Бойцы видимого тыла
В обычном представлении о сборной Бразилии роль центральных защитников явно недооценивается. А зря.
С момента, когда селесао выиграла свой первый чемпионат мира, бразильские центрбеки редко попадали на первые полосы газет. Они словно бы приговорены навечно жить в тени остальных восьми полевых игроков. Проверьте сами, кого из них вы запомнили: Беллини и Орландо, игравших в 1958-ом, Мауро и Зозимо (1962), Беллини и Алтаира (1966), Брито и Пьяццу (1970), Луиса Перрейру и Мариньо Переса (1974), Оскара и Амарала (1978), Оскара и Луизиньо (1982), Жулио Сезара и Эдиньо (1986), Рикардо Рочу, Мауро Галвао и Рикардо Гомеша (1990), Алдаира и Марсио Сантоса (1994), Жуниора Байано и Алдаира (1998), Лусио, Эдмилсона и Роке Жуниора (2002) и, наконец, пару Лусио-Жуан, уже игравшую вместе в 2006-ом?
И тем не менее. Для того, чтобы навязать сопернику свою игру, которая приносила бы результат, для того, чтобы вести игру как широко, так и остро, для того, чтобы угрожать воротам как в позиционных атаках, так и в быстрых прорывах, для того, чтобы при этом команда могла надёжно обеспечить безопасность своих ворот, сохраняя необходимый баланс в игре, и для того, чтобы сборная могла, просто-напросто, заниматься на поле тем, что получается у неё лучше всего: держанием мяча, перемещениями по полю, поиском свободных зон, резкими неожиданными ускорениями и сменой ритма атаки, когда после, казалось бы, захлебнувшегося наскока следует один выверенный пас, переводящий осаду ворот в решающую стадию, пара центральных защитников просто-таки жизненно необходима.
Какова основная идея, на которой строит свою сверхконсервативную игру Дунга? Раз основная угроза воротам обычно идёт из центра поля, и так как крайние защитники, в бразильском понимании, представляют из себя, в первую очередь, первую линию атаки, команде необходимы три игрока, которые постоянно контролировали бы зону перед своей штрафной. Иначе говоря, нужны два центральных защитника, обладающие отменной физикой, равно как и техникой, и опорник-волнорез, располагающийся перед ними (каким был сам Дунга в 1990-ом и 1998-ом, Мауро Сильва – в 1994-ом, или Жилберту Силва, выступающий на этой позиции с 2002-го года), играющий очень глубоко, иногда будто становясь третьим элементом линии обороны, и чья основная задача может быть описана так: подбирать все мячи, которые прилетают в зону с какой бы стороны они не прилетали, и связать своими действиями центрфорварда соперника, так чтобы двум центрдефам оставалось бы только подчищать долетающие до них «крошки» и бороться с длинными забросами мяча.
Кроме этого, в сборной Бразилии, в большей степени, чем в любой другой команде, центральная ось должна быть отменно сыграна, обладать прекрасным взаимопониманием и тактической выучкой, в частности, умело выбирать позиции, постоянно держа дистанцию, как по отношению к воротам, так и по отношению друг к другу, которая была бы удобна для того, чтобы вступить, в случае необходимости, в единоборство, но кроме этого, паре оборонцев необходимы также и технические навыки, требующиеся для того, чтобы отдать первый пас ближнему или чтобы сделать длинную передачу вперёд; нужно также уметь играть головой, скорость, эффективность в единоборствах, равно как и быть готовым к стандартам и у своих ворот, и у чужих.
В лице Лусио и Жуана, дуэта, уже игравшего четыре года назад в Германии, и с Жулио Сезаром в воротах, бразильская дружина более чем хорошо укомплектована для того, чтобы обеспечить высочайший уровень безопасности у своих ворот. Игрок «Интера», Лусио, исполняющий, кроме всего прочего, роль капитана команды – это прирождённый лидер, выделяющийся, прежде всего, своей нацеленностью на борьбу, без боязни идущий в любые единоборства, умеющий также и грамотно выйти из обороны за счёт дриблинга или сместиться в среднюю линию, как это делал когда-то Лоран Блан.
Римлянин-Жуан, который читает игру, вне всякого сомнения, лучше своего коллеги, и который ещё более чёток в передачах, примечателен, прежде всего, своим умением сыграть на опережение, перехватить мяч, а также способностью совершать быстрые рывки, расчётливостью и умением придать командной игре необходимую текучесть .
Мораль? Этих двоих практически не пройти. И, до тех пор пока Кубок мира нам не докажет обратное, равных этой паре на Чемпионате мира нет.
Патрик Урбини, France Football