6 мин.

«Хватит нас снимать, валите на хер». Английские фанаты буянят в Лилле

Репортаж Владислава Воронина из города, где скоро будет матч Россия – Словакия.

alt

Около семи вечера в Лилле вдруг закоротило. На площади между двумя железнодорожными вокзалами возникли более тридцати полицейских микроавтобусов и солдаты с боевыми автоматами. Это была не перестраховка и не уроки Марселя, а суматошная реакция на первую стычку между русскими и английскими фанатами.

alt

Все случилось около бара La Palais de la Biere, куда занесло небольшую группу русских и где давно расположились британцы. Англичане и валлийцы, которые вообще-то друг друга ненавидят, неожиданно объединились и пели одни и те же песни. В таких условиях пары резких слов было достаточно, чтобы раскалить ситуацию.

– Fuck off Russia! Fuck off Russia! – скандировали британцы.

В разные стороны летели стулья, англичане дополнительно бросались стеклянными бутылками. Правда, вскоре примчалась полиция.

– У британцев была большая компания. Вдруг рядом появились несколько русских, их было значительно меньше. Поднялся шум, а следом началась стычка. Все продолжалось пять минут, потом приехала полиция, и англичане конфликтовали уже с ней, – на правах анонимности рассказал управляющий пострадавшего бара.

Бар не разбомбили – так, разбили несколько стаканов, перевернули стулья и столы, оформили трещину на стекле.

Брусчатка стала липкой от пролитого пива, повсюду валялись осколки, а стулья и столы сложили в огромные кучи и внесли внутрь, потому что владелец бара тут же приказал закрыться.

alt

– Вам страшно? – спросил я у управляющего бара.

В ответ менеджер только пожал плечами.

– А что делать? Просто надеюсь, что завтра такого не будет и мы сможем работать.

Вместе с пострадавшим баром закрылись и три соседних. Мало ли что.

alt

В Лилле совсем нет ощущения, что кто-то может гарантировать безопасность в день матча. Полиции вокруг много, но она не работает на опережение, а всегда выжидает и стоит в стороне, словно боясь спровоцировать фанатов своим присутствием. Например, в одном из патрулей на улице Фэдерб из 8 полицейских 5 были женщинами. Что они могли бы сделать против толпы, если у них даже не было дубинок?

alt

Англичан в Лилле крайне много. Кто-то живет здесь из-за соседства с более мелким Лансом, где 16 июня прогремит британское дерби с Уэльсом. Кто-то не хочет уезжать из-за прямого сообщения с Лондоном. Кто-то приехал специально – чтобы насладиться бурлящей атмосферой города, где много русских. Последнего никто и не скрывает: английская полиция открыто просила фанатов воздержаться от поездок в Лилль, если у них нет билетов на игру.

Чтобы справиться с этим нашествием, власти региона запретили продажу алкоголя в магазинах Лилля и Ланса. С шести вечера вторника и до пятницы ни один супермаркет не может пробивать вино, виски и даже пиво. Кроме того, запрещено распивать любые напитки в бутылках и банках. Это сделано, чтобы а) уменьшить количество пьяных на улицах; б) не дать фанатам орудие для нападений, поскольку стеклянные бутылки из-под пива не раз использовали в Марселе. Правда, ограничения не касаются кафе, баров и пабов – там можно пить сколько влезет.

Именно так поступили англичане, которые к восьми вечера переместились на другую сторону улицы рядом с вокзалом Фландрия. Все безобидно начиналось с гимна и традиционной песни Don’t Take Me Home.

Со временем развлечения становились все изощреннее. Например, толпа бросала монеты цыганским детям и диковато смеялась, когда те гонялись за каждым центом, падая и вытягивая руки в попытках опередить друзей. Один из болельщиков подходил к ним вплотную и имитировал удары руками и пинки со спины.

Чем больше алкоголя выпивали англичане, тем агрессивнее они становились. Все чаще сыпались претензии журналистам, которые снимали происходящее. Фанаты подбегали к операторам и орали, резкими движениями отодвигали камеры или пытались сдвинуть объектив.

В какой-то момент пристали и ко мне. Мужчина лет 35 в футболке с фамилией Руни на спине крепко меня обнял и что-то спросил – понять было невозможно из-за акцента и степени алкогольного опьянения. Я попросил повторить вопрос – и англичанин, залпом выпив пластиковый стакан пива, агрессивно потянулся к карману моих джинсов, где лежал смартфон.

Естественно, я двинулся в сторону и схватил его за руку. Тогда рядом возник второй, а потом и третий англичанин – навалившись, они ограничили мои движения, а айфон тем временем ускользнул в руки тех, кто стоял позади.

На все аргументы про журналистское право снимать и готовность показать документы англичане отвечали очень просто.

– Валите все отсюда на хер! Хватит нас снимать! Все пошли вон! На хер!

Потом выяснилось, что мой айфон со всей силы бросили на асфальт, несколько раз на нем потоптались, а потом еще и поиграли им в футбол.

Спустя пару минут какой-то совестливый англичанин поднял смартфон с земли и очень резким, незаметным движением сунул мне его в руку – чтобы никто из своих не заметил и не поднял лишний шум. К тому моменту по экрану пробежала большая трещина.

Впечатлила реакция французской полиции. Коллега Иван Карпов с сайта «Матч ТВ» на камеру спросил у жандарма, может ли кто-то помочь разобраться с англичанами, которые украли смартфон и нанесли мне ущерб, испортив экран.

– Вы можете нам помочь? Просто помочь.

– Нет, – помотал головой жандарм.

После такого вопросов о некоторых организационных проблемах Евро-2016 уже нет.

Следом англичане сорвали флаг России, который висел над входом в бар вместе с 23 флагами других участников Евро. Его топтали на земле, пропускали между ног, имитируя подтирание, и размахивали им в перевернутом виде.

alt

Российские болельщики, которые стояли на расстоянии метров тридцати, думали, как ответить.

– Не хотите собраться и тоже что-нибудь спеть погромче? – спросили меня около десяти вечера.

Главное – чтобы сегодня днем это не превратилось в желание ответить кулаками.

Русские фанаты против Франции. Кто виноват?

Побьют ли вас на Евро-2016?

Новая стычка фанатов из России и Англии

P.S. Ночью состоялась еще одна драка между российскими и английскими болельщиками.

alt
alt

Фото: Gettyimages.ru/Carl Court (топовое); REUTERS/Benoit Tessier (6), Wolfgang Rattay (7,8)