Огромное количество брака, невынужденных ошибок, передач назад, поперек, в недодачу, с огромным запасом, чтобы не перехватил соперник. А он выходит играть и выигрывать.
Футбол справедлив: тот, кто приходит играть и выигрывать, играет и выигрывает. Тот, кто ступает на газон с мыслью не обделаться, обязательно обделывается. Тот, кто всеми силами пытается избавиться от ответственности (вспомним эпизод с капитанской повязкой), вне сомнения, проиграет эпизод менее квалифицированному, но кайфующего от возможности войти в историю игроку.
Что взрастило такой менталитет? Здесь слишком глубоко нужно копать. Имперское сознание с неадекватной оценкой собственных возможностей, репрессивные механизмы управления на уровне запретить/разрешить, начиная с первого класса обычной и футбольной школы, много чего. Если коротко, нас из поколения в поколение воспитывали в боязни допустить ошибку, в обстановке, где риск чреват, а инициатива наказуема.
Ясно одно: пока негативная повестка (не ошибиться, не подвести) не поменяется на позитивную (добиться, показать себя), Уэльсы, Алжиры, Греции будут повторяться с пугающей частотой.